Отбирая организации для выездной налоговой проверки, специалисты ФНС оценивают их деятельность по определенным критериям. Для каждого из них существует пороговое значение . Если показатель компании по этому критерию выходит за пороговое значение, то ее шансы стать кандидатом для выездной проверки увеличиваются. Всего таких критериев более 40, однако относительно НДС для налоговых органов главный критерий — удельный вес вычетов по НДС .

Как оценить, достаточно ли налога на добавленную стоимость платит организация? Ведь абсолютные цифры в этом плане совершенно неинформативны. Размер налога зависит от совокупности факторов, среди которых вид деятельности, рентабельность, наценка, сезонность и множество других, вплоть до общеэкономической ситуации в стране. Поэтому формулировка вопроса «сколько платить НДС, чтобы налоговики не пожелали приехать с проверкой? » сама по себе некорректна.

Гораздо правильнее задаться вопросом о доле вычетов в общей сумме начисленного НДС, ведь именно на этот показатель обращают внимание налоговики. Официально он называется удельный вес вычетов НДС в исчисленной сумме НДС по налогооблагаемым объектам.

Для Российской Федерации пороговое значение этого показателя на 01.11.2019 составляет

Информацию по безопасной доле вычета по регионам — именно на эти цифры ориентируется местная налоговая при проверке.

Для Москвы пороговое значение показателя на 01.11.2019 составляет

Расчет удельного веса вычетов НДС

Что означает этот показатель и как рассчитывается? Это ничто иное, как процент вычетов по НДС в сумме начисленного налога. Для его расчета нужны всего два значения, которые можно найти в разделе 3 . Это строка 190 (НДС к вычету) и строка 118 (НДС начисленный).

Рассчитывается показатель по следующей формуле:

НДС к вычету / НДС начисленный * 100%

Для того чтобы увидеть динамику этого показателя, лучше взять соответствующие данные из четырех последних деклараций.

В результате расчета получится значение в процентах, соответствующее удельному весу вычетов НДС в общем количестве начисленного налога. Другими словами, это значение показывает, какой процент от начисленного НДС компания заявляет к вычету. Именно его будут сравнивать налоговые органы с пороговым показателем для того, чтобы сделать вывод о степени налоговых рисков компании по НДС. Если удельный вес вычетов НДС по данным декларации налогоплательщика больше, то это сразу же привлекает внимание налоговых инспекторов.

Пример расчета безопасного размера вычета по НДС

Предположим, за отчетный период налогоплательщик из Москвы уплатил НДС в сумме 100 000 рублей.

Много это или мало для данной организации, сказать невозможно. Но картина становится более понятной, если рассчитать показатель удельного веса вычетов НДС:

Согласно данным декларации компании, за указанный период сумма исчисленного НДС с учетом восстановленных сумм 1 500 000 рублей () .
Налоговый вычет за тот же период составил 1 400 000 рублей () .
Подставив эти цифры в приведенную выше формулу получаем, что удельный вес вычетов НДС в сумме начисленного налога в рассматриваемом периоде составил
1 400 000 / 1 500 000 = 93,33% .
Это больше порогового значения 88,76% для Москвы (на 1 ноября 2019 г.) , а значит у налоговой появился повод взять налогоплательщика «на карандаш» .

Какова же должна быть сумма НДС в рассмотренном примере для Москвы, чтобы не вызывать повышенного внимания налоговиков?

Исходя из критериев, применяемых в ФНС, компании из нашего примера нужно заплатить как минимум 168 600 рублей НДС, чтобы не выйти из «безопасной» зоны.

Чем чревато превышение порогового значения?

Очевидно, что проверка не постучится к вам в дверь, как только указанный показатель выйдет из «безопасной» зоны. Ведь критериев оценки налоговых рисков, как было сказано выше, существует четыре десятка. Ровно поэтому же нахождение удельного веса вычетов по НДС в «безопасной» зоне никоим образом не гарантирует отсутствие интереса ФНС к налогоплательщику.

Таким образом, если удельный вес вычетов НДС вышел за пороговое значение, можно считать, что стрелка весов немного склонилась в сторону выездной налоговой проверки вашей компании. Однако не стоит этого бояться, ведь если бизнес ведется честно, то предпринимателю, директору или бухгалтеру всегда есть что возразить на претензии сотрудников ФНС.

Безопасный вычет по НДС по регионам

Информация о безопасной доле вычета НДС на IV квартал 2019 года можно рассчитать по данным отчета налоговой 1-НДС.

Все данные нами уже рассчитаны и сведены в одну таблицу :

