Видеоурок «Промышленность, ведущие отрасли Зарубежной Европы» раскрывает типичные черты хозяйства развитых стран Европы. Урок познакомит вас со структурой хозяйства, основными промышленными районами региона. Преподаватель расскажет вам об основных особенностях географического размещения основных отраслей промышленного производства в Европе.

Тема: Региональная характеристика мира. Зарубежная Европа

Урок: Промышленность, ведущие отрасли хозяйства Зарубежной Европы

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и практически всего мира - Германия. До Второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой. Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу. В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов. Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза, а в настоящее время из России. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, Германии, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе. На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, Германии, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады. Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: Германии, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии. После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия). В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы. Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность. Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, Германия, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем. Медная промышленность получила наибольшее развитие в Германии, Франции, Великобритании, Бельгии, Польше.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии. Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю. Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и пр.

Рис. 4. Цех по производству кубиков «Лего» ()

Домашнее задание

Тема 6, П.1

1. Назовите основные отрасли промышленности Зарубежной Европы?

2. Используя пройденный материал, карты атласа, приведите примеры центров машиностроения Зарубежной Европы.

Список литературы

Основная

1. География. Базовый уровень. 10-11 кл.: учебник для общеобразовательных учреждений / А.П. Кузнецов, Э.В. Ким. - 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2012. - 367 с.

2. Экономическая и социальная география мира: Учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / В.П. Максаковский. - 13-е изд. - М.: Просвещение, АО «Московские учебники», 2005. - 400 с.

3. Атлас с комплектом контурных карт для 10 класса Экономическая и социальная география мира. - Омск: ФГУП «Омская картографическая фабрика», 2012 - 76 с.

Дополнительная

1. Экономическая и социальная география России: Учебник для вузов / Под ред. проф. А.Т. Хрущева. - М.: Дрофа, 2001. - 672 с.: ил., карт.: цв. вкл.

Энциклопедии, словари, справочники и статистические сборники

1. География: справочник для старшеклассников и поступающих в ВУЗы. - 2-е изд., испр. и дораб. - М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2008. - 656 с.

Литература для подготовки к ГИА и ЕГЭ

1. Тематический контроль по географии. Экономическая и социальная география мира. 10 класс/ Э.М. Амбарцумова. - М.: Интеллект-Центр, 2009. - 80 с.

2. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: Астрель, 2010. - 221 с.

3. Оптимальный банк заданий для подготовки учащихся. Единый государственный экзамен 2012. География. Учебное пособие./ Сост. Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. - М.: Интеллект-Центр, 2012. - 256 с.

4. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2010: География / Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2010.- 223 с.

5. География. Диагностические работы в формате ЕГЭ 2011. - М.: МЦНМО, 2011. - 72 с.

6. ЕГЭ 2010. География. Сборник заданий/ Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 272 с.

7. Тесты по географии: 10 класс: к учебнику В.П. Максаковского «Экономическая и социальная география мира. 10 класс»/ Е.В. Баранчиков. - 2-е изд., стереотип. - М.: Издательство «Экзамен», 2009. - 94 с.

8. Учебное пособие по географии. Тесты и практические задания по географии/ И.А. Родионова. - М.: Московский Лицей, 1996. - 48 с.

9. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: География/ Сост. Ю.А. Соловьева. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 250 с.

10. Единый государственный экзамен 2009. География. Универсальные материалы для подготовки учащихся / ФИПИ - М.: Интеллект-Центр, 2009 - 240 с.

11. География. Ответы на вопросы. Устный экзамен, теория и практика/ В.П. Бондарев. - М.: Издательство «Экзамен», 2003. - 160 с.

12. ЕГЭ 2010. География: тематические тренировочные задания / О.В. Чичерина, Ю.А. Соловьева. - М.: Эксмо, 2009. - 144 с.

13. ЕГЭ 2012. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2011. - 288 с.

14. ЕГЭ 2011. География: Типовые экзаменационные варианты: 31 вариант / под ред. В.В. Барабанова. - М.: Национальное образование, 2010. - 280 с.

