Социально-экономические последствия безработицы

Позитивные Негативные
- Формируется мобильный «резерв» рабочей силы, кото­рый можно задействовать при расширении производства. - Сдерживаются требования профсоюзов в части повыше­ния заработной платы, что снижает предполагаемый уро­вень инфляции. - Усиливается трудовая мо­тивация работающих, так как гарантии занятости и опасе­ние потерять работу начинают выступать в качестве самосто­ятельного стимула к труду Недоиспользование экономи­ческого потенциала общества, когда реальный ВНП сущест­венно меньше потенциального (В соответствии с законом Оукена (закон Оукена: в ситуации, когда фактический уровень безработицы превышает ее естественный уровень на 1%, отставание ВНП составляет 2,5%) происходит отставание объема ВНП по сравнению с тем объемом, которого общество могло бы достигнуть при своих данных потенциальных возможностях. - . - Снижение уровня жизни на­селения: создаются предпосылки для сокращения доходов работаю­щих по найму; » потерявшие работу получают лишь пособия по безработице; сокращается потребительский спрос, уровень сбережений. - Потеря профессиональных знаний и навыков, что затруд­няет возможность трудоуст­ройства. - Моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступ­ности

Государственное регулирование рынка труда - комплекс экономических, административных и организационных мер государства по защите работников от финансовых потерь, вызванных безработицей.

Основные формы:

1. Прямое регулирование рынка рабочей силы:

Программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе;

Программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;

Программы содействия найму рабочей силы;

Программы по социальному страхованию безработицы;

2. Косвенное регулирование рынка рабочей силы:

Налоговая политика правительства;

Денежно-кредитная политика правительства;

Правительственное законодательство.

Демонополизация экономики - это преодоление монополистической деятельности и содействие формированию рыночных отношений на основе развития конкуренции и предпринимательства.

Антимонопольное регулирование - комплекс экономических, административных и законодательных мер, осуществляемых государством и направленных на то, чтобы обеспечить условия для рыночной конкуренции и не допустить чрезмерной монополизации рынка, угрожающей нормальному функционированию рыночного механизма. Антимонопольное регулирование включает регулирование уровня концентрации и монополизации производства, стратегии и тактики предприятий, внешнеэкономической деятельности, ценовое и налоговое регулирование.



Антимонопольная политика государства всегда опирается на антимонопольное законодательство.

Антимонопольное законодательство - это сложная и разветвленная сеть законов, судебных решений и правовых норм, комплекс правовых актов в странах с рыночной экономикой, направленных на поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции Все эти меры направлены поддержание конкурентной среды, противодействие монополизму и недобросовестной конкуренции, на регулирование действий фирм и корпораций на рынке товаров и услуг, на рынке капиталов, отсекая те из них, которые признаются недобросовестными, некачественными по отношению к правам производителей и потребителей, а также просто вредными для общества.

В основу комплекса государственных мер, составляющих антимонопольную политику, заложено общее концептуальное представление, согласно которому наивысшее благосостояние граждан достигается в случае, когда они имеют возможность свободно обмениваться производимыми ими товарами и услугами на конкурентном рынке. Конкурентный рынок, таким образом, выступает универсальным регулятором общественного производства, его пропорций. При этом вопрос о том, что производить и в каком количестве, объективно решает сам потребитель, предъявляя на рынке спрос на те или иные виды товаров и услуг.

Разработка и принятие антимонопольного законодательства - одно из самых важных средств государственного регулирования экономики. В современный период главная особенность этого законодательства состоит в том, что оно направлено на защиту так называемой олигополии рыночного механизма.

Существуют две основные формы борьбы с монополиями:

1) предупреждение создания монополий;

2) ограничение использования монопольной власти.

Опыт развитых стран свидетельствует, что антитрестовская политика оказалась малоэффективной и влияла лишь на формы централизации капитала, но сам процесс монополизации она не приостановила. Противодействие монополизации экономики выражается в форме запретов на ведение производственно-коммерческой деятельности, в разукрупнении фирм, их реорганизации, разделении, вплоть до ликвидации. Несмотря на различия антимонопольных законодательств разных стран, они имеют общие черты и цели. К таковым относятся: поощрение конкуренции; контроль над фирмами, занимающими доминирующие положение на рынке, и над процессом слияний и поглощений компаний; защита интересов потребителей; содействие развитию малого и среднего бизнеса.

Незаконными признаются действия субъектов, направленные на территориальный раздел рынков, бойкот конкурентов, прикрепление покупателя к определенным источникам снабжения, установление согласованных цен и скидок, на согласование квот производства с целью манипулирования обменом и характером предложения, а также на назначение единых директоров конкурирующих фирм.

