Аудиторская проверка бухгалтерской отчетности предприятия необходима для контроля правильности отражения финансово-хозяйственной деятельности. Она поможет выявить неточности, допущенные бухгалтерией, которые могли быть сделаны преднамеренно или нет.

Зачем нужна проверка

Цель проверки — предоставление достоверной информации о деятельности компании заинтересованным лицам. Заключения аудиторов необходимы владельцам бизнеса и надзорным органам.

От аудита ожидают решения следующих задач:

  1. Оценка достоверности сведений, отраженных в бухгалтерской документации;
  2. Инвентаризация активов, указанных в документах;
  3. Подтверждение права собственности проверяемой компании на активы и обязательства, учитываемые в ее отчетности;
  4. Проверка достоверности отображения в отчетности стоимости обязательств и активов;
  5. Оценка правильности составления сводной и годовой отчетности;
  6. Проверка полноты и корректности фиксации фактов хозяйственной деятельности;
  7. Оценка соответствия ведения бухгалтерского учета и налогообложения на предприятии нормам законодательства.

​Акционерные общества, банки, страховые компания и биржи должны ежегодно проверять свою бухгалтерскую отчетность, это установлено законодательством. Также это требование применяется ко всем предприятиям, если один из финансовых показателей или оба превысили установленное значение:

  • выручка, за предшествующий год свыше 400 млн. руб.;
  • стоимость активов на конец того же периода более 60 млн. руб.

Отсутствие обязательного аудита карается наложением на организацию штрафных санкций.

Бухгалтерская отчетность разделяется, в зависимости от срока сдачи документов, полноты информации и предназначения, на следующие виды:

  • документы для внутреннего использования;
  • документы, предназначенные для внешнего использования. Они предоставляются контролирующим органам, инвесторам, контрагентам;
  • годовая отчетность;
  • промежуточная отчетность. Содержит сведения о деятельность организации за определенный период, как правило, месяц или квартал;
  • частные отчеты. Отображают информацию только по отдельным участкам учета;
  • общие отчеты.

Есть два метода проверки документов . Первый называется методом дедукции, если аудитор использует его, он начнет свое исследование с проверки отчетности. Затем перейдет к проверке регистров учета, на основании которых она составлялась. В последнюю очередь будут проверены первичные документы.

Второй способ — метод индукции, в нем аудит документов проходит в обратной последовательности.

Проведение аудита

Как проводится аудит бухгалтерской отчетности? Он проводится в три этапа:

  1. Планирование. В аудиторскую фирму приходит приглашение от предприятия о проведении проверки. Специалист знакомится с организацией и изучает информацию о ее деятельности. Учитываются отраслевые и региональные особенности, оцениваются системы автоматизации учета и финансового контроля, осуществляемые на предприятии. Затем составляется план проверки и договор, в котором подробно обозначены права и обязанности сторон. Аудиторская проверка будет осуществляться только после подписания документа.
  2. Проверка документации. Изучается бухгалтерская отчетность на выявление искаженных сведений. На этом этапе применяются следующие аудиторские процедуры: сбор данных, подтверждение сведений и их анализ. В свое работе аудитор проводит осмотр, пересчет имущества. Для подтверждения найденных ошибок проводится опрос сотрудников, проверка документации. Проверяющий сравнивает отдельные показатели бухгалтерской отчетности, для определения ее достоверности.
  3. Заключение аудита. По завершению проверки аудитор предоставляет руководству компании письменное аудиторское заключение. Если все в порядке, оно будет безоговорочно положительным или с оговорками. При выявлении серьезных нарушений, заключение будет отрицательным. Если было предоставлено мало информации для проверки и анализа, аудитор может отказаться в выражении своего мнения.