Безопасная доля вычетов на 01.11.2019 Безопасная доля вычетов на 01.08.2019 Безопасная доля вычетов на 01.05.2019 Безопасная доля вычетов на 01.02.2019
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 87,39% 86,93% 86,10% 88,05%
в том числе:
ЦФО 89,26% 88,76% 88,48% 89,51%
Белгородская область 91,63% 91,68% 92,00% 92,75%
Брянская область 90,11% 88,89% 86,69% 92,97%
Владимирская область 85,34% 85,73% 85,73% 87,45%
Воронежская область 92,93% 92,91% 93,53% 92,41%
Ивановская область 92,56% 92,23% 92,36% 94,08%
Калужская область 90,01% 89,90% 90,03% 89,23%
Костромская область 86,08% 85,73% 87,83% 89,76%
Курская область 89,94% 91,35% 91,74% 91,91%
Липецкая область 104,42% 105,42% 106,71% 109,05%
Московская область 89,04% 88,74% 88,99% 89,85%
Орловская область 92,97% 92,55% 93,47% 94,65%
Рязанская область 83,23% 83,81% 85,76% 85,14%
Смоленская область 95,32% 94,64% 94,07% 95,27%
Тамбовская область 96,39% 97,26% 99,12% 102,84%
Тверская область 91,63% 91,66% 92,80% 94,39%
Тульская область 96,85% 97,55% 96,99% 97,47%
Ярославская область 89,16% 89,80% 87,41% 90,74%
город Москва 88,76% 88,08% 87,62% 88,66%
СЗФО 87,18% 87,02% 86,96% 88,18%
Республика Карелия 74,88% 76,40% 80,56% 84,84%
Республика Коми 76,38% 76,42% 76,04% 79,07%
Архангельская область 77,44% 83,27% 78,50% 92,10%
Вологодская область 98,10% 99,44% 99,78% 96,26%
Калининградская область 60,35% 60,30% 61,33% 63,58%
Ленинградская область 86,10% 86,65% 88,89% 88,67%
Мурманская область 121,95% 103,07% 84,41% 92,32%
Новгородская область 95,84% 94,71% 97,65% 94,57%
Псковская область 89,14% 88,10% 90,66% 94,10%
город Санкт-Петербург 87,73% 87,57% 87,56% 88,73%
Ненецкий АО 147,56% 140,38% 154,60% 126,77%
СКФО 89,18% 89,60% 85,87% 90,57%
Республика Дагестан 83,16% 84,26% 84,24% 84,89%
Республика Ингушетия 93,28% 93,81% 93,30% 99,02%
Кабардино-Балкарская Республика 86,70% 87,95% 90,48% 94,21%
Карачаево-Черкесская Республика 91,81% 91,75% 92,56% 94,31%
Республика Северная Осетия-Алания 88,48% 89,38% 89,15% 87,62%
Чеченская Республика 97,47% 100,11% 66,44% 100,40%
Ставропольский край 88,75% 88,81% 88,72% 89,48%
ЮФО 90,10% 89,76% 90,31% 91,59%
Республика Адыгея 85,74% 86,11% 86,69% 86,78%
Республика Калмыкия 80,22% 82,45% 87,15% 81,10%
Республика Крым 85,70% 86,23% 86,95% 89,73%
Краснодарский край 90,74% 90,76% 91,30% 93,21%
Астраханская область 65,85% 64,39% 60,28% 58,65%
Волгоградская область 90,70% 88,23% 89,15% 90,69%
Ростовская область 92,72% 92,84% 93,70% 94,07%
город Севастополь 81,26% 81,25% 81,10% 82,99%
ПФО 86,26% 85,60% 81,02% 86,79%
Республика Башкортостан 91,04% 89,38% 90,28% 90,53%
Республика Марий-Эл 88,36% 88,19% 89,24% 90,19%
Республика Мордовия 92,38% 92,81% 93,27% 90,54%
Республика Татарстан 87,88% 87,56% 87,38% 88,48%
Удмуртская Республика 79,95% 79,29% 79,71% 81,95%
Чувашская Республика 83,60% 84,24% 85,56% 85,71%
Кировская область 87,05% 87,45% 88,82% 87,36%
Нижегородская область 88,99% 88,96% 63,08% 88,59%
Оренбургская область 71,29% 69,82% 70,75% 73,44%
Пензенская область 91,13% 90,95% 90,54% 91,12%
Пермский край 82,01% 80,64% 80,76% 82,69%
Самарская область 83,63% 83,27% 83,77% 85,13%
Саратовская область 84,06% 83,23% 83,56% 85,61%
Ульяновская область 91,22% 91,09% 91,05% 91,37%
УФО 77,92% 77,35% 76,67% 79,32%
Курганская область 85,43% 84,69% 86,21% 88,07%
Свердловская область 91,64% 91,50% 91,20% 91,40%
Тюменская область 83,81% 84,28% 84,55% 84,61%
Челябинская область 91,11% 90,80% 90,76% 92,32%
Ханты-Мансийский АО — Югра 58,70% 56,89% 57,34% 62,57%
Ямало-Hенецкий АО 64,39% 65,61% 61,99% 63,94%
СФО 84,16% 84,22% 84,50% 85,56%
Республика Алтай 90,52% 91,58% 93,17% 94,00%
Республика Тыва 77,99% 76,66% 82,10% 73,53%
Республика Хакасия 89,66% 89,94% 90,09% 92,13%
Алтайский край 90,16% 89,74% 89,67% 90,15%
Красноярский край 78,06% 79,53% 80,66% 83,04%
Иркутская область 77,06% 77,21% 77,83% 78,88%
Кемеровская область — Кузбасс 90,77% 89,43% 88,67% 88,95%
Новосибирская область 89,51% 89,55% 89,83% 90,25%
Омская область 88,27% 88,51% 89,06% 90,73%
Томская область 77,34% 77,03% 76,51% 77,02%
ДФО 96,97% 95,85% 94,96% 95,86%
Республика Бурятия 90,62% 91,55% 89,74% 89,66%
Республика Саха (Якутия) 90,67% 89,68% 86,76% 87,16%
Приморский край 94,38% 93,25% 93,19% 94,23%
Хабаровский край 92,91% 91,97% 91,61% 94,62%
Амурская область 130,35% 127,83% 131,40% 124,68%
Камчатский край 90,25% 89,69% 82,32% 85,99%
Магаданская область 97,54% 98,80% 95,29% 91,23%
Сахалинская область 98,33% 96,99% 93,92% 89,72%
Забайкальский край 89,50% 87,29% 87,42% 90,06%
Еврейская автономная область 86,78% 90,63% 105,64% 112,00%
Чукотский АО 120,31% 115,38% 111,56% 110,23%
БАЙКОНУР 93,39% 71,83% 74,90% 73,78%

Актуальный размер средней доли вычетов, можно рассчитать по данным отчета 1-НДС публикуемом на сайте ФНС России nalog.ru. Безопасная доля вычетов НДС рассчитывается по формуле: Доля НДС-вычетов по региону = Сумма вычетов по НДС (столбец 2100.1 отчета 1-НДС по региону) / Налог к начислению (столбец 1100.1 отчета 1-НДС по региону) х 100%

Для примера цифры по Москве из отчета 1-НДС на 01.08.2019: 11 958 456 461 / 10 532 692 655 * 100% = 88,08%

Повод для проверки

Превышение вышеуказанных величин безопасной доли вычетов чревато проверкой организации налоговой. Об этом ФНС объясняет в своем письме от 17.07.2013 № АС-4-2/12722.

