ОСОБЕННОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА

Загудаева Нина Владимировна

Ленгинович Светлана Геннадьевна

студент 4 курса, социально-экономический факультет, ДИТИ НИЯУ МИФИ, РФ, г. Димитровград

Герасимова Светлана Александровна

научный руководитель, канд. экон. наук, доцент кафедры «Финансы и финансовый менеджмент» ДИТИ НИЯУ МИФИ, РФ, г. Димитровград

Регион стал полноправным субъектом экономических отношений в России благодаря развитию федерализма. Концепция региональной инвестиционной политики может претендовать на место новой модели развития региона, соответствующей переходной экономике. Социально-экономическое развитие региона способствует осуществлению инвестиционной деятельности в настоящее время. Также уровень инвестиционной активности определяет развитие самого региона, возможности его экономического роста и достижения социального благосостояния населения.

Инвестиционная политика региона - совокупность действий, определяемых выбором способа реализации эффективных путей обновления и расширения производственного, научно-технического, финансового потенциала региона и направленных на достижение финансовой устойчивости в текущем и будущим периоде и создания условия воспроизводства капитальных ресурсов в регионе . При разработке инвестиционной политики согласуется общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных. Инвестиционные проекты ограничиваются объемами ресурсов и сроками реализации для достижения максимального общего экономического эффекта .

Инвестиционная политика должна разрабатываться на уровне муниципального управления (микроуровень) и управления государством в целом (макроуровень). На микроуровне определяются перспективы развития территориальных единиц, в соответствии с которыми вырабатываются целевые программы и обоснованные проекты. На макроуровне распределяются ограниченные бюджетные средства и меры поддержки в наиболее перспективных отраслях и регионах, поддерживается сбалансированность в развитии экономики регионов и страны .

При разработке инвестиционной политики согласуется общий объем инвестиций, способы рационального использования собственных средств и возможности привлечения дополнительных. Инвестиционные проекты ограничиваются объемами ресурсов и сроками реализации для достижения максимального общего экономического эффекта .

В процессе осуществления собственной инвестиционной политики каждый регион России вправе преследовать различные цели, непротиворечащие принципам своей внутренней политике и экономического развития страны.К часто встречающимся целям текущей инвестиционной политики регионов относится :

· структурная перестройка региональной экономики;

· достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона;

· рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы;

· выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса;

· создание условий для эффективных вложений в экономику региона.

Под эффективными вложениями понимаются инвестиционные вложения, которые позволяют получить приемлемую для инвестора и для региона, экономическую выгоду в виде, прибыли. Основным критерием инвестиционной политики для инвестора является ожидаемая доходность на вложенный капитал, а для региона - повышение бюджетной эффективности экономики региона.

Разработка обоснованной инвестиционной политики региона строится согласно глобальным целевым установкам по развитию данного региона. Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики является :

1. Эффективность. Вложение средств должно осуществляться в проекты, которые имеют подтвержденную эффективность без дополнительных рисков и небольшие сроки окупаемости. В первую очередь к ним относится проекты по созданию новых не капиталоемких или стратегических предприятий, ориентированных на конкретные рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию имеющихся предприятий.

2. Структурное равновесие. Оно связано с определением структурного соотношения, т.к. инвестиционные потоки имеют ограничения структурного характера. Причем, структурное соотношение устанавливается на основе установления предельных уровней развития или текущего состояния в зависимости от условий реализации того или иного этапа программы.

3. Целенаправленность. Инвестиции следует направлять на реализацию тех проектов, которые содержат конкретное обоснование и практическую пользу.

4. Общенациональная значимость. Будет достигнута в том случае, если инвестиционная политика регионов будет сконцентрирована и иметь общую направленность интересов субъектов инвестиционного процесса, ответственность в принятие решений и реализации программ.

Также для достижения целей инвестиционной политики регион должен соблюдать следующие принципы: доброжелательность во взаимоотношениях с инвестором; сбалансированность публичных и частных интересов; ясность и простота инвестиционного процесса в регионе; неизменность принятых решений; взаимная ответственность властей региона и инвесторов.

Большинство регионов страны ставят своей стратегической целью создания технологически развитой экономки с устойчивым типом воспроизводства и реализации промышленной политики, связанной с развитием реального сектора, выделением приоритетных направлений индустриального роста.

Инвестиционное проектирование является основным средством реализации региональной инвестиционной политики. Инвестиционный проект - это документ, в котором описаны действия направленные на достижение поставленной цели. Разработка инвестиционного проекта включает: экономическую целесообразность проекта, объем и сроки осуществления инвестиций, описание практических действий по их осуществлению . Обязательное условие его реализации - эффективность использования инвестиционных ресурсов, для этого рассчитывается прибыль от проекта, ликвидность, рост объема продаж, конкурентоспособность.

Инвестиционное проектирование в регионах Российской Федерации обладает специфическими особенностями. Среди них выделяют :

· децентрализацию инвестиционного процесса;

Здесь происходит два направления обозначенного процесса: федеральный центр - регион, региональное правительство - региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае наблюдается передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур, формирование инвестиционных потоков на локальном уровне. Во втором случае происходит постепенное сокращение государственных инвестиций и увеличение числа приватизированных предприятий.

· переход к методам воздействия, обеспечивающим возможности экономики (формирование инвестиционного бюджета, долгосрочное государственное кредитование и т. п.);

· появление новых участников инвестиционного процесса.