В ходе проверки изучаются следующие документы:

  • Налоговые декларации. Они проверяются на соответствие утвержденным формам и наличие необходимых реквизитов и подписей. Также изучаются сроки сдачи деклараций в налоговый орган.
  • Бухгалтерские документы по движению денежных средств. Они должны подтверждаться подписью главного бухгалтера, в противном случае не принимаются к учету. Вся информация, находящаяся в учетных регистрах, должна быть подкреплена первичной документацией.
  • Отчетность. Для ее составления должны использоваться только типовые формы, установленные на законодательном уровне.
  • Пояснительные записки к отчетности.
  • Инвентаризационные ведомости. Реальные активы и обязательства организации должны соответствовать тем, которые были указаны по результатам инвентаризации.

Цифры по одинаковым показателям, находящиеся в разных отчетах должны быть идентичны.

Какие ошибки может найти аудитор

В ходе проверки, аудитор может выявить следующие ошибки:

  1. несоответствие результатов инвентаризации значениям, указанным в отчетности. Это может свидетельствовать о формальном проведении инвентаризации;
  2. арифметические ошибки, допущенные при подсчете и округлении цифр;
  3. отсутствие связей между разными формами отчетности;
  4. некорректное отражение доходов или убытков организации;
  5. сокрытие информации о вкладах;
  6. неправильное отражение управленческих расходов;
  7. размер уставного капитала не соответствует сумме, указанной в учредительных документах;
  8. некорректный расчет налога на прибыль.

При выборе аудиторской компании необходимо убедиться в наличии у нее лицензии на осуществление подобной деятельности и страховки. Сейчас все аудиторские организации должны страховать свою ответственность, на предмет нарушения договора проведения аудиторской проверки. Также стоит учесть штат аудиторов, в особенности это относится к крупным компаниям, так как для проверки их деятельности потребуется много специалистов. Аудитор не должен каким-либо образом быть связан с заказчиком и тем более зависеть от него. При выборе аудиторской фирмы стоит собрать рекомендации и обратить внимание на отзывы предыдущих клиентов.

Аудит является обязательным только для определенного круга компаний, остальные могут проводить его по своей инициативе. Он снизит риски представления контролирующим органам и другим пользователям отчетности недостоверной информации, позволит избежать злоупотребления служебным положением работниками бухгалтерии. Однако важно выбрать профессиональную аудиторскую компанию, которая успела хорошо зарекомендовать себя на этом рынке услуг. Какой бы не была проверка (обязательной или инициативной) бухгалтеров предупреждают о ней заранее, поэтому у них есть достаточно времени для подготовки документации для аудиторов.

Основной целью аудиторской проверки данного участка учета является выражение мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и соответствие прядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Для достижения и реализации данной цели в ходе проверки необходимо решить следующие задачи:

Проверка состава и содержания форм бухгалтерской отчетности;

Проверка правильности оценки статей отчетности;

Проверка взаимоувязки показателей отчетности;

Проверка непротиворечивости показателей, отраженных в разных формах отчетности.

Основные этапы аудиторской проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности организации:

1 этап. Изучение состава форм бухгалтерской (финансовой) отчетности организации и полноты ее представления.

2 этап. Проверка правильности заполнения, анализ и подтверждение бухгалтерского баланса (форма №1).

3 этап. Проверка правильности заполнения, анализ и подтверждение отчета о прибылях и убытка (форма №2).

4 этап. Проверка правильности заполнения, анализ и подтверждение отчета об изменении капитала (форма №3).

5 этап. Проверка правильности заполнения, анализ и подтверждение отчета о движении денежных средств (форма №4).

6 этап. Проверка правильности заполнения, анализ и подтверждение приложения к бухгалтерскому балансу (форма №5).

Более детальные аудиторские процедуры проверки учета кредитов и займов отражены в программе аудита, представленной в таблице …..

Напервом этапе аудиторской проверки аудитору, необходимо оценить общие вопросы проверки достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности. Проверка бухгалтерской отчетности начинается с изучения состава форм бухгалтерской отчетности организации и полноты их представления. В соответствии с ПБУ 4/99 (п.49) и Указаниями об объеме форм бухгалтерской (финансовой) отчетности (утвержденными приказом Минфина РФ от 22.07.2003 г. №67н), состав бухгалтерской отчетности зависит от срока представления и вида (типа) организации. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности представлен в таблице ….. .