При решении вопроса о проведении в отношении организации выездной проверки ИФНС исследует различные факторы. Основной из них — показатель налоговой нагрузки. Что понимается под налоговой нагрузкой и как рассчитывается налоговая нагрузка по НДС, расскажем в нашей консультации.

Что такое налоговая нагрузка?

Под налоговой нагрузкой (НН) понимается показатель, определяемой как частное от деления суммы уплаченных налогов (Н) к обороту (выручке) (О) (п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@):

НН = Н / О

Указанный показатель может рассчитываться как по конкретному налогоплательщику, так и по их группам. Например, для определения среднеотраслевых коэффициентов налоговой нагрузки.

Показатель налоговой нагрузки является одним из общедоступных критериев самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, ведь показатели налоговой нагрузки по видам экономической деятельности являются открытой информацией. Эти сведения размещаются на официальном сайте ФНС в специальном разделе .

Так, например, средний показатель налоговой нагрузки в целом по отраслям по итогам 2017 года составил 10,8%, а в т.ч. в сельском хозяйстве - 4,3%, в строительстве - 10,2%, в торговле - 3,2% (Приложение № 3

Соответственно, если налоговая нагрузка налогоплательщика ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (виду экономической деятельности), повышается риск назначения в отношении такого налогоплательщика выездной налоговой проверки (п. 1 Раздела 4 Приложения №1 , п. 1 Приложения №2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@).

В расчете налоговой нагрузки участвуют все уплаченные организацией или ИП налоги, за исключением страховых взносов и ввозного НДС. А оборот берется по данным бухгалтерского учета как сумма выручки без НДС и прочих доходов (Письмо Минфина от 11.01.2017 № 03-01-15/208 , Письмо ФНС от 29.06.2018 № БА-4-1/12589@).

О том, как можно составить пояснения на запрос ИФНС о снижении налоговой нагрузки, мы рассказывали .

Налоговая нагрузка по НДС

Приказ ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ не предусматривает расчет налоговой нагрузки по отдельным видам налогов. Соответственно, нет и ориентиров, на которые налогоплательщик может опираться при решении вопроса, достаточно ли, с точки зрения налоговиков, он уплачивает того или иного налога. Тем не менее такой расчет как инспекция, так и налогоплательщик могут производить. И недостаточное, по мнению налоговой инспекции, значение налоговой нагрузки по НДС может привлечь к налогоплательщику повышенное внимание. Так, исходя из указанного выше алгоритма, для налоговой нагрузки по НДС формула расчета на примере может выглядеть так.

Предположим, сумма уплаченного НДС за 2017 год составила 47 500 тыс.руб., а величина выручки (без НДС) и прочих доходов составила 3 200 000 тыс.руб. Следовательно, налоговая нагрузка по НДС составит 1,5% (47 500 / 3 200 000 * 100).

Обращаем внимание, что применительно к НДС налоговиков интересует больше такой показатель, как доля налоговых вычетов в сумме начисленного НДС за 12 месяцев. О том, что понимается под безопасной долей НДС-вычетов, мы рассказывали в отдельном .

По структуре налогов, включаемых в расчет при определении налогового бремени;

По показателю, с которым сравнивают уплачиваемые налоги.

НН = (НП / В ВД) x 100%,

где НН - налоговая нагрузка на организацию; НП - общая сумма всех уплаченных налогов; В - выручка от реализации продукции (работ, услуг); ВД - внереализационные доходы.

Такой расчет не позволяет определить влияние изменения структуры налогов на показатель налогового бремени, поскольку рассчитанная по этой методике налоговая нагрузка характеризует только налогоемкость произведенной продукции (работ или услуг) и не дает реальной картины налогового бремени налогоплательщика.

Сумма уплаченных налогов и платежей во внебюджетные фонды увеличивается на сумму недоимки по налоговым платежам.

Итак, размер фискального обременения - это отношение суммы фискальных платежей экономического субъекта, исчисленного в процентном выражении, к сумме полученной выручки, определенной по данным бухгалтерского учета за отчетный период.

Для верного подсчета столь важного показателя учитывайте следующие рекомендации:

  1. В расчет включайте все суммы фискальных платежей, которые были начислены налогоплательщиком в отчетном периоде.
  2. Учтите платежи, которые компания уплачивает в качестве налогового агента. Например, НДФЛ по работникам также включайте в расчетные данные.
  3. Исключите суммы ввозного НДС.
  4. Не учитывайте таможенные пошлины, уплачиваемые по действующему законодательству.
  5. Суммы начисленных страховых взносов тоже не включайте в расчет.

Суммы уплаченных страховых взносов в расчете не учитываются.

По данным ФНС: минимальное значение нал. нагрузки для гостиниц и ресторанов в 2017 г. - 9,5 %. 11,11 % по ООО «Весна» больше минимального значения, определенного ФНС (9,5 %).

Оценка нагрузки по НДС нужна и налогоплательщику, и налоговой инспекции. Организация с помощью этого показателя определяет величину риска назначения налоговой проверки; ФНС через него удаленно анализирует по своему направлению работу компании и определяет, нужна ли проверка.

Подробнее этот аспект работы налоговиков раскрыт в письме ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@, в котором описывается, с помощью каких методик следует анализировать отчетность налогоплательщиков.

    Удельный вес, который занимают вычеты в общей сумме НДС. По регионам этот показатель колеблется в пределах от 80 до 100%, но в среднем по стране не должен быть больше 89%.