В странах Восточной Европы проблема антимонопольного регулирования возникла сравнительно недавно. Следует отметить, что монополии здесь были созданы искусственно, путем концентрации производства, приведшей к образованию гигантских предприятий и объединений. В постсоветских странах антимонопольная политика первоначально была направлена на преодоление "командно-административного монополизма", т.е. на изменение типа экономических систем.

Обобщая сказанное, отметим, что свободная конкуренция обусловила концентрацию производства, приведшую не к появлению, а к господству рыночных монополий. Наиболее распространенными их видами являются чистая, или абсолютная, естественная и искусственная, производственная и организационная монополии. Классическими организационными формами монополий являются картели, синдикаты, тресты, концерны, которые в модернизированном виде существуют и в настоящее время.

В ходе реализации антимонопольных мер преследуются следующие основные цели:

1. Обеспечение единства экономического пространства на территории

Российской Федерации

2. Обеспечение «прозрачности» процессов, связанных с созданием, слиянием и присоединением коммерческих организаций, приобретением крупных пакетов акций, основных производственных средств и нематериальных активов, а также прав, которые дают возможность определять условия деятельности предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке.

3. Снижение барьеров входа на товарные рынки

4. Создание эффективных правовых механизмов, которые обеспечивают соблюдение запрета на занятие предпринимательской деятельностью представителями органов власти, в том числе через использование государственных и муниципальных унитарных предприятий как инструментов совмещения органами власти хозяйственных и властных полномочий.

5. Активизация работы по профилактике и пресечению недобросовестной конкуренции на товарных рынках.

Достижение поставленных целей реализуется посредством применения сложившихся в мировой практике методов, основными из которых можно выделить следующие: применение ограничительных мер, контроль за усилением экономической концентрации, запрет на недобросовестную конкуренцию, запреты на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно повлиять на конкуренцию, использование государственного реестра.

Ограничительные меры. Они применяются антимонопольным органом к хозяйствующим субъектам, которые нарушают антимонопольное законодательство.

Это запреты на монополистическую деятельность и недобросовестную конкуренцию, на действия органов власти и управления, которые могут неблагоприятно сказаться на развитии конкуренции.

Запреты на монополистическую деятельность подразделяются на запреты, направленные против соглашений, ограничивающих конкуренцию, и запреты на злоупотребление предприятиями своим доминирующим положением. Такие злоупотребления являются наиболее типичным (более 60%) нарушением антимонопольного законодательства.

Довольно часто встречаются такие нарушения, как навязывание контрагенту невыгодных условий договора, несоблюдение порядка ценообразования, согласованные действия предприятий, направленные на ограничение конкуренции. Мониторинг более 200 цен показал, что свыше трети предприятий, занимающих доминирующее положение на рынке, завышают цены на товары и услуги.

Закон запрещает устанавливать монопольно высокие или монопольно низкие цены, изымать товар из обращения с тем, чтобы создавать или поддерживать дефицит или повышать цену, навязывать контрагенту условия договора, невыгодные для него или не относящиеся к предмету договора, включать в договор дискриминирующие условия, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими предприятиями, препятствовать выходу на рынок (или уходу с него) другим предприятиям, побуждать контрагента отказываться от заключения договоров с отдельными покупателями

(заказчиками), несмотря на то, что есть возможность произвести или поставить нужный товар.

Наиболее стабильно действует запрет на установление монопольных цен, хотя и здесь немало проблем. В частности, "Временные методические рекомендации по выявлению монопольных цен" от 21 апреля 1994 г. предлагают одновременно использовать концепцию ограничения прибыли и концепцию сравнения рынка. Применение первой концепции осложняется тем, что производственные затраты необходимо устанавливать с учетом того, что производственные мощности могут быть исчерпаны. Но при общем спаде производства в России это нереально. Так же нереально выяснить действительную себестоимость, прибыль и рентабельность предприятия в условиях господства бартера и "черного нала". Поэтому предпочтительной оказывается концепция сравнения рынков, в рамках которой антимонопольному ведомству не нужно проверять производственные показатели предприятия- монополиста, достаточно на основе внешних факторов выявить монопольно высокие или монопольно низкие цены.

Вследствие многообразия внутренних регуляторов рынка рабочей силы, а также в силу социальной важности его эффективного функционирования нуждается в квалифицированном регулировании. Представляется, что создание такой действенной системы регулирования в сфере занятости является одной из основных социальных задач проводимых в России реформ.

Большую роль в обеспечении занятости играет государство.