Материалы в сети Интернет

1. Федеральный институт педагогических измерений ().

2. Федеральный портал Российское Образование ().

Восточная Европа как историко-географический регион включает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Сербию, Боснию, Герцеговину, Черногорию, Македонию), Албанию, Латвию, Литву, Эстонию. Но название «Восточная Европа» закрепилось за странами этого региона и признано во всем мире.

Природные ресурсы Восточной Европы

Страны Восточной Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область альпийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы лигнитоа, медных руд, полиметаллов.

Население Восточной Европы

Численность населения региона - около 130 млн. человек, но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. В некоторых странах естественный прирост выше, чем в среднем по региону (Босния и Герцеговина, Македония), и самый большой он в Албании - 20%.

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва. Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.

Хозяйство Восточной Европы

Страны Восточной Европы сегодня не характеризуются ярко выраженным социально-экономическим единством. Но в целом можно сказать, что во 2-й половине XX в. в экономике стран Восточной Европы произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам Восточная Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении.

Металлургия в Восточной Европе

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Машиностроение Восточной Европы

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций, Венгрия, Болгария, Латвия - электротехнической промышленностью; кроме того, в Польше, Эстонии развито судостроение.

Химическая промышленность Восточной Европы

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

Сельское хозяйство Восточной Европы

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, странах Балтии доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части Восточной Европы культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в Восточной Европе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции.

Регион производит больше металлообрабатывающих станков, промышленных роботов, точных и оптических приборов, автомобилей, тракторов, нефтепродуктов, пластмасс, химических волокон, чем США.

Машиностроение - ведущая отрасль промышленности зарубежной Европы, которая является его родиной. На эту отрасль приходится 1/3 всей промышленной продукции региона и 2/3 его экспорта.

Особенно большое развитие получила автомобильная промышленность . Мировой известностью пользуются такие марки автомобилей, как "Рено" (Франция), "Фольксваген" и "Мерседес" (ФРГ), ФИАТ ("Фабрика итальяна аутомобиле Торино"), "Вольво" (Швеция), "Татра" (Чехия), автобусы "Икарус" (Венгрия). В Великобритании, Бельгии, Испании, других странах работают заводы компании "Форд-мотор".

Машиностроение, ориентирующееся прежде всего на трудовые ресурсы, научную базу и инфраструктуру, более всего тяготеет к крупным городам и агломерациям, включая столичные.

Химическая промышленность в зарубежной Европе занимает второе место после машиностроения. В особенности это относится к самой "химизированной" стране не только этого региона, но и всего мира - ФРГ.

До второй мировой войны химическая промышленность ориентировалась главным образом на каменный и бурый уголь, калийные и поваренные соли, пириты и размещалась в районах их добычи. Переориентация отрасли на углеводородное сырье привела к тому, что она сдвинулась "к нефти". В западной части региона этот сдвиг нашел выражение прежде всего в возникновении крупных центров нефтехимии в эстуариях Темзы, Сены, Рейна, Эльбы, Роны, где эта отрасль сочетается с нефтепереработкой.

Крупнейший в регионе узел нефтехимических производств и НПЗ сформировался в эстуарии Рейна и Шельды в Нидерландах, в районе Роттердама. Фактически он обслуживает всю Западную Европу.

В восточной части региона сдвиг "к нефти" привел к созданию НПЗ и нефтехимических комбинатов на трассах магистральных нефте- и газопроводов.

Главные нефтеперерабатывающие и нефтехимические предприятия Чехии, Словакии, Польши, Венгрии были построены на трассе международного нефтепровода "Дружба" и газопроводов, по которым поступали нефть и природный газ из Советского Союза. В Болгарии по той же причине нефтехимия "сдвинута" к побережью Черного моря.