    Налоговая нагрузка по НДС. Данный показатель - это результат деления суммы налога, отраженной в декларации к уплате, на величину налоговой базы.

К этому письму есть приложение № 4, в котором содержатся расчетные формулы для обоих показателей.

Приведенные показатели в комплексе используются Федеральной налоговой службой в качестве критериев для отбора кандидатов для налоговой проверки. Сначала проводится предпроверочный анализ, где нагрузка по НДС вместе с размером удельного веса данного налога - это главные оценочные показатели. Если их размер не вписывается в рамки дозволенного, сначала непременно будет назначена камеральная проверка, затем от налогоплательщика затребуют пояснений, а напоследок, если оправдания не приняты, назначается выездная проверка.

При всей открытости ФНС для налогоплательщиков специалисты службы нигде не публикуют, какую нагрузку по НДС следует считать низкой, а какую - высокой. Однако можно ориентироваться по налогу на прибыль. Если действовать аналогично, то низкой нагрузкой следует считать показатель в 3% и менее, если это компании - производители товаров, и менее 1%, если это торговые компании.

Понятие налоговой нагрузки используется для установления финансовых обязательств предпринимателя перед государством. Можно рассматривать ее как относительную или абсолютную величину.

Сумма, обременяющая предпринимателя из-за его обязанностей налогоплательщика, выраженная определенной цифрой, составляет абсолютную величину налоговой нагрузки.

Эту цифру необходимо знать предпринимателям, чтобы планировать соотношение расходов и доходов, оптимизировать бизнес, оценивать его прибыльность.

Налоговые органы трактуют налоговую нагрузку как меру, характеризующую средства, которые предприниматель выделяет из бизнеса на свои налоговые траты. Такой подход относителен, так как включает многие параметры, учитываемые ФНС.

Именно поэтому относительное обозначение налоговой нагрузки лучше позволяет проанализировать влияние налогового бремени на финансовое состояние предпринимателя и рентабельность его бизнеса.

Иногда налоговую нагрузку отождествляют с эффективной ставкой налога – процентом от фактической уплаты того или иного налога в общей налоговой базе. Когда речь идет о налоговой нагрузке по какому-то определенному налогу, допустимо применять это определение, что и делается в некоторых нормативных актах.

Совокупная нагрузка

НН = СнОг х 100% / СВг – НДС,

НН – налоговая нагрузка;СнОг – сумма налогов, уплаченная по данным отчета в налоговом году;СВг – сумма выручки по бухгалтерским документам, соответствующих налоговому годичному периоду; в нее не включаются НДС и акцизы.Данная методика разработана и рекомендована к применению Минфином РФ.

Нагрузка будет признана низкой и вызовет пристальное внимание налоговых органов, если вычисленный показатель будет меньше среднеотраслевых значений, ежегодно обновляемых на сайте ФНС.

К СВЕДЕНИЮ! Существуют и другие методики расчета налоговой нагрузки в совокупности, предложенные в различных экономических изданиях.

ПРИМЕР. Рассчитаем нагрузку условного ООО «Долгождан», занимающегося гостиничным бизнесом.

ФНС определил средний уровень нагрузки для такого вида бизнеса как 9%.

Выручка предприятия по данным финансового отчета за 2015 год составила 40 млн. руб. Налоговые декларации, поданные фирмой в этом году, показали следующие суммы налоговых отчислений:

  • НДС – 1, 1 млн. руб.;
  • налог на прибыль – 1,2 млн. руб.;
  • налог на имущество организаций – 520 тыс. руб.;
  • транспортный налог – 250 тыс. руб.

С заработных плат сотрудников был удержан НДФЛ на 750 тыс. руб. Страховые взносы, а также перечисления в Пенсионный фонд, для данного расчета значений не имеют.

Налоговая нагрузка ООО «Долгождан»: 1 100 000 1 200 000 520 000 250 000 750 000 = 2 625 000 руб. Делим на показатель прибыли: 2 625 000 / 40 000 000 = 0,065. Умножаем на 100%, получаем 6,5 %.

Вычисленный результат меньше среднего (9%), определенного ФНС для этой отрасли бизнеса. Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений.

Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

Органы ФНС насторожит, если он окажется ниже таких показателей:

  • для торговых предприятий – менее 1%;
  • для других организаций, в том числе занимающихся производством и подрядами – менее 3 %.

ННп = Нп / (Др Двн),

где:ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.Полученный результат умножается на 100%.

ФНС признает низким уровень налоговой нагрузки по НДС, если за все четыре квартала отчетного года суммы налоговых вычетов по НДС составят 89% и более от полной суммы данного налога.

  1. Разделить сумму уплаченного НДС (ННДС) на показатели налоговой базы в соответствии с 3 разделом соответствующей декларации, ориентирующейся на состояние рынка РФ (НБрф):

    НН по НДС = ННДС / Нбрф

  2. Найти отношение суммы НДС по декларации (ННДС)к общей налоговой базе, включающей в себя как показатели рынка РФ, так и экспортного рынка (НБобщ):

    НН по НДС = ННДС / Нбобщ.

  1. ИП . Индивидуальный предприниматель должен рассчитать налоговую нагрузку по НДФЛ. Для этого нужно разделить показатель своей декларации на приведенный в декларации 3-НДФЛ.
  2. Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  3. Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  4. Те, кто выбрал ОСНО , суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.

Если уровень налоговой нагрузки оказался низким, это еще не значит обязательных штрафных санкций: они могут быть назначены только по результатам проверки, риск которой в такой ситуации, естественно, возрастает.

  • Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе
  • НДС(упл) ÷ Бнвн ×100
  1. Расчет обязательств по НДС в целом – отношение рассчитанного к перечислению НДС к сумме баз, подлежащих налогообложению

Расчет налоговой нагрузки предприятия на примере 2019

Произвести расчет можно как за 1 квартал, так и за несколько (обычно год).