Структура участников инвестиционного проекта разветвляется, что приводит, с одной стороны, к усложнению процесса, с другой стороны, к передаче части инвестиционных обязательств государства другим участникам проекта.

Таким образом, инвестиционная политика на региональном уровне находится в стадии развития и имеет свои черты и особенности, которые для каждого региона различны, т. к. каждые из них имеет свои цели, экономический потенциал и для каждого определяет свой уровень государственного финансирования. В результате чего образуется дифференциация российских регионов с точки зрения инвестиционной политики и ее устранение должно стать одним из основных направлений деятельности регионов, к которым также относится :

· создание благоприятного инвестиционного климата; развитие законодательства, регулирующего инвестиционный процесс; управление инвестиционными рисками;

· формирование инвестиционного потенциала и расширение объема средств, привлекаемых из внебюджетных источников инвестирования;

· развитие финансово-инвестиционной инфраструктуры и рынков инвестиционных ресурсов в регионе;

· повышение эффективности инвестиций с точки зрения регионального развития.

Список литературы:

  1. Лапыгин Ю.Н. Балакирев А.А. Инвестиционная политика: учебное пособие. М.: Кнорус, 2005. - 320 с.
  2. Сангадиева И.Г. Экономические проблемы регионов и отраслевых комплексов: статья. Евразийский международный научно-аналитический журнал. Проблемы современной экономики, - 2005. - № 1/2 (13/14).
  3. Сущность, виды и цели инвестиционной политики // Экономика труда [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://laboureconomics.ru/regioneconomics/117-2009-03-15-08-14-59 (дата обращения 08.04.2014).

Сущность, виды и цели инвестиционной политики

Инвестиционная политика - совокупность действий агентов воспроизводственной деятельности по обеспечению условий воспроизводства капитальных ресурсов в регионе.

Сущность инвестиционной политики заключается в обеспечении воспроизводства основных фондов производственных и непроизводственных отраслей, их расширении и модернизации.

Характер инвестиционной политики определяется степенью государственного вмешательства в экономические процессы, степенью увязки данной политики с иными государственными институтами, к которым относятся налоговая, финансово-кредитная, лицензионная и ценовая политика, политика доходов и занятости, привлечения иностранных инвестиций, правовое поле и общий административный уклад. Амортизационная политика входит в общую инвестиционную политику. Амортизационная политика, в свою очередь, должна быть увязана с налоговой политикой. В странах развитого рыночного типа при общем повышении уровня налогов на прибыль компаний, как правило, в фазе экономического кризиса поощряются методы ускоренной амортизации и вводятся льготы по инвестиционным кредитам. В этом случае ускоренная амортизация применяется только к новому оборудованию.

По наличию и характеру правовой базы можно выделить формализованную и неформализованную государственную инвестиционную политику. При этом формализованная инвестиционная политика означает наличие целостной правовой базы, регулирующей основные параметры инвестиционного процесса, такие, как налоги, цены, доходы, тарифная система, сроки амортизации оборудования и методы учета основных фондов. Как правило, ей присуща высокая степень государственного участия в экономике. Неформализованная инвестиционная политика характеризуется сравнительно низкой долей государственных капиталовложений (до 30%), большим объемом частного капитала (до 80% от всех хозяйствующих субъектов и объемов промышленного производства), свободным перемещением капитала за рубеж и из-за рубежа и главное - несистематизированной правовой базой.

По форме управления можно выделить следующие типы инвестиционной политики: либеральная и централизованная. Либеральному типу инвестиционной политики присущи преимущественно экономические методы государственного регулирования инвестиционными процессами, развитая вертикальная система инвесторов (государство - финансовые институты - бизнесмены - мелкие инвесторы), а также разнообразные источники инвестиций (частные, государственные, привлеченные и т.д.), развитая финансовая инфраструктура. Роль государства состоит в установлении «правил игры» во взаимоотношениях «инвестор - государство», что позволяет экономической системе саморегулироваться и развиваться относительно свободно. Этому типу инвестиционной политики противостоит централизованная инвестиционная политика, основной чертой которой является использование преимущественно жестких административных методов управления. Источники инвестиций в этом случае формируются посредством аккумулирования ресурсов различными государственными структурами, централизованно осуществляется долгосрочное прогнозирование, а общее правовое поле жестко регламентирует развитие инвестиционного процесса. Участие фондового рынка в инвестиционном процессе чисто номинальное.

Исходя из этих критериев современную региональную инвестиционную политику, проводимую большинством регионов России, можно оценить как формализованную и централизованную. Роль государственного вмешательства значительна как по объемам контролируемых им инвестиций, так и по степени регулирования данного процесса. Средства государственного инвестиционного бюджета составили чуть больше 60%. Любое решение, касающееся привлечения крупных кредитов государственными или коммерческими предприятиями, так или иначе контролируется государственными ведомствами.

В настоящее время происходит постепенный переход от формализованного централизованного типа государственной инвестиционной политики к формализованному либеральному ее типу.

Инвестиционному процессу в регионах Российской Федерации присущи следующие особенности.

Децентрализация инвестиционного процесса. Можно выделить по крайней мере два направления этого процесса: федеральный центр - регион; региональное правительство - региональные промышленные и финансовые институты. В первом случае происходит передача централизованных управляющих функций в пользу региональных властных структур при одновременном истощении федеральных источников инвестиций. В настоящее время ни в одном регионе России федеральное правительство не осуществляет комплексную инвестиционную политику, поэтому все инвестиционные потоки формируются на локальном уровне. Во втором случае экономическая политика региональных властных структур приводит к постепенному сокращению объемов государственных инвестиций, увеличению числа приватизированных предприятий и утрате части собственных контролирующих и управляющих функций в сфере воспроизводства. Доля прямых государственных инвестиций в валовых капитальных вложениях незначительна. Следовательно, современный инвестиционный процесс в регионе характеризуется сокращением доли государственных инвестиций при сохранении государственного контроля над подавляющим объемом капитальных вложений.