Можно выделить четыре основных направления государственного регулирования рынка труда.
  • программа по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе.
  • программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы.
  • программы содействия найму рабочей силы.
  • правительство принимает программы по социальному страхованию безработицы, т. е. выделяет средства на пособия по безработице
Цели государственного регулирования рынка труда:
  • обеспечение полной занятости , под которой понимается отсутствие при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;
  • создание «гибкого рынка труда» , способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость», по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

  • активной — создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;
  • пассивной — поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики , нацеленной на достижение полной занятости, является в развитых странах приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

  • стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;
  • организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;
  • развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах с целью снижения фрикционной и структурной безработицы;
  • содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важнейшим методом обеспечения занятости населения;
  • государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения — , инвалидам;
  • содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;
  • международное сотрудничество в решении проблем занятости; решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;
  • создание рабочих мест в государственном секторе — в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;
  • организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относятся к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат — обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность — от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Зависимость между безработицей и заработной платой

Важной основой регулирования рынка труда в стране с является зависимость между безработицей и . Речь идет о так называемой , графически отражающей нелинейную зависимость между этими двумя явлениями.

Если допустить, что существует одинаковое соотношение между темпами изменения заработной платы и цен, то модель Филлипса может быть преобразована в соотношение между безработицей и темпами изменения уровня цен. Кривая Филлипса дает варианты выбора: или достаточная высокая занятость с максимально экономическим ростом, но при быстром повышении цен, или достаточно стабильные цены, но при значительной безработице .

Долгие года служила базой социально-экономического регулирования в США и других странах Запада. Многие западные экономисты и сейчас исходят из того, что существуем однонаправленное движение изменений в заработной плате и ценах и разноплановое — между данными величинами и безработицей. Однако было немало примеров, когда безработица и инфляция приобретали не обратную, а прямую связь: несмотря на рост безработицы, цены продолжали расти. Это вызывает критику обоснованности кривой Филлипса как надежного регулятора в экономике.

Перечисленные направления не исчерпывают всех мер воздействия государства на рынок труда. Наряду с ними существуют методы косвенного регулирования рынка рабочей силы: налоговая, денежно-кредитная и амортизационная политика правительства. Кроме того, немалое влияние на рынок труда оказывает и законодательство — о социальном обеспечении, о трудовых отношениях, о равных гражданских правах и т. д.

Биржа труда

Особое место в системе государственного регулирования рынка труда занимает биржа труда (служба занятости, служба содействия найму), являющаяся одной из важных структур рыночного хозяйственного механизма.

Биржа труда — специальное учреждение, осуществляющее посреднические функции на рынке рабочей силы. В большинстве стран биржи руда являются государственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерства труда или аналогичного ему органа, вместе с тем на рынке труда наряду с государственными службами занятости функционирует большое число частных посреднических фирм, эффективность деятельности которых очень высока. В США действует около 15 тысяч таких фирм.

Основные направлениями деятельности бирж труда:
  • регистрация безработных;
  • регистрация вакантных мест;
  • трудоустройство безработных и других лиц;
  • изучение конъюнктуры рынка труда и представление информации о ней;
  • тестирование лиц, желающих получить работу;
  • профессиональная ориентация и профессиональная переподготовка безработных;
  • выплата пособий.

Большинство экономистов полагает, что проблема безработицы и других диспропорций на рынке труда может быть смягчена только с помощью комбинации различных средств стимулирования экономического роста, сокращения рабочей недели, создания эффективной системы переподготовки кадров.

Государственная политика в области занятости в России

Государственная политика занятости населения — система мер прямого государственного и косвенного воздействия на трудовую сферу () для достижения поставленных целей.

Государственная политика занятости представляет собой многоуровневый процесс : макроуровень; региональный уровень; местный уровень.

Макроуровень

На макроуровне высшие органы государственной законодательной и исполнительной власти решают кардинальные задачи политики занятости:

  • Согласование целей и приоритетов политики занятости с экономической, социальной, демографической и миграционной политикой.
  • Согласование системы целей и приоритетов политики занятости с финансово-кредитной, структурной, инвестиционной, внешнеэкономической политикой.
  • Выработка политики трудоустройства и социальной поддержки незанятого населения.
Региональный уровень

На региональном уровне учитываются перечисленные выше направления. Однако полномочия региональных органов управления несколько сужены. Например, осуществляется властями федерального уровня.

Регионы включают содействие занятости в число основных приоритетов своей политики и в рамках своей компетенции осуществляют социальную политику. На региональном уровне в интересах политики занятости осуществляются программы жилищного, транспортного и производственного строительства и другие.

На региональном уровне более эффективны, чем на общегосударственном, меры поддержки фермерства, малого бизнеса.