В топливно-энергетическом хозяйстве большинства стран зарубежной Европы ведущее место заняли нефть и природный газ, добываемые как в самом регионе (Северное море), так и импортируемые из развивающихся стран, из России. Добыча и потребление угля в Великобритании, ФРГ, Франции, Нидерландах, Бельгии резко сократились. В восточной части региона ориентация на уголь еще сохраняется, причем не столько на каменный (Польша, Чехия), сколько на бурый. Пожалуй, во всем мире нет другого района, где бурый уголь играл бы такую большую роль в топливно-энергетическом балансе.

На угольные бассейны ориентируется и большинство ТЭС. Но они построены также в морских портах (на привозном топливе) и в крупных городах. Все большее воздействие на структуру и географию электроэнергетики - особенно во Франции, Бельгии, ФРГ, Великобритании, Чехии, Словакии, Венгрии, Болгарии - оказывает сооружение АЭС, которых в регионе уже более 80. На Дунае и его притоках, на Роне, верхнем Рейне, Дуэро сооружены ГЭС или целые их каскады.

Но все же в большинстве стран, за исключением Норвегии, Швеции и Швейцарии, ГЭС играют теперь вспомогательную роль. Поскольку гидроресурсы региона использованы уже на 4/5, в последнее время строятся преимущественно более экономичные ГАЭС. В Исландии используется геотермальная энергия.

Металлургическая промышленность зарубежной Европы в основном сформировалась еще до начала эпохи НТР. Черная металлургия получила развитие прежде всего в странах, обладающих металлургическим топливом и (или) сырьем: ФРГ, Великобритании, Франции, Испании, Бельгии, Люксембурге, Польше, Чехии.

После второй мировой войны крупные комбинаты были построены или расширены в морских портах с ориентацией на импорт более высококачественной и дешевой железной руды и металлолома. Самый большой и современный из комбинатов, сооруженных в морских портах, находится в Таранто (Италия).

В последнее время строятся преимущественно не большие комбинаты, а мини-заводы.

Важнейшие отрасли цветной металлургии - алюминиевая и медная промышленность . Производство алюминия возникло как в странах, располагающих запасами бокситов (Франция, Италия, Венгрия, Румыния, Греция), так и в странах, где нет алюминиевого сырья, но вырабатывается много электроэнергии (Норвегия, Швейцария, ФРГ, Австрия). В последнее время алюминиевые заводы все более ориентируются на сырье, поступающее из развивающихся стран морским путем.

Медная промышленность получила наибольшее развитие в ФРГ, Франции, Великобритании, Италии, Бельгии, Польше, Югославии.

Лесная промышленность , ориентирующаяся прежде всего на источники сырья, превратилась в отрасль международной специализации Швеции и Финляндии, которые давно уже образуют главный "лесной цех региона". географический деление европа ресурс

Легкая промышленность , с которой начиналась индустриализация зарубежной Европы, в значительной мере утратила свое былое значение. Старые текстильные районы, сформировавшиеся еще на заре промышленной революции (Ланкашир и Йоркшир в Великобритании, Фландрия в Бельгии, Лионский во Франции, Миланский в Италии), а также возникший уже в XIX в. Лодзинский район Польши существуют и в наши дни. Но в последнее время легкая промышленность смещается в Южную Европу, где еще есть резервы дешевой рабочей силы. Так, Португалия превратилась едва ли не в главную "швейную фабрику" региона. А Италия по производству обуви уступает только Китаю.

Во многих странах сохраняются также богатые национальные традиции в производстве мебели, музыкальных инструментов, изделий из стекла, металла, украшений, игрушек и т. д.

Сейчас мало кто уже помнит, но в восьмидесятые годы существовали болгарские компьютеры, латвийские микроавтобусы, чехословацкие тяжелые грузовики, румынские внедорожники и венгерские автобусы. Но ничего этого больше нет, разве что за малым исключением.

Причем вот что странно – деиндустрилизация Восточной Европы преподносится как благо. Уничтожение целых отраслей, с сотнями тысяч выброшенных на улицу людей, почему-то считается неизбежным историческим процессом, той самой «рукой рынка», которая всё сама отрегулирует. Но так ли это? Или это было всего лишь обыкновенным уничтожением и поглощением конкурентов?