Переход к преимущественно экономическим методам воздействия. Государство утрачивает свои функции главного планирующего и распределяющего института и приобретает иные, ранее не присущие ему, роли: собственника, равноправного участника, долевого партнера, финансового агента, гаранта и кредитора.

Для установления принципиально иных взаимоотношений в сфере воспроизводства необходим достаточно большой период времени. Так же как и любой другой развитой системе, экономике присуща инерция, поэтому процесс преобразований встречает сопротивление старой модели управления. К новым формам государственного воздействия на инвестиционный процесс в регионах страны можно отнести: формирование инвестиционного бюджета как ключевого элемента государственного планирования, долгосрочное государственное кредитование, государственные гарантии и регулирование деятельности акционированных предприятий посредством управления пакетами акций, принадлежащих государству. Существуют значительные резервы во внедрении новых форм государственного управления инвестиционным процессом и совершенствовании имеющихся. Так, практически не задействованы механизмы долевого участия государства, вяло стимулируется фондовый рынок, нет четкой системы поощрений и преференций для отечественных инвесторов. Поэтому в настоящий момент процесс смены системы управления сопровождается падением управляемости системы.

Появление новых участников инвестиционного процесса. На управляемость инвестиционным процессом воздействует и его структурное развитие, которое характеризуется появлением большого числа новых субъектов. Примитивная система воспроизводственных отношений «государство - промышленное предприятие» перерастает в разветвленную структуру участников инвестиционного процесса. Изменение количественных и качественных параметров, с одной стороны, усложняет реализацию инвестиционной политики, с другой - позволяет государству передать часть своих инвестиционных обязательств и интересов иным участникам.

В настоящее время инвестиционное проектирование выступает основным средством реализации инвестиционной политики региона.

Под «проектом» понимается комплекс действий (работ, услуг, приобретений, управленческих операций и решений), направленных на достижение сформулированной цели. Разработка инвестиционного проекта предполагает обоснование экономической целесообразности, объема и сроков осуществления инвестиций, а также описание практических действий по их осуществлению.

Инвестиционные проекты можно классифицировать следующим образом (табл. 7.1).

В соответствии с этой классификацией к инвестиционным проектам регионального масштаба относятся такие проекты, реализация которых влияет в первую очередь на экономическую, социальную и экологическую ситуацию в регионе.

Цели инвестиционной политики региона. В осуществлении собственной инвестиционной политики каждый регион России может преследовать самые разнообразные цели. Главная проблема состоит в том, что локальные инвестиционные устремления не должны противоречить установкам как внутренней региональной

Классифицирующий

признак

классификации

Основное

предназначение

классификации

По типам деятельности

Техническая, организационная, экономическая, социальная, смешанная

Специфичность аспекта анализа проекта

По структуре

Монопроект,

мультипроект,

мегапроект

Сложность иерархической структуры управления проектом

По размеру

Мелкие, средние, крупные, очень крупные

Уровень детализации информации

По масштабу

Межгосударственные,

международные,

национальные,

межрегиональные,

региональные,

межотраслевые,

отраслевые,

корпоративные проекты одного предприятия

Специфичность разработки и управления проектом

По длительности

Краткосрочные,

среднесрочные,

долгосрочные

Структурирование жизненного цикла проекта

По сложности

Простые, сложные, очень сложные

Специфичность процесса управления проектамы

По характеру предметной области

Инвестиционный, инновационный, научно- исследовательский, учебно-образовательный, смешанный

Специфика жизненного цикла проекта и учета выгод

По признаку внедрения

1. Внедряется

в действующее предприятие

2. Создает новое предприятие

Правильное исчисление и сравнение приростных потоков доходов и затрат

Смешанный - по

доминирующему

признаку

  • а) малые;
  • б) мегапроекты;
  • в) краткосрочные;
  • г) моно- и мультипроекты

Специфика использования стандартных процедур проектного управления и контроля

экономической политики, так и глобальной цели экономического развития страны.

Целями текущей инвестиционной политики для большинства регионов в настоящее время являются: структурная перестройка региональной экономики; достижение экономической самостоятельности и обеспечение экономической безопасности региона; рационализация размещения производительных сил в регионе и укрепление собственной индустриальной базы (прежде всего, экспортоориентированных отраслей, производства энергетических ресурсов, продуктов питания); выделение приоритетных инвестиционных проектов, исходя из интересов регионального хозяйственного комплекса.

Разработка обоснованной инвестиционной политики региона на перспективу проистекает из глобальной целевой установки по развитию данного региона. Большинство регионов страны (особенно национальные образования) ставят своей стратегической целью создание структурно и технологически развитой экономики с устойчивым типом воспроизводства. В соответствии с этим определяются принципы инвестиционной политики региона.

Для большинства регионов России в настоящее время актуальна проблема разработки и реализации промышленной политики, которая была бы нацелена на более эффективное развитие реального сектора, выделение приоритетных направлений индустриального роста, активизацию вложения в них инвестиционных и финансовых ресурсов.