Таблица……

Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности по классификационным признакам.

Классификационный признак Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности
1. По срокам а). Промежуточная (квартальная) б). Годовая Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Организациям предоставлено право, самостоятельно определять состав промежуточной отчетности, она может включать и иные формы. Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Форма № 3 «Отчет об изменении капитала» Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу организации» Пояснительная записка Итоговая часть аудиторского заключения
2. Вид (тип) организации а). Общественные организации, не осуществляющие предпринимательскую деятельность и не имеющие оборотов по продаже товаров (работ, услуг) б). Некоммерческие организации в). Субъекты малого предпринимательства: - не обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности - обязанные проводить аудиторскую проверку достоверности бухгалтерской отчетности Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Не предоставляются: Форма № 3 «Отчет об изменении капитала» Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу организации» Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Форма №6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» Имеют право не предоставлять (при отсутствии соответствующих данных): Форма № 3 «Отчет об изменении капитала» Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу организации» Могут принимать решение о предоставлении бухгалтерской отчетности: Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Имеют право не предоставлять: Форма № 3 «Отчет об изменении капитала» Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу организации» Представляют отчетности в объеме: Форма №1 «Бухгалтерский баланс» Форма №2 «Отчет о прибылях и убытках» Пояснительная записка Итоговая часть аудиторского заключения Имеют право не предоставлять (при отсутствии соответствующих данных): Форма № 3 «Отчет об изменении капитала» Форма № 4 «Отчет о движении денежных средств» Форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу организации»

Аудитору необходимо проверить наличие сопроводительного письма оформленного в установленном законодательством порядке, которое содержит информациюо составе представляемой отчетности.

По каждой представленной форме бухгалтерской отчетности необходимо провести формальную проверку наличия и заполнения обязательных данных:

1) наименование составляющей части;

2) указание отчетной даты и отчетного периода, за который была составлена отчетность;

3) полное наименование юридического лица , его адрес, вид деятельности, организационно - правовая форма / форма собственности, ИНН;

4) дата принятия бухгалтерской отчетности или дата ее фактической передачи.

При проверке составления бухгалтерской отчетности по существу, т.е. на соответствия требованиям законодательства о порядке составления и представления отчетности, аудитор должен выяснить следующие вопросы:

Организация при составлении бухгалтерской отчетности применяет утвержденные формы отчетности в соответствии с приказом Минфина РФ № 67н, либо использует формы бухгалтерской отчетности, разработанные самостоятельно (которые должны быть утверждены руководителем организации);

В разработанных и принятых формах бухгалтерской отчетности соблюдено ли требование сохранения кодов итоговых строк, кодов строк разделов и группы статей;

Соблюдает ли организация требования последовательности и постоянства применяемых методов;

Имеются ли в формах бухгалтерской отчетности подчистки, помарки;

Кем подписана бухгалтерская отчетность;

Имеет ли главный бухгалтер аттестат профессионального бухгалтера;

Имеет ли организация филиалы и представительства;

Составляется ли в организации сводная бухгалтерская отчетность;

Какие формы бухгалтерской отчетности представлены для проверки;

Дата представления бухгалтерской отчетности налоговому органу и собственникам.

Если в бухгалтерской отчетности есть помарки, подчистки и исправления, то необходимо получить объяснения от лиц, подписавших и утвердивших отчетность, т.к. законодательством по бухгалтерскому учету предусмотрено, что годовая бухгалтерская отчетность должна быть утверждена в порядке, установленном учредительными документами, и, следовательно, исправления в утвержденную отчетность вноситься не могут. Так как аудитору нужно обратить внимание на случаи, когда бухгалтерская отчетность сдается налоговым органам раньше, чем она утверждена.

Для подтверждения достоверности показателей бухгалтерской отчетности аудитору следует изучить материалы годовой инвентаризации, которые документально подтверждают наличие, состояние и оценка имущества и обязательств.