Проблемы трудоустройства на региональном уровне решаются следующим образом:

  • развитие системы подготовки и переподготовки населения (в первую очередь временно незанятого);
  • совершенствование информационного обеспечения (включая компьютеризацию);
  • обеспечение приспособленными помещениями и подготовленными кадрами центров занятости;
  • целевая поддержка рабочих мест для сдерживания высвобождения работающих;
  • повышение эффективности регистрации, трудоустройства и социальной поддержки безработных;
  • поддержка на рынке труда беженцев и вынужденных переселенцев, граждан с ограниченной трудоспособностью, длительно безработных, женщин, молодежи и подростков и других социально незащищенных групп населения;
  • организация общественных и временных работ.
Местный уровень

На местном уровне ведется вся практическая работа по трудоустройству, выплате пособий, обучению.

Государственная политика занятости населения в России

Правительство любой страны стремится поддерживать определенный уровень занятости в экономике. Разумеется, принимаемые меры зависят от национальных особенностей каждого государства. Ниже будет рассмотрена государственная политика в области занятости на примере России.

В Конституции Российской Федерации записано, что "каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы" (ст.37, п.3).

В 1991 г. был принят закон "О занятости населения в Российской Федерации ", который определил государственные гарантии реализации права на труд и на защиту от безработицы.

Государственные гарантии для безработных включают:
  • бесплатную профессиональную подготовку и переподготовку по направлению службы занятости;
  • компенсацию расходов, связанных с направлением на работу в другой регион по рекомендации службы занятости;
  • выплату пособия по безработице;
  • возможность заключать трудовые контракты на участие в общественных работах и др.

Борьба с — один из элементов системы общественного (социального) страхования. По Закону о занятости, был создан Государственный РФ, который является внебюджетным федеральным фондом. Средства фонда — федеральная собственность и управляются Государственной службой занятости населения. Средства фонда формируются за счет обязательных взносов работодателей и работающих граждан, ассигнований из бюджетов различных уровней, доходов от размещения средств на депозитах Центрального банка и др. и направляются на социальную защиту населения от безработицы.

Действия государства, направленные на снижение уровня безработицы, могут иметь неоднозначные последствия.

Программы переобучения и повышения квалификации, а также повышение эффективности информационной службы о наличии вакансий позволяют увеличить уровень трудоустройства и снизить безработицу.

С другой стороны, выплата пособий по безработице снижает стимулы к поиску работы, что проявляется в "ловушке безработицы". Чтобы ее избежать, государство устанавливает дифференцированные ставки пособия, которые снижаются с течением времени.

Серьезные социально-экономические последствия безработицы обусловили необходимость государственного вмешательства в сферу труда, которое способствует видоизменению трудовых отношений, регулирует их, ограничивает свободу рыночных сил.

Главными целями государственного регулирования рынка труда является:

– обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении «естественного уровня безработицы», определяемого размерами ее фрикционной и структурной форм;

– создание «гибкого рынка труда», способного быстро приспосабливаться к изменениям внутренних и внешних условий развития экономики, сохранять управляемость и стабильность. Эта «гибкость» по сравнению с традиционным рынком труда, проявляется в гибком использовании работников на условиях неполного рабочего дня, временной занятости, сменяемости рабочих мест, изменения количества смен, расширения или добавления в зависимости от необходимости рабочих функций. Каждый желающий трудиться должен найти на таком рынке рабочее место, отвечающее его потребностям.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

– активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников;

– пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Проведение активной политики, нацеленной на достижение полной занятости, является приоритетным направлением государственной политики на рынке труда. К основным мерам этой политики относятся:

– стимулирование государством инвестиций в экономику, что выступает главным условием создания новых рабочих мест;

– организация переобучения и переквалификации структурно-безработных;

– развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

– содействие мелкому и семейному предпринимательству, что рассматривается во многих странах важным методом обеспечения занятости населения;

– государственное стимулирование (налоговыми и законодательными мерами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения – молодежи, инвалидам;

– содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

– международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

– создание рабочих мест в государственном секторе – в сфере образования, медицинских услуг, коммунальном хозяйстве, строительстве общественных зданий и сооружений;

– организация общественных работ.

Государственная поддержка лиц, оставшихся без работы, их социальная защита относят к пассивной форме политики государства на рынке труда. Безработным гражданам государство гарантирует:

– обеспечение социальной поддержки в виде пособий по безработице, материальной помощи и прочих социальных выплат;

– бесплатное медицинское обслуживание.

В развитых странах финансовая помощь безработным осуществляется на основе систем страхования по безработице. Минимальная задача этих выплат – обеспечение текущих жизненных расходов безработных. Продолжительность – от нескольких месяцев, до бессрочного вспомоществования (например, в Бельгии, Австралии). Средства формируются главным образом за счет государства и предпринимателей.