В конце восьмидесятых стало очень модно и хлебно ругать промышленность соцстран. Дескать, социализм и передовая экономика – вещи несовместимые. Когда же делались попытки привести контрдоводы, например, введенные в строй в годы первых пятилеток тысяч заводов и фабрик, такие доводы моментально высмеивались. Ну какая эффективная экономика может быть в тоталитарном Мордоре, вопрошали разного рода «эксперты» обильно расплодившиеся в горбачевско-ельцинский период? И поясняли для особо тупых – все промышленные достижения убогого «совка» – это рабский труд миллионов заключенных или полурабов . Ведь в странах соцлагеря других категорий граждан попросту не было.

Тем не менее, все, кто жил в советское время, прекрасно помнят, что рассказы о тоталитарном экономически убогом Мордоре – не более чем басни. Причем донельзя примитивные. Это сейчас мы прищепки и трусы из Китая завозим, но тридцать лет назад ситуация была кардинально противоположная.

Например, эпоху Л. Брежнева – когда были построены Атоммаш, ВАЗ, КАМАЗ – доходы населения выросли в полтора раза, а само население увеличилось на 12 млн человек, один хорошо известный умник взял да и обозвал словом «застой». И это словцо прилипло теперь к той эпохе навечно.

Но если тогда был «застой», то как назвать то, что было в эпоху беломраморного царя-теннисиста? Неужели взрывным экономическим ростом? Или все-таки взрывным ростом личных состояний отдельных граждан, по которым до сих пор мордовские лагеря обливаются горючими слезами?

Но коль уж речь зашла об экономике Восточной Европы, то имеет смысл привести конкретные примеры. Вернее, посмотреть на факты, ибо только им и можно доверять. А факты говорят о том, что экономика Восточной Европы пострадала едва ли не сильнее, чем во время войны . Причем этот колоссальный погром стоит рассматривать как плату за вхождение в европейский «общий дом».

Восточноевропейцы должны были вливаться в семью свободных европейских народов «налегке». И не тащить с собой свою промышленность, которую новые «братья» под боком у себя видеть не желали. Ну, кроме некоторых особо лакомых кусков, которые они быстро и проглотили впоследствии.

Начнем с наших прибалтийских соседей . Помнится, в 1991 году в одном перестроечном издании, некий прибалтийский журналист восторженно писал, как в самое ближайшее время Латвия станет передовой европейской автомобильной державой. Для этого надо всего-то ничего – купить у фирмы Citroen лицензию и всё - дело в шляпе. Завалим, дескать, дешевыми и современными малолитражками не только соседний Мордор, но и всю Европу.

Правда, восторженный прибалтийский креакл, как и его нынешние цеевропейские коллеги, не понимал одной простой вещи – лохи всегда платят больше всех. Это скупой платит дважды, дурак трижды, а лох – больше всех.

Так получила ли Латвия в итоге вожделенный лицензионный Citroen? Конечно, нет, такой вариант для лохов не предусматривался изначально. Реальность же такова, что Латвия осталась вообще без автопрома. Завод RAF, выпускавший хорошо известные в СССР маршрутки и машины «скорой помощи», в 1998 был объявлен банкротом и на этом его история завершилась.

Десятки тысяч автозаводцев оказались на улице, перспективные модели «Роксана» и «Стилс» изготовили в единственном экземпляре и в серию, разумеется, их не запустили. Но при этом, многие как ни в чем не бывало рассуждают о том, как хорошо живет свободная Латвия без русских «оккупантов». И без автопрома впридачу. Да, фактически, и без промышленности тоже.

Посмотрим на других представителей соцлагеря – ГДР . Нобелевский лауреат Горбачев в своё время приложил серьезные усилия для упразднения восточногерманского государства. Члена ООН, между прочим. Увешанный разнообразными наградами за свои феерические «достижения», генсек-президент фактически затолкал ГДР в братские объятия ФРГ, после чего начался форменный погром восточногерманской экономики.