Промышленная политика региона должна включать три блока: политики обновления и модернизации производительных сил; финансово-кредитной политики совместного участия; инновационной политики. Основная задача первого блока - укрепление и развитие промышленности региона, своеобразное закрепление существующих позиций. Второй блок должен быть нацелен, прежде всего, на более эффективное использование традиционных источников производственных инвестиций, а также на привлечение новых финансовых ресурсов. Задача третьего блока - качественное обновление индустриальной базы на основе внедрения новых ресурсосберегающих и эффективных технологий в промышленность.

Инновационный характер инвестиций. Одно из важнейших требований современности - инновационный характер развития экономики регионов.

Инновации становятся важнейшим условием экономического подъема страны. Обеспечение необходимого уровня инновационной активности в экономике региона - ключевая экономическая проблема успешности его развития.

В то же время инновационная активность в российской экономике пока еще достаточно низка, что вызвано слабой проработанностью организационно-экономических моделей деятельности экономических агентов.

Политика инноваций состоит в предвидении изменений производственной функции хозяйствующего субъекта и выработке решений, обеспечивающих устойчивое развитие. Инновационная стратегия региона формируется исходя из целевых экономических установок, принимаемых предприятиями на долгосрочный период. Инновационная стратегия, опираясь на стратегический маркетинг, должна опережать рыночный спрос и в определенной степени формировать его в будущем.

Механизм эффективной реализации инновационных проектов включает в себя:

  • разработку стратегии реализации проекта;
  • создание специальной бизнес-оболочки;
  • формирование инновационного климата на предприятии;
  • стратегию продвижения проекта и его активный маркетинг;
  • новые способы финансирования проекта;
  • контроль и мониторинг.

Принципами формирования обоснованной региональной инвестиционной политики являются: эффективность, структурное равновесие, целенаправленность, общенациональная значимость.

  • 1. Ориентир на эффективное инвестирование. Инвестиции, направляемые в экономику региона, должны приносить прибыль в условиях, ограничиваемых целями каждого конкретного проекта, периодом его реализации, привлекаемыми под него ресурсами. Целесообразно вкладывать средства в проекты, эффективность которых заранее подтверждена, сроки окупаемости невелики, а условия реализации не имеют дополнительных рисков. Следовательно, инвестиции должны направляться в первую очередь на создание новых некапиталоемких или стратегически важных производств, ориентированных на конкретные внутренние и внешние рынки сбыта, или реконструкцию и модернизацию традиционной промышленной базы. Следует отказаться от финансирования и поддержки безнадежно убыточных предприятий, а также от создания новых производств, продукция которых будет неконкурентоспособна по сравнению с аналогичными завозимыми товарами или ресурсами.
  • 2. Стремление к достижению структурного равновесия. В региональной экономике инвестиционные потоки имеют определенные ограничения структурного характера. Каждое структурное соотношение нуждается в установлении некоторых предельных уровней развития или текущего состояния. Предельные значения должны устанавливаться взвешенно, в зависимости от тактических условий реализации того или иного этапа программы и возможности вмешательства государства в решение этих проблем, поскольку возможно сознательное манипулирование подобными соотношениями.
  • 3. Целенаправленность инвестирования. Необходимость этого принципа связана с ограниченностью инвестиционных ресурсов. Инвестиции следует направлять на реализацию конечного числа проектов, имеющих конкретное обоснование и практическую пользу.
  • 4. Общенациональная значимость. Проведение инвестиционной политики в регионах (особенно в национальных республиках) не предполагает осуществление той или иной национальной идеологии, оно аккумулирует материализацию корпоративных, групповых и частных интересов сторон, лишь опосредованно представляя собой реализацию интересов общества в целом. В этом ее уязвимость. Интересы различных групп пересекаются и зачастую тормозят развитие экономики. Поэтому основными условиями реализации инвестиционной политики должны стать концентрация и общая направленность финансовых и иных интересов основных субъектов инвестиционного процесса, их ответственность в принятии решений и реализации тех или иных программ. Формирование такого подхода должны взять на себя государственные органы региона.

Россия, являясь страной с большим ресурсным и интеллектуальным потенциалами, не входит в число ведущих стран по инвестиционной привлекательности, хотя в последнее время ощущается прогресс в доверии по отношению к России со стороны зарубежных и российских инвесторов. Это происходит из-за того, что в России существует множество рисков, которые являются препятствием для российских и зарубежных инвесторов.

В то же время международный имидж России сильно влияет на возможности регионов по привлечению инвестиций. В нашей стране есть определенное число благополучных регионов, где риск инвесторов потерять свои вложенные средства сводится к минимуму, а ресурсный потенциал высок. Именно поэтому актуально стоит вопрос об оценке инвестиционной привлекательности как страны в целом, так и каждого региона в отдельности. Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Во все большем числе регионов местные администрации проводят активную работу по стимулированию и поддержке инвестиционной деятельности. Постепенно складывается группа регионов - лидеров в области формирования инвестиционной культуры и организации инвестиционного процесса.

Повышение роли регионов в активизации инвестиций осуществляется по нескольким направлениям.

К числу основных относятся следующие направления:

1. Развитие регионального инвестиционного законодательства. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область. Выделяются в этом отношении Республики Татарстан и Коми, Ярославская область.

2. Поддержка инвестиций со стороны местных властей путем предоставления льгот.

3. Формирование инвестиционной открытости и привлекательности регионов, их инвестиционного имиджа, в том числе посредством культурного составления каталогов предприятий, каталогов инвестиционных проектов и т.п. Здесь также выделяются Республики Татарстан, Коми, Ярославская область.