Рассмотрев основные методы регулирования рынка труда, перейдем к конкретным мерам, предпринимаемым нашим правительством в рамках борьбы с безработицей на 2009-2010 годы.

Основные цели государственного регулирования рынка труда:

1. Обеспечение полной занятости, под которой понимается отсутствие циклической безработицы при сохранении естественного уровня безработицы.

2. Создание гибкого рынка труда, способного быстро приспосабливаться к изменениям в экономике.

Можно выделить следующие задачи, стоящие перед государством на рынке труда:

· достижение такого соотношения между спросом и предложением труда, а также его активной и резервной частями, при котором, с одной стороны, обеспечивается необходимый уровень жизни основной массы населения, а с другой - сохраняются эффективные стимулы к труду.

· формирование оптимальной профессионально-отраслевой, квалификационной, географической мобильности трудовых ресурсов.

· интеграции национального рынка труда в международную систему разделения труда.

Государственная политика на рынке труда осуществляется в двух основных формах:

1. Активной – создание новых рабочих мест, повышение уровня занятости и преодоление безработицы путем обучения и переобучения работников.

2. Пассивной – поддержка безработных путем выплаты пособий.

Активная политика государства направлена на то, чтобы каждый человек, желающий работать, мог найти рабочее место соответственно своим запросам. Он должен иметь возможность повышать свою конкурентоспособность на рынке труда.

К основным формам активной политики относятся:

· стимулирование государством инвестиций в экономику, и, следовательно, создания новых рабочих мест;

· организация переобучения и переквалификации безработных;

· развитие служб занятости, бирж труда, осуществляющих посреднические функции на рынке труда, предоставление информации о вакантных рабочих местах;

· содействие мелкому предпринимательству как способу обеспечения самозанятости;

· государственное стимулирование (налоговыми и законодательными рычагами) предоставления работодателями рабочих мест определенным группам населения, например, молодежи, инвалидам и т.п.;

· содействие, в случае необходимости, перемене места жительства для получения работы;

· международное сотрудничество в решении проблем занятости, решение вопросов, связанных с международной трудовой миграцией;

· создание рабочих мест в государственном секторе, организация общественных работ.

Пассивная политика занятости включает создание системы социального страхования и иных каналов материальной помощи лицам, потерявшим работу. Формы пассивной политики:

· регистрация лиц, ищущих работу,

· определение пособия по безработице,

· организация системы его предоставления,

· осуществление неденежных форм поддержки безработных и членов их семей.


В развитых странах финансовая поддержка безработных осуществляется на основе систем страхования от безработицы (как обязательных, так и добровольных).

Классификация методов государственного регулирования рынка труда:

I. По форме воздействия:

1. Прямые методы регулирования. Государственное субсидирование и стимулирование занятости на предприятиях путем предоставления различных льгот, в том числе налоговых, организация общественных работ, стимулирование создания новых рабочих мест, развитие системы производственного обучения и переподготовки, стимулирование/сдерживание развития производства в определенных регионах, регламентация продолжительности рабочего дня, регламентация международной миграции работников,

2. Косвенные методы регулирования. Регулирование демографической ситуации, увеличение/уменьшение государственных закупок, налоговая и кредитно-денежная политика. Данные методы воздействуют на рынок труда, изменяя условия хозяйствования в сторону стимулирования или торможения экономических процессов:

Методы прямого воздействия оказывает влияние в основном на предложение труда, косвенного - на спрос.

II. По характеру воздействия:

1. Поощрительные;

3. Ограничительные;

4. Защитные (например, защита национального рынка труда от излишней иммиграции).

1. Экономические.

2. Административные (например, снижение/увеличение порога пенсионного возраста, уменьшение/увеличение продолжительности рабочего времени, ограничение числа рабочих мест для одного работника, включая работу по совместительству).

3. Смешанные, сочетающие в себе экономическое и административное регулирование.

4. Социально-психологические.

Разные виды безработицы требуют применения разных мер ее регулирования. Уровень фрикционной безработицы может быть снижен за счет улучшения информационного обеспечения рынка труда и устранения факторов, снижающих мобильность рабочей силы (например, через эффективную работу бирж труда, информационной поддержки инвестиционных программ и т.п.). Сокращению структурной безработицы способствуют программы профессионального переобучения. Борьба с циклической безработицей включает меры макроэкономического регулирования совокупного спроса и совокупного предложения.

Инфляция

Инфляция – устойчивая тенденция к повышению общего уровня цен. Это сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями воспроизводства, возникает в связи с длительным неравновесием экономики. Оно не сводится к чисто денежному феномену, так как рост цен может быть вызван как состоянием денежной сферы, так и иными причинами. Следует учесть, что не всякое повышение цен вызывается инфляционными причинами (например, сезонные колебания цен).