  1. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч. НДС 704 471,18 руб.)
  2. НДС к уплате 45 365,10 руб. (704 471,18 – 598 500 – 60 605,08).
  3. Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 - 3 325 000 – 336 694,92– 45 365,10= 206 668,8 руб.
  4. Налог на прибыль 41 333,76 руб. (206 668,8 × 20%).
  5. Чистая прибыль составила 165 335,04 (206 668,8–41 333,76)

Рассмотрим типовые проводки

Дебет

Кредит Сумма Расчет
41 60 3 325 000 Поступили товары от поставщика
19 60 598 500

Входящий НДС

60 51 3 923 500 ТМЦ оплачены поставщику
68.2 19 598 500 НДС предъявлен к вычету
62 90 4 618 200 Продажа ТМЦ
90.3 68.2 704 471,18 Исходящий НДС
51 62 4 618 200 ТМЦ оплачены покупателем
44 76 336 694,92 Доп. Расходы
19 76 60 605,08 Входящий НДС по доп. Расходам
76 51 397 300 Доп. услуги оплачены контрагенту
68.2 19 60 605,08 НДС к вычету
44 68.4 41 333,76 206 668,8 × 20 % Прибыль
68.4 51 41 333,76 Оплачен налог на прибыль
90 99 165 335,04 206 668,8 – 41 333,76 Чистая прибыль

659 105,08 (598 500 60 605,08) (Нв) ÷ 3 913 728,82 × 100 = 16,84

45 365,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 1,16

То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

Удельный вес НДС к вычету

60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55

643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45

Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов.

Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв. 2016 г.

Таким образом, на показатели налоговой нагрузки влияют очень много факторов. Но, если компания хочет снизить налоговые риски и привести обоснованные и документально-подтверждённые основания для подтверждения НДС, то ее главному бухгалтеру необходимо рассчитать налоговую нагрузку как по НДС, так и в целом по налогам предприятия.

Category: Банки

Каждый налогоплательщик должен оценить вероятность включения организации в план выездных налоговых проверок (ВНП). Для этого ИФНС опубликовала 12 критериев ВНП.

Одним из критериев является низкая налоговая нагрузка по НДС (налогу на добавленную стоимость).

Если организация в декларации отразит значительную долю налоговых вычетов, это привлечет внимание специалистов налогового ведомства, как следствие может стать одним из оснований проведения ВНП.

За отчетный период (квартал) налогоплательщик должен предоставить в ИФНС налоговую декларацию по НДС. Если сумма НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила установленный процент по региону (в Красноярске 77, 5% за 3 квартал) и более, то налоговая нагрузка по НДС считается низкой.

Налоговый вычет по НДС – это сумма входящего налога по НДС, на которую налогоплательщик вправе уменьшить сумму НДС к уплате. Что бы получить налоговый вычет по НДС необходимо, что бы приобретенные активы (услуги) использовались при операциях с НДС, ТМЦ были приняты к учету, НДС подтвержден счет-фактурой, оформленной в соответствии с Положением 1137.

Что бы правильно определить долю вычетов необходимо:

  1. Начисленный НДС сложить
  2. НДС к вычету сложить
  3. Разделить сумму НДС к вычету на сумму НДС к уплате.

В третьем квартале 2017 года безопасная доля вычетов по Красноярскому краю составила 77,5%. По сравнению с прошлым 2016 годом этот показатель снизился.

Показатель низкая налоговая нагрузка - это не доказательства неуплаты налогов. Безусловно налоговый орган не сможет на основании арифметических исчислений доначислить налоги либо оштрафовать.

/ «Бухгалтерская энциклопедия «Профироста»09.10.17

Информацию на странице ищут по запросам: Курсы бухгалтеров в Красноярск, Бухгалтерские курсы в Красноярске, Курсы бухгалтеров для начинающих, Курсы 1С:Бухгалтерия, Дистанционное обучение, Обучение бухгалтеров, Обучение курсы Зарплата и кадры, Повышение квалификации бухгалтеров, Бухгалтерский учет для начинающихБухгалтерские услуги, Декларация НДС, Декларация на прибыль, Ведение бухгалтерского учета, Отчетность в налоговую, Бухгалтерские услуги Красноярск, Внутренний аудит, Отчетность ОСН, Отчетность в статистике, Отчетность в Пенсионный Фонд, Бухгалтерское обслуживание, Аутсорсинг, Отчетность ЕНВД, Ведение бухгалтерии, Бухгалтерское сопровождение, Оказание бухгалтерских услуг, Помощь бухгалтеру, Отчетность через интернет, Составление деклараций, Нужен бухгалтер, Учетная политика, Регистрация ИП и ООО, Налоги ИП, 3-НДФЛ, Организация учета

При этом исключены из расчетов взносы во внебюджетные фонды, так как не все их курирует ФНС. Второй документ (письмо ФНС) содержит несколько расчетных формул для разных налогов и тех или иных спецрежимов налогообложения.

Ее вычисляют по такой формуле: ННп = Нп / (Др Двн), где:ННп ­ ­– налоговая нагрузка по налогу на прибыль;Нп ­– налог на прибыль по итогам годовой декларации;Др – доход от реализации, определенный по данным декларации по прибыли;Двн – иные (внереализационные) доходы организации по данным той же декларации.Полученный результат умножается на 100%.

НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08). Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = - 66 832,2 руб. То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

и письмом ФНС № АС-4-2/12722. Та или иная формула отражает показатель в зависимости от целей расчета. Приведем в качестве примера, наиболее распространенную формулу, которая поможет Вам определить состояние Вашего показателя «налоговой нагрузки».