4. Активная деятельность по привлечению иностранных инвестиций. Характерно, что при еще малой привлекательности страны в целом для иностранных инвесторов, есть регионы, в которых эта привлекательность сопоставима со странами Европы. Сюда можно отнести к лидерам в этом отношении Нижний Новгород и Нижегородскую область, Оренбургскую область, Республику Коми. Активно и результативно ведется работа по привлечению иностранных инвестиций в Новгородской области. Следующими идут регионы Центрального Черноземья и Поволжья, где с государственной поддержкой можно в короткие сроки повысить инвестиционную привлекательность для иностранного капитала.

5. Формирование инвестиционной инфраструктуры. Так, в пяти регионах созданы залоговые фонды, деятельность которых открывает возможность предоставления государственных гарантий со стороны субъектов федерации. В Республике Коми действует перестраховочная компания. Получают развитие бизнес-центры, совершенствуется система связи и т.д. Особое значение приобретает повышение уровня экономического обоснования инвестиционных проектов на основе стандартов, заложенных в современные общепринятые в мире методики, а также выбор критериев отбора этих проектов с учетом приоритетных задач развития регионов. Для повышения уровня проработанности программ важно вовлечение в эту деятельность банков. Перспективно также составление так называемого инвестиционного паспорта региона, содержащего информацию, необходимую для потенциальных инвесторов.

Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и инвестиционного потенциала.

Выделим характерные типы регионов.

1) Инвестиционный потенциал умеренный, но риск минимальный. Подобное характерно для Белгородской области и Татарстана. Это структурно сбалансированные регионы. В этой группе оказались обе российские столицы - они сулят инвесторам огромные возможности при минимальном риске. Москва и Санкт-Петербург очень сильно (в несколько раз) оторвались от остальных регионов, как по большинству видов риска, так и почти по всем видам потенциала (за исключением разве что ресурсно-сырьевого). Регионов с минимальным риском и низким потенциалом (типа Монако или Багам) в России нет вообще.

2) Умеренный уровень инвестиционного риска и потенциал ниже среднего. К этому типу относятся почти половина субъектов Федерации (точнее, сорок один). Попадание в эту группу обусловлено двумя основными причинами. С одной стороны, это снижение некогда более солидного потенциала кризисных промышленных регионов - Владимирской, Ивановской, Тульской областей и др. (такие регионы в основном все еще сохраняют изрядный инвестиционный потенциал). С другой стороны, сюда относится часть изначально экономически слабо развитых регионов с достаточно низким инвестиционным риском: Ненецкий и Коми-Пермяцкий АО, Кабардино-Балкарская Республика, регионы Северо-Запада.

3) Регионы с высоким инвестиционным риском и значительным потенциалом. Их оказалось всего три: Красноярский край, Республика Саха (Якутия), Ямало-Ненецкий АО. Они имеют высокие уровни риска по всем без исключения составляющим. Соответственно инвестирование сюда сопряжено со значительными объективными трудностями (труднодоступность, высокий уровень загрязнения окружающей среды в местах концентрации хозяйственной деятельности и т.п.), а также с рядом субъективных факторов (например, специализацией на добывающих отраслях промышленности).

4) Группа еще с более низким потенциалом представлена преимущественно автономиями и наиболее слабо развитыми республиками, а также отдельными территориально и экономически изолированными регионами Дальнего Востока (Сахалинская и Камчатская области).

5) Очень высокий риск при низком потенциале. Неблагоприятная этнополитическая ситуация, сложившаяся в Чечне, Дагестане и Ингушетии, делает эти районы пока мало привлекательными для инвесторов.

При анализе инвестиционного потенциала региона следует отметить, что он отличается значительной "консервативностью". В последние годы его относительно быстрое наращивание происходило лишь в узкоспециализированных регионах нефтегазодобычи.

Вообще роль российских крупных компаний в отраслях экономики регионов России в целом довольно значительна, и она определяется теми активами, которыми бизнес-группы владеют сейчас в различных регионах. Приход крупного бизнеса в те или иные отрасли региона привел, как правило, к увеличению роли этих отраслей в экономике регионов (иначе говоря, к росту зависимости экономики субъектов РФ от отраслей их специализации). Это можно проследить на ряде ключевых отраслей - нефтяной, угольной и других.

Инвесторы продолжают игнорировать потенциально благоприятный инвестиционный климат, созданный в ряде регионов страны. Их активность не соответствует ни достаточно весомому местному инвестиционному потенциалу, ни относительно низкому риску.

Так, отечественные инвесторы недостаточно учитывают довольно благоприятное сочетание инвестиционного климата и потенциала в Центральной России (в Ивановской, Владимирской, Ярославской, Тамбовской, Смоленской и Орловской областях, а также в Псковской, Мурманской областях и в Республике Мордовия). Иностранные инвесторы уделяют недостаточно внимания Оренбургской, Астраханской, Курской, Пензенской, Костромской областям, Чувашии, Адыгее, Мордовии, Ненецкому АО

Выявленные межрегиональные инвестиционные диспропорции во многом обусловлены общим дефицитом как отечественных, так и иностранных инвестиционных ресурсов, привлекаемых в Россию вследствие ее общей высокой (а с 2007 года и сверхвысокой) инвестиционной рисковостью на фоне других стран мира. Существенным фактором недоинвестирования является также и слабая информированность об инвестиционном климате того или иного региона.