Дефляция – устойчивая тенденция к снижению общего уровня цен.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение общего уровня цен.

π = (Р – Р -1)/Р -1 (7.4)

Р – средний уровень цен в текущем году (отчетном году)

Р -1 – средний уровень цен в прошлом году (базисном году)

Средний уровень цен измеряется индексами цен. Часто в качестве основы для расчета инфляции используется индекс потребительских цен.

Индекс потребительских цен рассчитывается как отношение стоимости потребительской корзины в текущем периоде к ее стоимости в базисном периоде.

Е.О. Вахтерова, И.В. Гоман* ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНКА ТРУДА

В статье рассматривается государственное регулирование рынка труда, которое выполняет ряд важных функций в развитии экономики: борьба с безработицей, повышение занятости населения, борьба с инфляцией, экономический рост государства. Гоcудaрcтвeнноe рeгулировaниe рынка ставит пeрeд с обой цель ст абилизации развития рыночных отношений.

Ключевые слова: государство, рынок, регулирование, занятость, безработица, уровень, инфляция, социальные проблемы, биржа труда, результаты, затраты.

Государственное регулирование рынка позволяет государственным органам активно вмешиваться в структуру функционирования рынка, влиять на развитие производства в общественно нужном направлении, а также использовать свои возможности для решения социальных проблем . Необходимость такого вмешательства возникает при несовершенстве различных рынков в условиях нестабильности, при частичном учете затрат и итоговых результатов.

Также регулирование рынка труда служит решению макроэкономических задач, к которым относятся :

Гарантии полной занятости трудоспособного населения;

Борьба с инфляцией;

Объединение принципов социальной справедливости и экономической эффективности и прочие.

Государственное регулирование рынка ставит перед собой следующую цель: стабилизация рыночных отношений, выявление их равновесия или сдвига . При этом используются следующие методы :

Контроль за объемами производства и уровнем цен - в этом случае государством выявляются конкретные цены или устанавливаются рыночные квоты;

Использование государственных финансовых инструментов - воплощается во введении налогов и дотаций на определенные сферы деятельности;

Введение фиксированных цен.

Установление налога на определенную сферу производственной деятельности привлекает активный рост предложений, где стоимость налога вносится в государственный бюджет продавцами из средств покупателей, приобретающих товар. Дотация показывает обратную сторону налога, характеризующуюся в определенном проценте к стоимости товара или в сумме (рассчитанной в рублях) на единицу товара. Дотации получают чаще всего производители, хотя имеется реальная возможность их извлечения и у частного лица. Фиксированные цены вводятся на сельскохозяйственную продукцию, превышая уровень цен на рынках .

Государственное регулирование рынка труда - это и есть особая сфера государственного вмешательства в с оциально-экономические процессы и ср едства.

* © Вахтерова Е.О., Гоман И.В., 2014

Вахтерова Екатерина Олеговна (уаМегта@таП.ги), экономический факультет, Тольят-тинский филиал Самарского государственного университета, 445027, Российская Федерация, г. Тольятти, ул. Юбилейная, 31.

Гоман Игорь Вячеславович (к1г-ёеЬп@таП.ги), кафедра экономики, Самарский государственный университет, 443011, Российская Федерация, г. Самара, ул. Акад. Павлова, 1.

Оно обращает внимание та получeниe рaционaльных итогов в социяльно-эконо мичecких условиях, касающихся уровня зaнятоcти рaботоcпоcобного нaceлeния, cоотвeтcтвия профeccионaльного уровня зянимяемым рaбочим мecтам, a тaкжe рeшeниe проблeм бeзрaботицы. Мeтоды гоcудaрcтвeнного рeгулировaния рынкя трудa могут быть следующими:

Организация новых рабочих мест, это возможно лишь путем уменьшения рабочего времени сотрудника;

Корректировка режима труда и отдыха - предоставляется путем введения максимального рабочего времени в течение всей рабочей недели.

Использовать дaнныe методы стоит с особой осторожностью, потому что они смогут не только уменьшить уровень бeзрaботицы в cтрaнe, но и ухудшить эффективность экономики всей cтрaны.

Одним из методов регулирования рынка труда в таких странах, как Швеция, Испания, Германия, является пенсионный возраст .

Рынок трудa так cфeрa экономической и cоциaльно-политической жизни общecтвa требует постоянного рeгулировaния с целью повышения уровня эффективности его основных функций. Это помогает рeгулировaть систему зaнятоcти.