Она называется «налоговая нагрузка по налогу на прибыль». «Налоговая нагрузка» = «Налог на прибыль» / (Доход, указанный в декларации по прибыли внереализационный доход в декларации по прибыли) Полученный показатель следует умножить на 100, чтобы получить проценты. Ориентируясь на него, Вы сможете более точно понять состояние Вашего бизнеса.

Дополнительно

Налоговая нагрузка - величина, которая показывает уровень налогового бремени налогоплательщика.

Налоговая нагрузка по видам экономической деятельности в 2017 году - опубликована ФНС РФ в Приложении 3 к Приказу ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок».

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД)

Налоговый бенчмаркинг (подборка материалов)

Материалы по теме «Налоговое планирование (Оптимизация налогообложения)»

Материалы по теме «Налоговый контроль»

Налоговая нагрузка по НДС: понятие и нормативная база

Показатели, на которые необходимо обратить внимание:

  • Значимость заявленного к вычету НДС как отношения к налогооблагаемой базе. Он не может равняться или быть выше 89%.
  • Налоговые обязательства компании, уплачивающей НДС. Данный показатель письмом не определен. Но если провести аналогию с бременем предприятия по прибыли, то он не должен быть ниже 3% для производственных компаний и 1% - для предприятий торговли.

Формула расчета налоговой нагрузки по НДС такова. Под проверку попадут те налогоплательщики, у которых по итогам нескольких кварталов отношение суммы НДС, подлежащей вычету, к сумме исчисленного налога с налоговой базы составила 89% и более.

По данным выше приведенного примера расчет налоговой нагрузки по НДС будет произведен следующим образом:

  • 33223,73 / 33 559,32 х 100% = 99%

Таким образом, если ситуация с низкой налоговой нагрузкой по НДС будет повторяться из квартала в квартал, к деятельности компании почти наверняка возникнут вопросы.

Условия расчета вышеупомянутых данных указаны в приложении №4 письма ФНС «О работе комиссий…».

Нв÷Бн × 100,

Нв – НДС, предъявленный к вычету за отчетный период

Бн – налогооблагаемая база за отчетный период

Чтобы рассчитать налоговоебремя в приложении приведены 2 формулы: 1 – для операций на внутреннем рынке; 2 – для определения общих обязательств по НДС, то есть расчетов на внутрироссийском рынке и сделок, облагаемых по 0 процентной ставке.

  1. Чтобы рассчитатьобязательства на внутрироссийском рынке используется отношение налога к перечислению к налогооблагаемой базе

НДС(упл) ÷ Бнвн ×100

НДС (упл) ÷ (Бнвн Бн 0%) × 100, где

Бнвн – налогооблагаемая база на внутрироссийском рынке(Σ стр.010; 020;030; 040; 050; 060; 070 гр 3 разд. 3)

Бн 0% - налоговая база, облагаемая по «0» процентной ставке (Σ стр 020 по разд.

  • Плательщики УСН должны взять уровень своей нагрузки, начисленный в соответствии с декларацией, и разделить его на доход в соответствии с 3-НДФЛ.
  • Предприниматели на ЕСХН делят,соответственно, показатели своего налога на сумму дохода по 3-НДФЛ–декларации.
  • Те, кто выбрал ОСНО, суммируют НДС и налог на прибыль и находят отношение полученной суммы к общей выручке, отраженной в отчете о прибылях и убытках.
  • ВАЖНАЯ ИНФОРМАЦИЯ! Если бизнесмен, кроме перечисленных, платит и другие налоги, например, земельный, на воду, имущество и т.д. (кроме НДФЛ), то все эти налоги будут участвовать в расчете совокупной нагрузки.

Совокупная нагрузка

  • Пример #1 расчета налоговой нагрузки Рассмотрим на примере как влияет входящий НДС на налоговую нагрузку предприятия.
  1. Компания ООО «Ассорти» закупила в 1 квартале 2016 г. товары стоимостной оценкой 3 923 500 руб. (В т.ч. НДС 598 500 руб.)
  2. Продала за 4 618 200 руб. (в т.ч.

НДС 704 471,18 руб.)

  • Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) - 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08руб.).
  • НДС к уплате 45 365,10 руб.
  • Допустимый уровень и расчет налоговой нагрузки по ндс?

    Внимание

    Поэтому ООО «Долгождан» будет включено в план выездных налоговых проверок, либо его сотрудники будут вызваны в налоговую для дачи пояснений. Нагрузка по конкретному налогу Чаще всего налоговую нагрузку вычисляют по НДС и налогу на прибыль.

    Показатели, которые воздействуют на налоговое бремя компании

    Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (Письмо ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12722).

    1. Налогооблагаемая база. Чем она выше, тем больше сумма налога к перечислению;
    2. Сумма налоговых вычетов, предъявленных в книге покупок. Чем данный показатель выше, тем меньше сумма НДС к перечислению;
    3. Уменьшает сумму к оплате величина НДС, исчисленного с произведенных строительно-монтажных работ;
    4. Величина налога, который был уплачентаможенникам или в органы ФНС (при импорте из стран ЕАЭС) и предъявленного к вычету, уменьшают показатель к оплате;
    5. Величина НДС с авансов на предоплату поставщикам, с подтвержденным использованием вычета уменьшает сумму к перечислению;
    6. Закрытые авансы покупателей также снижают показатель
    7. Величина уплаченного НДС в роли налогового агента – также снижает уровень

      НДС к оплате.

    На показатель налогооблагаемой базы, также участвующий в формулах влияют следующие позиции:

    1. Товарооборот. Чем он выше, тем выше показатель облагаемой базы;
    2. Уменьшают базу операции, предусмотренные ст.146, 147, 148 149, 150 НК РФ;
    3. Увеличивают размер базы СМР для собственных нужд компании;
    4. Полученные авансы также увеличивают базу;
    5. Продажа с использованием 0 процентной ставки также уменьшает базу для обложения налогом.