Уж на что немцы рациональные и бережливые люди, но такие предприятия, как IFA, Trabant, Wartburg, Barkas, Robur плюс судостроение, плюс бытовая электроника – всё попало под сокрушительный каток пресловутого «исторического процесса».

Лес рубят – щепки летят, любят говорить про эпоху Сталина. Но почему – то ни один правозащитник с самыми честными на свете глазами не напишет, как оказывались на улице целые рабочие коллективы. А уж если, не дай бог, состоял ты в правящей партии ГДР, то проблемы от новых хозяев были гарантированы. И не только трудоустройством, но даже с пенсией и учетом трудового стажа.

И многие немцы уходили в смерть от жуткой безысходности, не понимая, как жить дальше в этом прекрасном обществе демократии и изобилия. Но что-то никто не спешит привести статистику суицида в Восточной Германии после её поглощения ФРГ. Вместо этого будут и дальше нам рассказывать, как людоед Сталин перед войной перестрелял всю Красную Армию и загнал 120% населения страны в ГУЛАГ, а развратник Берия гонялся по Садовому кольцу за школьницами.

А кто помнит чехословацкие самосвалы Tatra, тысячи которых эксплуатировались в Советском Союзе и трамваи ЧКД? Хотя чего их помнить, они до сих пор ежедневно выходят на маршруты многих российских городов, ведь в свое время их купили немало. Отлично сделанные, надежные, чехословацкие трамваи и сейчас ещё держатся бодрячком, несмотря на свой возраст.

Но производителя трамваев ЧКД больше нет – в 1998 году он обанкротился. Да и самосвалы Tatra фактически стали достоянием истории. Если хорошо известные в СССР Tatra 138 и 148 были выпущены более чем стотысячным тиражом, то сейчас чешская компания не выпускает и тысячи грузовиков за год, а отделение легковых автомобилей вообще ликвидировано.

Можно, конечно, восторженно говорить о свободе, демократии и прочих ценностях, вот только свобода вряд ли заменит зарплату, еду и одежду тем рабочим Tatra, которые оказались на улице. Кстати, те же самые самосвалы и трамваи наглядно доказали, что и в странах соцлагеря умели делать качественные вещи, выдерживающие без особых проблем многолетнюю эксплуатацию. Да не где нибудь в Греции или Испании, а в Сибири.

Посмотрим на ещё одну чешскую компанию – авиационную фирму Aero Vodochody. Если во времена советского тоталитарного Мордора это предприятие выпустило 2868 штук одних только учебно-тренировочных самолетов L-39, что для военного самолета является весьма неплохим показателем, то последняя разработка чешской компании – L-159, выпущена в количестве менее сорока экземпляров. И не за один год, а за последние семнадцать лет. Понятно, что с такими объемами выпуска работникам компании остается только стоять с протянутой рукой на паперти.

Интересно, согревает ли их мысль о том, что Чехия теперь член НАТО и Евросоюза? Или кушать хочется всё же больше? Сюда ещё можно добавить такие предприятия как Avia, Praga и LIAZ. Как говорил классик – иных уж нет, а те далече.

Также очень поучительна история венгерских предприятий Ikarus и Csepel. Представлять автобусы Ikarus смысла нет, так как ещё совсем недавно их знали почти все. В год их выпускалось более 14 тысяч, и это не считая троллейбусов. Но с 2003 года всеразрушающая волна «свободы» накрыла и Ikarus, и теперь этот завод находится в коматозном состоянии. Впрочем, как и Csepel, который свернул производство грузовиков и переквалифицировался в производителя автокомпонентов, которые и пытается сбывать с немалыми трудностями.

Да, формально они не умерли, вот только до прежних объемов выпуска им не подняться уже никогда. И ведь это не единственные венгерские предприятия, пострадавшие в процессе евроинтеграции.