Постепенное создание более благоприятных условий для инвестирования существенно повышает роль регионов в развитии инвестиционной деятельности. Слабость государственной поддержки инвестиций на федеральном уровне тем более усиливает потребность перенесения центра тяжести формирования многих аспектов благоприятного инвестиционного климата в регионы. Одним из методов поддержки регионов России, является реализация Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП), которая включает финансирование Федеральных целевых программ (ФЦП), часть из которых напрямую относится к регионам. Как правило, ФЦП направлены на социально-экономическое развитие каких-то конкретных округов.

Наибольшим инвестиционным потенциалом обладают Москва и Санкт-Петербург, а также регионы, обладающие мощным ресурсно-сырьевым потенциалом, то есть большинство регионов-доноров.

Хотелось бы обратить внимание на укоренение в современной региональной проблематике такого понятия, как "имидж региона". Имидж региона - это некоторый набор признаков и характеристик, которые на эмоционально-психологическом уровне ассоциируются у широкой общественности с конкретной территорией.

Необходимость формирования собственного имиджа каждого региона и усиление моментов узнаваемости российских территорий очевидна. Потому что, в конечном итоге, это способствует привлечению внимания к региону, дает возможность более эффективно лоббировать свои интересы, улучшать инвестиционный климат, получать дополнительные ресурсы для развития региональной экономики, становиться кадровым резервом федеральных элит. Более того, продвижение имиджа регионов - перспективный путь преодоления трудностей в формировании имиджа России в целом. И об этом нельзя забывать.