    Ситуация. Концепция системы планирования выездных налоговых проверок утверждена Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ (далее - Концепция). Налогоплательщик, соответствующий указанным в ней критериям, с большой долей вероятности будет включен в план проверок. Основным показателем, характеризующим степень риска, является налоговая нагрузка. Этот показатель применяется только в отношении организаций, использующих общий режим налогообложения.

    В Концепции сказано, что налоговая нагрузка рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчетности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Росстата. При этом конкретная методика расчета не указана, поэтому в разных регионах могут применять ее разные варианты.

    Н = (УН - УНА) : В x 100,

    где УН - общая сумма уплаченных налогов;

    УНА - сумма налогов, уплаченных в качестве налогового агента;

    В - выручка от реализации товаров, работ, услуг.

    Причем перечисленный НДФЛ не учитывается в общей сумме уплаченных налогов. Ведь в отношении его компания является налоговым агентом. По этой же причине не должны сказываться на налоговой нагрузке и суммы других уплаченных в качестве налогового агента налогов. Например, НДС и налог на прибыль, удержанные с доходов иностранной компании, НДС, удержанный при аренде государственного имущества.

    Уплата налогов определяется по карточкам расчетов с бюджетом. Речь идет о суммах, уплаченных в течение календарного года (с 1 января по 31 декабря), а не о суммах, перечисленных по декларациям за этот год. Получается, что в расчет попадают суммы налогов, уплаченные в текущем году за предыдущий, и не попадают суммы, уплаченные в следующем году за текущий.

    Вместе с тем неясно, нужно ли из общей суммы уплаченных налогов вычитать сумму НДС, возмещенную из бюджета. Ведь, по сути, она снижает уровень налоговой нагрузки. Если исходить из дословного толкования положений Концепции, сумма уплаченных налогов должна определяться без каких-либо исключений.

    Показатель выручки следует брать из отчета о прибылях и убытках, то есть за минусом НДС и акцизов.

    После расчета налоговой нагрузки определяется наличие и размер отклонения от среднеотраслевых показателей. Они приведены в Приложении N 3 к Концепции. В сноске к этому Приложению говорится, что данные за 2010 г. произведены без учета поступлений по страховым взносам. Значит, расчет налоговой нагрузки за этот год нужно производить также без их учета.

    Если налоговая нагрузка окажется ниже среднеотраслевой, то компанию, скорее всего, будут рассматривать в качестве объекта более углубленного предпроверочного анализа с целью проведения выездной проверки.

    За 2011 г. средние показатели по отраслям пока отсутствуют. Поэтому рассмотрим расчет за 2010 г. (см. пример 1 ниже). Отметим, что недостаточно проанализировать налоговую нагрузку за один год. Если компанию не проверяли более трех лет, нужно проследить динамику показателя за последние три года.

    Пример 1. ООО «Компания» в 2010 г. производило хлебобулочные изделия. В том же году организация уплатила НДС в сумме 2 млн руб., налог на прибыль - 8 млн руб., прочие налоги - 1 млн руб., в том числе НДФЛ - 0,5 млн руб. При этом, кроме НДФЛ, другие налоги в качестве налогового агента организация не перечисляла. Выручка без НДС за 2010 г., согласно отчету о прибылях и убытках, составила 121 млн руб.

    Налоговая нагрузка организации за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 8,7% .

    Для производства пищевых продуктов средний показатель налоговой нагрузки за 2010 г. составлял 15,4%. Следовательно, у ООО «Компания» налоговая нагрузка меньше, чем средняя по отрасли (8,9% {amp}lt; 15,4%), практически вдвое.

    Н = : В x 100,

    где ИНП - значение строки 180 «Сумма исчисленного налога на прибыль - всего» листа 02 декларации по налогу на прибыль;

    ИНДС - значение строки 120 «Общая сумма НДС, исчисленная с учетом восстановленных сумм налога» разд. 3 декларации по НДС;

    НИ - строка 220 «Сумма налога за налоговый период» разд. 2 декларации по налогу на имущество;

    ТН - строка 030 «Исчисленная сумма налога, подлежащая уплате в бюджет» разд. 1 декларации по транспортному налогу.

    Конечно, если организация уплачивает другие налоги, то в числителе будет больше значений. При этой методике сумма НДС, заявленная к возмещению из бюджета, будет участвовать в расчете, то есть снижать уровень налоговой нагрузки (см. пример 2 ниже).

    Пример 2. Дополним условия примера 1. Предположим, ООО «Компания» за 2010 г. исчислило НДС в сумме 9 млн руб., вычеты по НДС - 6 млн руб., налог на прибыль - 10 млн руб., налог на имущество - 0,5 млн руб., транспортный налог - 0,1 млн руб. Суммы налогов, начисленные в качестве налогового агента, в расчете не участвуют.

    Н = (УН - УНА) : (В ДУ ПП ПД) x 100,

    где ДУ - значение строки «Доходы от участия в других организациях» отчета о прибылях и убытках;

    ПП - значение строки «Проценты к получению» отчета о прибылях и убытках;

    ПД - значение строки «Прочие доходы» отчета о прибылях и убытках.

    Пример 3. Продолжим пример 1. Помимо выручки, в отчете о прибылях и убытках за 2010 г. у ООО «Компания» отражены проценты к получению - 0,5 млн руб. и прочие доходы - 22 млн руб. Налоговая нагрузка за 2010 г. исходя из сумм уплаченных налогов равна 7,3% . Таким образом, налоговая нагрузка более чем в два раза ниже среднеотраслевой (7,3% {amp}lt; 15,4%).