Можно было бы вспомнить и про польские автокомпании – FSO, FSC, FSM, FSR и Nysa. И о них тоже придется говорить, разумеется, в прошедшем времени. Процесс евроинтеграции оставил от них только воспоминания, и теперь со стопроцентной уверенностью можно сказать, что национального польского автопрома не существует. Производители штучных спорткаров и автобусов, выпускаемых в кооперации с европейскими компаниями – не в счет. Да, в Польше продолжается сборка автомобилей, но только не польских марок, которых попросту больше нет. И, наверное, уже никогда не будет. Но ругают поляки не своих евробратьев, изящно «разведших» их как последних лохов, а СССР.

Про румынские предприятия ARO и Oltsit даже и вспоминать не стоит – они умерли почти одновременно, в 2006 и 2009 годах. Еще раньше умерло производство болгарских компьютеров «Правец» из одноименного городка. А ведь в конце 90-х завод «Правец» выпускал 60 000 компьютеров в год, а оборот превышал 13 млрд долларов. Зато теперь в Правце есть гольф-клуб. Куда ж без него, ведь это всяко нужнее и полезнее для страны, чем какие-то там компьютеры.

За рамками этой статьи остался достаточно развитый ВПК соцлагеря, и если посмотреть на статистику его потерь, то масштаб погрома будет ещё более впечатляющим.

Поэтому когда нам пытаются рассказывать, как ужасно всё было в странах народной демократии и некоторых советских республиках, просто давайте вспомним RAF, Avia, Ikarus, ЧКД и далее по списку. Причем приведенный выше список – это только малая часть того, что было уничтожено в процессе евроинтеграции . Которую справедливее было бы называть евродеструкцией.

Можно сколь угодно долго рассуждать о том, что, к примеру, Csepel выпускал не самые передовые грузовики, а Trabant не мог конкурировать с BMW или Lexus. Так и английский Morgan не в состоянии с ними конкурировать, как и почти все китайские автомобили местных производителей. И что, кому-то придет в голову упразднить китайский автопром и прикрыть старейшего британского автопроизводителя?

В общем, Восточная Европа дорого заплатила за неравный брак с сытым и богатым Западом. Если посмотреть на руины заводов и фабрик, а то и на пустыри, где когда-то стояли производственные корпуса, то вывод один – восточноевропейцев «развели» точно так же, как и всех других лохов. Кто когда-то хотел пятьдесят сортов колбасы, голливудских фильмов и поп-корна.

И так происходило и будет происходить всегда , когда развесив уши начинают слушать чужого дядю из Брюсселя или Вашингтона, который решает, кому и как отныне жить и работать.


Начало девяностых годов ознаменовалось крахом социалистического лагеря. После отлучения от СССР экономика стран Восточной Европы испытала потрясение, но в некоторых суверенных государствах быстро пришла в себя. В России начался политический хаос с чередой военных конфликтов, террористических актов и экономический кризис.

На протяжении без малого трех десятков лет отношения РФ и стран Восточной Европы складывались по-разному. Сыграли роль обиды, накопившиеся за многие годы содружества. Присутствует нежелание «третьей силы» допустить возобновление дружеских отношений между бывшими членами соцлагеря.

Кроме того, соседей настораживает милитаризированный курс Кремля.

На заметку. Географы разделились во мнении. Некоторые из них причисляют и Балканы к Восточной Европе, а другие - нет. Хотя к этим государствам традиционно относили территории, попавшие в состав СССР после Великой Отечественной войны.

В настоящее время точный перечень стран Восточной Европы есть у Департамента статистики ООН.

В список вошли 10 государств:

  • (восточные территории);

Перечисленные страны относительно недавно встали на путь самостоятельного развития и значительно отстают от своих соседей на Западе. «Компенсирует» отставание в экономике бережное отношение к культурному наследию.

Исключая первые четыре страны, остальные вошли в и пользуются всеми привилегиями содружества.

Политический курс

Навязанная Советским Союзом установка по экономическим реформам «перестроечной» модели в конце восьмидесятых в первую очередь потерпела фиаско в Польше, Венгрии, Болгарии и .