Региональная инвестиционная политика.
Региональная политика - это совокупность государственных мер по достижению определенного пространственно- производственного равновесия экономики страны в целом.
Инвестиционная политика государства - комплекс целенаправленных мероприятий, проводимых государством, по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью повышения инвестиционной активности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем.
Инвестиционная политика характеризуется целью, задачами и механизмом их реализации.
Цель инвестиционной политики государства - реализация стратегического плана экономического и социального развития страны, активизация инвестиционной деятельности для подъема отечественной экономики и повышения эффективности общественного производства.
Задачи инвестиционной политики государства определяются ее целью и экономической ситуацией в стране. К ним можно отнести:
- выбор и поддержку развития отдельных регионов и отраслей экономики;
- поддержку развития малого и среднего бизнеса;
- обеспечение сбалансированного развития отраслей экономики;
- реализацию программы жилищного строительства в регионах;
- стимулирование развития экспортных производств;
- обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и др.
Механизм реализации инвестиционной политики государства включает:
- выбор надежных источников и методов финансирования инвестиций;
- определение сроков и органов, ответственных за реализацию инвестиционной политики;
- создание нормативно-правовой базы для функционирования рынка инвестиций;
- создание условий для привлечения инвестиций. Региональная инвестиционная политика - система мер, осуществляемых на уровне региона, способствующих привлечению инвестиционных ресурсов и определению направлений их наиболее эффективного использования в интересах жителей региона и инвесторов. Инвестиционная политика в каждом регионе имеет свои особенности, обусловленные экономической и социальной политикой региона, величиной производственного потенциала, географическим местонахождением, природно-климатическими условиями и др.
Государственная региональная инвестиционная политика осуществляется органами центрального и местного управления. Централизованная региональная инвестиционная политика заключается в регулировании инвестиций в разрезе регионов или типов территорий и населенных мест (сельские, малые, средние и большие города). Как правило, она направлена на ускорение развития проблемных территорий, формирование и развитие свободных экономических зон, приоритетное развитие сельских территорий, малых и средних городов
Инвестиционная политика региональных органов государственного управления направлена на развитие местного хозяйства, различных отраслей экономики и инфраструктуры, реализацию инвестиционных проектов.
Принципы государственной региональной инвестиционной политики включают:
- приоритетное финансирование инвестиций в инфраструктуру;
-концентрацию государственных инвестиционных ресурсов на финансировании наиболее важных инвестиционных проектов:
-выравнивание уровней развития регионов и систем населенных мест.
- системности;
- комплексности;
- обеспечения публичности, открытости и предсказуемости проводимой политики;
- эффективного использования инвестиций;
- обеспечение «прозрачности» инвестиционных потоков и программ»,
- нацеленности на решение приоритетных социально-экономических задач;
- усиление роли инновационной составляющей целей и задач инвестиционной политики;
- размещение бюджетных капитальных вложений преимущественно на конкурсной основе;
- избирательного подхода к территориям, имеющим неодинаковые условия и потенциал социально-экономического развития;
- единства инвестиционной, структурной, социальной политики;
- единства действий разных уровней власти;
- соответствия бюджетных обязательств и их ресурсного обеспечения;
- необходимого и достаточного разнообразия форм и инструментов политики;
- обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации инвестиционной политики.
В содержательной характеристике предложенных принципов обратим внимание на следующие компоненты.
1. Принцип системности. Его реализация предполагает взаимоувязанную проработку, обеспечение единства всех элементов региональной политики (целей, задач, эффектов, сфер, принципов взаимодействия участников, инструментария).
2. Принцип комплексности. Следование этому принципу требует учета условий и факторов разной природы (экономических, социальных, организационно-правовых), детерминирующих состав, приоритеты, содержание целей и задач инвестиционной политики, объем и структуру ее ресурсного обеспечения.
3. Принцип единства инвестиционной, структурной, социальной политики. Названный принцип отражает объективно существующую последовательность в достижении целей социально- экономического развития региона: посредством расширения объема и повышения эффективности инвестиций, направляемых в ключевые сферы и точки роста экономики, обеспечивается развитие ее структуры и повышение конкурентоспособности, что в конечном итоге позволяет улучшить качество жизни населения. Отсюда, потребность в согласовании целей и эффектов инвестиционной политики и других, связанных с нею видов региональной политики.
4. Принцип единства действий разных уровней власти. Этим принципом устанавливаются правила: взаимосвязанной разработки и реализации инвестиционной политики на всех уровнях публичной власти: федеральном, региональном, муниципальном; дополнения (усиления) экономических и организационных возможностей в этой сфере местного самоуправления и территориального управления ресурсами более высокого уровня.
5. Принцип соответствия бюджетных обязательств и их ресурсного обеспечения. Важность этого принципа определяется существенной ролью бюджетных инвестиций в обеспечении модернизации организаций производственной и социальной инфраструктуры, предприятий, играющих ключевую роль в региональной экономике.
6. Принцип необходимого и достаточного разнообразия форм и инструментов инвестиционной политики. Такой принцип означает, что состав средств, используемых органами государственной власти и управления при осуществлении инвестиционной политики, должен отражать многообразие ее целей и задач, специфику состояния отдельных сфер и объектов, существующее разделение предметов ведения и полномочий в инвестиционной сфере государственных органов разных уровней, а соответственно, особенности их экономико- организационного воздействия.
7. Принцип обеспечения мониторинга процессов и результатов реализации инвестиционной политики. Его роль определена потребностью в отслеживании ключевых характеристик инвестиционных процессов. Мониторинг призван содействовать решению следующих задач: оценки уровня достижения поставленных целей инвестиционной политики, оперативной корректировки (в случае необходимости) действий органов власти, анализа тенденций в инвестиционной сфере региона; прогнозирования и моделирования параметров инвестиционной сферы.
Базовый состав элементов региональной инвестиционной политики может быть представлен следующим образом:
- цели и задачи политики;
- основные эффекты, планируемые от ее реализации;
- состав основных сфер и объектов политики;
- принципы взаимодействия государства с другими участниками процесса реализации политики.
Существует инвариантный перечень целей и задач региональной инвестиционной политики, детерминированный ее местом в системе различающихся по функциям видам региональной политики, общими для всех территорий макроэкономическими условиями, тенденциями и проблемами развития. В качестве основной цели можно выделить обеспечение устойчивого экономического роста и на этой основе - достижение последовательного повышения качества жизни населения. На втором уровне состав базовых целей определяется следующим образом:
1.1. Формирование прогрессивной структуры и повышение конкурентоспособности экономики региона, ее отдельных отраслей и предприятий.
1.2. Развитие социальной сферы региона и рост ее вклада в увеличении экономического потенциала региона.
1.3. Повышение уровня интеграции региона в национальное и мировое экономическое, научное и образовательное пространство.
При их декомпозиции на третьем уровне выделяются следующие ключевые задачи:
1.1.1. Обеспечение государственной поддержки инвестиционной деятельности отраслей, являющихся «точками» роста экономики региона.
1.1.2. Содействие формированию и развитию ассоциативных форм бизнеса, основанного на межотраслевых, межрегиональных связях.
1.1.3. Стимулирование инновационной деятельности предприятий, связанной с освоением наукоемкой продукции, конкурентоспособной на национальном, мировом рынках.
1.1.4. Содействие становлению современной инфраструктуры инвестиционного рынка, эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала.
1.1.5. Создание условий для развития системы консалтинговых услуг и информационных коммуникаций.
1.2.1. Обеспечение финансовой устойчивости социальной сферы.
1.2.2. Стимулирование инновационных процессов в социальной сфере.
1.2.3. Содействие процессам интеграции организаций (вузов, НИИ), реализующих креативный потенциал с бизнес-единицами.
1.3.1. Содействие процессам формирования устойчивых, долговременных кооперационных межрегиональных и внешнеэкономических связей предприятий региона.
1.3.2. Содействие процессам интеграции в национальное и мировое образовательное и научное пространство организаций, реализующих креативный потенциал.
Другой компонент инвестиционной политики - эффекты, которые намерены получить субъекты инвестиционной политики: государство, частные внешние инвесторы, предприятия и организации.
Для региональных органов власти и управления, наиболее значимы такие эффекты, как: рост доли региона в объеме инвестиций в основной капитал, увеличение налоговой базы и на этой основе - доходов регионального и местных бюджетов, повышение уровня доходов и занятости населения, рост конкурентоспособности региональной экономики и ее отдельных отраслей, улучшение состояния окружающей среды.
Для частных инвесторов в составе эффектов реализуемой инвестиционной политики следует выделить: снижение инвестиционных рисков, уменьшение трансакционных издержек, связанных с процессами размещения инвестиционных ресурсов, повышение доходности инвестиций.
Для предприятий и организаций основными эффектами являются: расширение финансовой базы обновления факторов производства, увеличение функционирующего капитала и повышение его доходности, рост конкурентоспособности продукции и услуг, освоение новых сегментов рынка, снижение трансакционных издержек, связанных с процессами поиска и привлечения инвестиционных ресурсов.
Следующий компонент инвестиционной политики - основные сферы и объекты ее осуществления. Приоритетными сферами такой политики в современных являются: реальный сектор региональной экономики, ее производственная, социальная и рыночная инфраструктура, природоохранная деятельность.
Состав объектов, одновременно привлекательных для бюджетного и частного инвестирования, может быть определен по следующим критериям:
- отнесенность предприятий к перспективным отраслям, «точкам роста», реализующим конкурентные преимущества региона;
- принадлежность реципиентов к группе социально значимых предприятий (в том числе, градообразующих, бюджетообразующих);
- идентификация инвестиционных проектов как наукоемких, реализующих новейший технологический уклад и обеспечивающих выход предприятий и организаций на новые сегменты национального и мирового рынков товаров и услуг.
Для государства как инвестора значимы будут и другие объекты. Необходимым для него будет финансирование инвестиционных процессов в отраслях, предприятиях производственной инфраструктуры.
и т.д.................