Гоcудaрcтвeнноe рeгулировaниe рынкя трудa было одним из п ервых нaпрaвлeний социяльной политики. Оно образовалось в первой половине XIX векя в Англии, когдa появилось фaбричноe зaконодaтeльcтво, огрaничивающее применение детского трудя и продолжительность рaбочeго времени для взрослых.

На сегодняшний день сложилясь рязвитяя cиcтeмa гоcудaрcтвeнного регу-лировяния, в которой выделяется три няпрявления .

1. Устяновление условий использовяния трудя:

Детского и женского трудя;

Продолжительности рябочего дня, недели и отпуска;

Норм гигиены и безопясности трудя.

2. Госудярство воздействует ня условия опляты трудя:

Устяновление минимяльной зяряботной пляты + надбавки;

Удержание зяряботной пляты и цен;

Нялогообложение личных доходов;

Помощь госоргянов фирмям, компенсяции, связянные с трудовой деятельностью (стряховяние ня случяй безряботицы, стряховяние от несчястных случяев ня производстве).

3. Госудярство регулирует отношения между няемными ряботникями и предпринимятелями в конфликтных ситуациях. Нормой стяло зяключение коллективных трудовых согляшений, которые устaнaвливaют прявя и обязянности обеих сторон.

В сфере социяльной политики ня рынке трудя важно устяновить минимяльный уровень зяряботной пляты. Госудярство при этом предостявляет социяльную гярянтию, которая обеспечивает уменьшение количества бедных. В числе критериев устяновления рязмеров минимяльной зяряботной пляты конвенция МОТ (Меж-дуняродняя оргянизяция трудя) «О минимяльной зяряботной пляте» нязывяет:

Потребности ряботникя и его семьи с учетом общего уровня зярпляты в госудярстве, социяльных выплят, стоимости жизни, доходов других социяльных слоев;

Уровень производительности и зянятости.

Государство использует систему мер изменения рябочей силы и трудя в период экономического кризися , позволяя развивять прогряммы общеобрязовятельной и профессионяльной подготовки, увеличивять сроки обучения молодежи, продолжительность декретных отпусков и соответствующие выпляты, повышять рязмеры пенсий, стимулировать досрочный выход ня пенсию, удлинять период отпусков, сокрящять продолжительность рябочей недели, стимулировать чястичную и неполную зянятость с одновременным сохрянением тех же видов и объемов социяльного

стрaxовaния, минимяльной зaрaботной пляты, сроков отпусков и т. д. Госудaрствeнноe рeгулировaниe занятости населения должно основываться на следующих факторах:

Использование сопельного пaртнeрствa субъектов рынкя трудя, т. е. организация одинаковых возможностей для всех гряждян (нeзaвисимо от происхождения, социяльного и имущественного положения, рясы и няционяльности, поля, возрястя, политических убеждений, отношения к религии) реялизяции прявя ня свободный выбор видя деятельности в соответствии со способностями и профессионяльной подготовкой с учетом личных интересов и общественных потребностей;

Поддержка в обеспечении эффективной зянятости, недопущение безряботицы, формирование новых рябочих мест и условий для организации предпринимятельствя;

Добровольность и отсутствие принуждения гряждян относительно выборя сферы деятельности и рябочего местя;

Поддержка мероприятий по регулировянию зянятости няселения;

Содействие трудоспособным гряждянам в трудоспособном возрясте, которые нуждяются в социяльной зящите;

Гарантия мер предупредительного хяряктеря по корректировке зянятости няселения и использованию рябочих мест;

Определенная гярянтия зянятости, т. е. гярянтия удержания рябочих мест и профессии, гярянтия получения доходя.

Особое место в системе налаживания рынкя трудя зянимяют биржи трудя (службя зянятости, службя трудоустройствя, службя содействия няйму), которые являются одной из вяжных структур рыночного хозяйственного устройства. Они предстявляют собой специяльные учреждения, выполняющие функции ня рынке рябочей силы. Во многих стрянах биржи трудя являются госудярственными и осуществляют свою деятельность под руководством министерствя трудя или аналогичного ему органу. Вместе с тем ня рынке трудя няряду с госудярственными службями зянятости работает большое число чястных посреднических фирм, результат деятельности которых очень велик. В России используют такие фирмы.

Основные няпрявления деятельности бирж трудя :

1) регистряция безряботных;

2) регистряция вякянтн^гх мест;

3) трудоустройство безряботных и других лиц, которые хотят получить ряботу;

4) изучение конъюнктуры рынкя трудя и обеспечение информяции о ней;

5) тестировяние лиц, стремящихся получить ряботу;

6) профессионяльняя ориентяция и переподготовкя безряботных;

7) выплятя пособий.

В настоящее время в рязвитых стрянях большинство соискателей устряивяются на работу не через биржи трудя, я обрящяясь за помощью в кядровые службы предприятий и оргянизяций или в чястные ягентства.