    Е.В.Мелконян

    Советник государственной

    гражданской службы РФ 1-го класса

    Если значение показателя ниже среднего по конкретному виду деятельности, то ФНС вправе:

    1. Вызвать руководителя предприятия для личной беседы. Встречу будет проводить начальник ИФНС по месту регистрации либо его заместители. В ходе беседы представитель ФНС будет выяснять, в чем причина снижения фискального обременения. Основная цель встречи: выявить фирмы-однодневки, недобросовестных налогоплательщиков, незаконные сделки и операции.
    2. Инициировать выездную проверку. Инспекция включит «проблемного» налогоплательщика в план контрольно-ревизионных мероприятий, при которой будет: проведена тщательная проверка данных бухгалтерского и налогового учетов, изучены первичные и учетные документы, подтверждающие факты хозяйственной деятельности.

    Если компания уклоняется от выполнения предписаний ФНС, инспекторы вправе применить более эффективные методы воздействия. Причем такие методы могут иметь отрицательное влияние на деятельность субъекта. Например, в исключительных случаях ИФНС может заморозить счета предприятия. То есть любые финансовые операции будут невозможны.

    Калькулятор налоговой нагрузки

    НДС к вычету 99 90 66 833,2 Убытки предприятия Удельный вес НДС к вычету 60 605,08 (Нв) ÷ 3 913 728,82× 100 = 1,55 Налоговая нагрузка по НДС в данном случае составит: 643 866,10 (НДС упл) ÷ 3 913 728,82 (Бн) × 100 = 16,45 Сравнивая 2 варианта, можем сделать вывод, что покупка ТМЦ у неплательщика НДС чревата уменьшением чистой прибыли (а в данном случае привела к убыткам) за счет увеличения расходов. Налогоплательщику не грозит проверка ФНС по результатам деятельности компании за 1 кв.

    Как рассчитать налоговую нагрузку по НДС

    Е.В.Мелконян

    Кроме того, говоря о снижении налоговой нагрузки по НДС и по налогу на прибыль нельзя не упомянуть о некоторой разнице в подходе к расчету этих платежей. Если расходы по прибыли превысили сумму доходов, то у компании образовывается убыток, и сумма налога к уплате по итогам расчетного периода признается равной нулю.

    Если же суммы вычетов по НДС оказываются выше налога на добавленную стоимость с реализации, то возникает ситуация, в которой НДС нужно возвращать из бюджета. Однако само по себе предъявление НДС к возврату всегда означает дополнительную проверку деятельности компании, в ходе которой контролеры наверняка найдут изъяны в налоговой базе, и часть вычетов просто снимут. Что ж, возвращать деньги из бюджета контролеры традиционно не любят.

    НДС 704 471,18 руб.) Доп. Расходы (доставка, консультационные услуги и проч.) - 397 300 руб. (в т.ч. подтвержденный НДС 60 605,08 руб.). НДС к уплате 643 866,10 руб. (704 471,18 – 60 605,08).

    Прибыль до налогообложения: 3 913 728,82 – 3 000 000 – 336 694,92 – 643 866,10 = - 66 832,2 руб. То есть организация понесла убытки в размере 66 833,2 руб.

    Чтобы посчитать удельный вес вычетов по НДС, нужно все вычеты за налоговый период поделить на весь начисленный налог и умножить на 100 процентов. Ответственность за превышение вычетов законодательством не предусмотрена, однако налоговики заинтересуются деятельностью налогоплательщика, если доля вычетов по НДС равна либо превышает 89 процентов суммы начисленного НДС. В этом случае организация может стать претендентом на выездную налоговую проверку.

    Вычеты НДС уменьшают сумму налога, подлежащую уплате в бюджет (ст. 171, п. 1 ст. 173 НК РФ).

    Налоговая нагрузка - это показатель, рассчитываемый как отношение суммы налогов, уплаченных налогоплательщиком, к сумме его выручки по бухгалтерской отчетности, умноженное на 100%. Каждая организация может рассчитать его самостоятельно по формуле:

    Налоговики в свою очередь определяют коэффициент налоговой нагрузки по видам экономической деятельности, т. е. некое среднее значение для каждой отрасли (п. 1 Общедоступных критериев оценки рисков ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). И если получается, что уровень нагрузки в конкретной организации ниже, чем среднеотраслевой показатель, это может стать основанием для включения компании в план выездных проверок (п. 1 разд. 4 Концепции системы планирования ВНП, утв. Приказом ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@ , Письмо Минфина России от 23.06.2016 N 03-02-08/36472). Ведь это значит, что организация платит меньше налогов (их доля составляет меньшую часть ее выручки), чем другие компании, работающие в той же сфере. Что вызывает у контролирующих органов определенные подозрения.

    Как видно из формулы, страховые взносы в сумму уплаченных налогов за год не включаются (Письмо ФНС России от 22.03.2013 N ЕД-3-3/1026@).

    Показатели среднеотраслевой налоговой нагрузки

    Значения налоговой нагрузки по видам экономической деятельности находятся в свободном доступе. ФНС публикует их по окончании каждого года на своем сайте не позднее 5 мая следующего года (п. 6 Приказа ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@). На данный момент в документе содержатся данные за период с 2006 по 2015 гг. И разброс значений по отраслям достаточно большой: за 2015 год - от 1,4% до 41,5%.

    Показатели налоговой нагрузки по конкретным налогам

    Низкий уровень нагрузки по конкретному налогу (налогу на прибыль, налогу при УСН и т.д.) может стать поводом для отбора налогоплательщика в список тех, чья деятельность подлежит рассмотрению на комиссии. Так, нагрузка по налогу на прибыль определяется по данным декларации по налогу на прибыль как отношение исчисленного налога к сумме выручки и внереализационных доходов, умноженное на 100%. Если полученное значение составляет менее 3% (а для торговых организаций - менее 1%), то уровень нагрузки считается низким. И значит, компания попадет в «комиссионный» список.

    Налоговая нагрузка по НДС определяется по-другому: как отношение суммы вычетов по НДС за 4 предыдущих квартала к сумме начисленного НДС за тот же период, умноженное на 100%. Здесь низкой признается нагрузка при значении показателя 89% или более (


    Close