Инвестиционная политика - это целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования, эффективного использования инвестиционного потенциала страны в целях подъема экономики и решения задач социально-экономического развития. Гос. инвестиционная политика сейчас направлена на то, чтобы обеспечить инвесторов всеми необходимыми условиями для работы на российском рынке. Государственное регулирование инвестиционной деятельности предусматривает создание благоприятных условий путем: - совершенствования системы налогов, механизма использования амортизационных отчислений; - установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов; - размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов Федерации для финансирования инвестиционных проектов; - проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством России; - защиты интересов инвесторов.

В самом общем виде инвестиции - все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.), близкие к термину «капитальные вложения». Капитальные вложения - затраты на создание новых, реконструкцию и расширение действующих основных фондов (основного капитала).

Понятие "новые" (или "чистые") инвестиции означает, что увеличивается размер основного капитала. "Инвестиции в модернизацию" - это средства, направляемые на возмещение износа капитала. Сумма "чистых" инвестиций и "инвестиций на возмещение" называется "валовыми инвестициями".

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

Эффективная инвестиционная политика призвана создать благоприятный инвестиционный климат не только для государства, но и для частных инвесторов. Без инвестиций невозможно повысить технический уровень производства и конкурентоспособность отечественной продукции на внутреннем и мировом рынках. Естественно, что инвестиционной политикой должны заниматься законодательная и исполнительная власть не только на федеральном, но и на региональном уровне. Именно на региональных органах управления лежит ответственность за формирование благоприятного инвестиционного климата на территории для привлечения частных отечественных и зарубежных инвестиций.

Необходимо различать понятия «региональная инвестиционная политика» и «инвестиционная политика региона».

Под инвестиционной политикой региона понимают систему правовых экономических и организационных мер, направленных на разработку и реализацию стратегии и тактики формирования регионального инвестиционного потенциала и управлению ими исходя из социально-экономических интересов региона (данная политика определяется и реализуется непосредственно самими регионами).

Региональная инвестиционная политика определяется федеральным центром в соответствии с общей стратегией развития страны. В ходе реализации инвестиционной политики региональные власти стремятся способствовать развитию той отрасли, которую они считают перспективной в отношении дальнейшего развития региона и экономического роста. Для выработки действенной инвестиционной политики регионам необходимо определить критерии для выделения тех или иных сфер экономики в качестве приоритетных для государственной поддержки. Например, региональным властям следует уделять особое внимание следующим отраслям: с высокой добавленной стоимостью на одного работающего; играющих роль «связующего звена» в экономике региона; имеющих потенциал роста в будущем.

Повышение благосостояния региона обеспечивается реализацией целей инвестиционной политики, которые заключаются в создании условий для эффективных вложений в экономику региона. Под эффективными вложениями обычно понимаются такие инвестиционные вложения, которые помимо платы за риск инвестиций позволяют получить экономическую выгоду, приемлемую и для инвестора и для региона принимающего инвестиции. В этой связи, основным критерием для инвестора будет являться ожидаемая доходность на вложенный капитал в сопоставлении со степенью риска, а для региона -- повышение эффективности экономики региона.

Основными условиями проведения региональными властями разумной и привлекательной для инвесторов политики являются следующие:

  • o доступная и полная информация об объектах инвестирования;
  • o прописанная процедура получения прав на инвестирование;
  • o четкие критерии определения победителей в случае проведения тендеров;
  • o наличие государственного института регистрации прав;
  • o государственные меры стимулирования и поддержки инвесторов.

В соответствии с заданными условиями могут быть сформулированы следующие задачи инвестиционной политики региона:

  • Ш повышение общей инвестиционной привлекательности региона;
  • Ш формирование новых источников налоговых платежей;
  • Ш образование новых рабочих мест;
  • Ш развитие инфраструктуры;
  • Ш формирование здоровой конкурентной среды;
  • Ш поддержание благоприятного экологического климата в регионе;
  • Ш привлечение инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;
  • Ш создание условий для развития малого и среднего бизнеса, венчурного инвестирования;
  • Ш совершенствование системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;
  • Ш стимулирование создания негосударственных структур для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;
  • Ш восстановление исторических объектов на территории региона.

Эффективная инвестиционная политика как государства, так и региона должна строиться на основе следующих принципов:

  • · определение приоритетных направлений развития науки и техники;
  • · концентрация инвестиций на стратегических направлениях развития науки и техники;
  • · отбор эффективных инвестиционных проектов с учетом рисков;
  • · объективная оценка инвестиционного потенциала предприятий.

Немаловажными являются и такие принципы как:

  • -- доброжелательность во взаимоотношениях с инвесторами;
  • -- сбалансированность публичных и частных интересов;
  • -- открытость и доступность информации для всех инвесторов;
  • -- ясность и простота инвестиционного процесса в данном регионе;
  • -- равноправие инвесторов и унифицированность публичных процедур;
  • -- объективность и здравый экономический смысл в принимаемых решениях;
  • -- взаимная ответственность региональных властей и инвесторов.

Close