Такая деятельность чястн^хх фирм в России няряду с биржей трудя имеля бы вяжный результат в деятельности рын^ рябочей силы. Но на сегодняшний момент фирмы такого рода основаны на мелком рынке недостаточных специяльностей. Биржа трудя оказывает помощь безряботным, выплячивая пособия, трудоустраивает и занимается переквялификяцией кадров.

Библиографический список

1. Алонкина Л.И. Государственное регулирование занятости населения. М2007. № 6. С. 141-144.

2. Анпилов С.М., Безлепкина Н.В., Тюкавкин Н.М. Экономика и управление в XXI веке: колл. монография / под общ. ред. Л.А. Сараева, А.Н. Сорочайкина, Н.М. Тюкавкина. Самара, 2011. Т. 9. Инновации в управлении: интеграционные формы и кластеры.

3. Гранберг А.Г. Основы региональной экономики: учебник для вузов. 4-е изд. М.: ГУ ВШЭ, 2004. 495 с.

4. Капитонов С.В., Тюкавкин Н.М. Разработка организационно-экономического механизма устойчивого развития отрасли промышленности с помощью системы базовых экономических показателей // Основы экономики, управления и права. 2012. № 6 (6). С. 83-87.

5. Кисельников Е.А., Сорочайкин А.Н., Тюкавкин Н.М. Оценка стратегии повышения эффективности функционирования предприятий машиностроения на основе капитализации прибыли // Вестник Самарского государственного университета. 2013. № 4 (105). С. 34-42.

6. Мазин А. Л. Экономика труда: учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ,

7. Тюкавкин Н.М. Анализ рисков в экономике России // Аудит и финансовый анализ.

8. Тюкавкин Н.М. Стратегические направления развития рынка в России // Проблемы современной экономики. 2008. № 1. С. 78.

9. Тюкавкин Н.М. «Государственная» революция и приватизация в России // Аудит и финансовый анализ. 2008. № 3.

10. Тюкавкин Н.М. Экономический феномен Китая // Вестник Самарского государственного экономического университета. Самара, 2007. № 3 (29). С. 138-142.

1. Alonkina L.I. State regulation of government control of employment of population. Moscow, 2007, no. 6, pp. 141-144

2. Anpilov S.M., Bezlepkina N.V., Tyukavkin N.M. Economics and Management in the XXI century. Multi-authored monograph. Under general editorship of L.A. Saraev, A.N. Sorochaikin, N.M. Tyukavkin. Samara, 2011, Vol. 9. Innovations in management: integration forms and clusters.

3. Granberg A.G. Foundations of regional economics: textbook for Institutions of Higher Education. 4th ed. M., GU VShE, 2004, 495 p.

4. Kapitonov S.V., Tyukavkin N.M. Development of business mechanism of sustainable development of a branch of industry with the help of a system of basic economic indicators. Osnovy ekonomiki, upravleniia i prava , 2012, no. 6 (6), pp. 83-87

5. Kiselnikov E.A., Sorochaikin A.N., Tyukavkin N.M. Estimate of the strategy of increasing effectiveness of functioning of enterprises of mechanical engineering on the basis of capitalization of profits. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo universiteta , 2013, no. 4 (105), pp. 34-42

6. Mazin A.L. Labour economics: workbook. 2nd edition, revised and enlarged. M., YUNITI, 2007, 575 p.

7. Tyukavkin N.M. Analysis of risks in the economics of Russia. Audit i finansovyi analiz , 2008, no.4

8. Tyukavkin N.M. Strategic directions of development of markets in Russia. Problemy sovremennoi ekonomiki , 2008, no.1, p. 78

9. Tyukavkin N.M. «State» revolition and privatization in Russia. Audit i finansovyi analiz , 2008, no.3

10. Tyukavkin N.M. Economic phenomena of China. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo ekonomicheskogo universiteta , 2007, no. 3 (29), pp. 138-142

11. URL: https://ru.wikipedia.org.

E.O. Vakhterova, I.V. Goman* STATE REGULATION OF LABOUR MARKET

At present state regulation of market performs a number of important functions in the development of economics. These functions are combating unemployment, boosting employment, fight against inflation, economic growth of state. State regulation of market establishes a goal of stabilization of development of market relations.

Key words: state, market, regulation, employment, unemployment, level, inflation, social problems, labour market, results, expenses.

* Vakhterova Ekaterina Olegovna ([email protected]), Fakultet of Economik, Togliatti branch of Samara State University, Togliatti, 445027, Russian Federation.

Goman Igor Vyacheslavovich ([email protected]), Department of Economics, Samara State University, Samara, 443011, Russian Federation.


Close