Желание внести демократию и гласность подтолкнули к краху существующий строй. Люди стали открыто высказывать своё недовольство. Горбачёв как сторонник демократизации соцлагеря поддерживал оппозицию и радикально настроенные партии, призывающие к сепаратизму.

В странах произошли «бархатные революции». Польша первая сменила политический курс. На выборах в 1989 году к власти пришла оппозиционная партия «Солидарность», которая была не коммунистической. Оказавшаяся у власти, она организовала выборы президента в 1990 году, в результате которых победу завоевал руководитель партии Лех Валенса.

Примерно в это же время на территории Венгрии прошли выборы в демократическом ключе, которые положили конец социалистическому строю. Главой государства стал Арпад Гёнц, председатель второй по численности партии оппозиционного характера «Союз свободных демократов».

Более жёсткая смена власти прошла в таких странах, как Чехословакия, Болгария и Румыния. В Бухаресте возникло вооружённое восстание, следствием которого стал расстрел бывшего руководителя страны Чаушеску и его супруги. Если не брать во внимание Румынию, то в остальных странах смена власти произошла бескровно, что и дало название «бархатная революция» подобной схеме.

В текущей политической обстановке

Произошедшая смена власти в восточноевропейских странах принесла с собой значительные внешнеполитические последствия. Рухнул СССР и прекратила своё существование организация Варшавского договора. Части Советской Армии были выведены из Восточной Германии, Венгрии, Польши и Чехословакии в 1991 году.

Суверенные государства стали центром внимания Евросоюза и блока НАТО. В первую пятилетку XXI века часть стран интегрировала в ЕС и военную организацию НАТО. Регион стал носить название Центрально-Восточной Европы.

Процесс экономической адаптации

На данный период государства восточноевропейского региона подвержены двойственным процессам: подъём экономического сектора сменяется кризисом государственного аппарата и нарастанием бюджетной напряжённости.

Даже среди стран, считающихся благополучными, уровень жизни населения имеет нисходящий тренд. Как следствие, плохое развитие экономического сектора с негативным эффектом в социальной сфере дестабилизирует перспективу экономического подъёма. Эти проблемы - результат отсутствия реформ, которые не провели в своё время руководящие политики.

Имеют место следующие тенденции:

  • Упорное наращивание интенсивности торгового оборота с Евросоюзом и привилегии для иностранных инвесторов. Последние не упускают такой возможности и вкладывают деньги в неосвоенный сектор. Доля экспорта в ЕС превышает 50 %.
  • Получение основной прибыли от экспорта топлива, металлов и природных ресурсов, что делает страны донорами. При смене тенденции потребления такой жест может сыграть плохую шутку с государствами-поставщиками.

Лидерами восточноевропейского региона по экономическому развитию считаются и . Последняя, впрочем, как более консервативная не старается полностью открываться. За ними следуют и .

Между этими четырьмя странами и другими государствами региона образовался крупный разрыв в уровне доходов.

Открытость стран Восточной Европы ведёт к тому, что вместе с запуском новых технологичных предприятий иностранными инвесторами растёт число безработных. Местное население вынуждено покидать родные места и отправляться в Западную Европу на поиски лучшей жизни. (

Минеральные ресурсы Европы

Основная добыча медной руды происходит в Польше (Нижнесилезский бассейн). Кроме того, в регионе имеются большие запасы каменной соли. Бокситы добываются на северо-западе Венгрии.

Лес в регионе есть, но в небольших количествах. Наиболее богаты лесными массивами Польша и Словакия. В остальных странах он представлен в виде насаждений, защищающих поля, водоемы, морское побережье, парки в рекреационных районах.

Хозяйство восточноевропейских стран

После развала социалистического лагеря державы Восточной Европы не проявили заинтересованность в социально-экономическом единстве.

Каждое государство принялось самостоятельно добиваться улучшений. Промышленность получила новое развитие, благо вторая половина XX века прошла под знаменем плотной индустриализации региона. Наследие социализма вполне подошло для дальнейшей жизнедеятельности.


Close