Если показатель в соот-ветствии с нормативными документами по бухгалтерскому учету должен вычитаться из соответствующих показателей (данных) при исчислении соответствующих данных (промежуточных, итоговых и пр.) или имеет отрицательное значение, то в бухгалтерской отчетно-сти этот показатель отражается в круглых скобках.

К таким показа-телям относятся:

В форме № 1 «Бухгалтерский баланс» — непокрытый убыток;

В форме № 2 «Отчет о прибылях и убытках» — себестоимость проданных товаров, продукции, валовой убыток, коммерческие рас-ходы, управленческие расходы, убыток от продаж, проценты к упла-те, прочие расходы, те-кущий налог на прибыль, непокрытый убыток отчетного периода;

В форме № 3 «Отчет об изменениях капитала» — показатели, от-ражающие отчисления в резервный фонд и суммы дивидендов (по графе 6); суммы, отражающие уменьшение величины уставного ка-питала (по графам 3 и 7);

В форме № 4 «Отчет о движении денежных средств» — показатели направления (использования) денежных средств по текущей деятельно-сти, инвестиционной и финансовой деятельности за отчетный пери-од и аналогичный период предыдущего года;

В форме № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу» — показа-тели по графе 5 «Погашено» по разделам: нематериальные активы и основные средства, доходные вложения в материальные ценности, а также графы «Списано» по расходам на научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы и расходы по освоению природных ресурсов;

В ф. № 6 «Отчет о целевом использовании полученных средств» - показатели, отражающие использование средств за от-четный и предыдущий годы.

В п. 5 Указаний о порядке составления и представления бухгал-терской отчетности содержится требование о том, что в случае не -заполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотрен-ной в образце форм, ввиду отсутствия у организации соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хо-зяйственных операций, эти показатели (строки, графы) в формы организации не включаются.

Также на первом этапе аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности необходимо провести процедуру взаимоувязки показателей отчетных форм. С этой целью сверяются показатели бухгалтерского баланса с данными других отчетных форм. Например, показатель «Основные средства» содержится как в балансе (форма №1), так и в Приложении к бухгалтерскому балансу (форма №5) за минусом амортизации.

Аудитору необходимо также выяснить имеется ли в организации Приказ «Об утверждении учетной политики» на отчетный период.

На втором этапе аудиторской проверки аудитор проверяет бухгалтерский баланс организации. Бухгалтерский баланс является главной формой в системе бухгалтерской отчетности, поскольку он характеризует имущественное и финансовое положение организации на отчетную дату. Он является наиболее важной формой отчетности, поскольку в большинстве случаев именно данная форма используется внешними и внутренними пользователями для принятия управленческих решений.

Поверку показателей бухгалтерского баланса начинают с процедуры арифметических подсчетов итогов по группам статей, разделам и валюты баланса по активу и пассиву. Полученные результаты необходимо сверить с данными, указанными в балансе организации.

Такой подсчет важен, поскольку данные баланса используются при проведении анализа финансового положения организации.

В ходе аудита бухгалтерского баланса аудитору необходимо проверить соблюдение требований непротиворечивости. Аудитору необходимо выяснить соблюдаются ли положения, выражающиеся в тождестве показателей графы Балана «На начало отчетного года» и графы «На конец отчетного года» предыдущего года с учетом произведенной на начало года реорганизации, а также изменений в оценки показателей активов.

Далее аудитор должен проверить, обеспечила ли организация сопоставимость данных бухгалтерского баланса на начало и конец отчетного года, как по номенклатуре статей, так и по содержанию показателей, включаемых в статьи бухгалтерского баланса, а также сопоставимость с номенклатурой и группировкой разделов и статей в них за предыдущий отчетный год. Данной процедурой аудитор подтверждает соблюдение требований последовательности и сопоставимости.

Для подтверждения статей бухгалтерского баланса аудитору следует провести процедуру сверки тождественности показателей баланса и Главной книги или Оборотно-сальдовой ведомости. Проверка производится путем сопоставления бухгалтерского баланса с показателями сальдо по счетам Главной книги или Оборротно-сальдвой ведомости. При выявлении отклонений аудитор должен установить причину. Сведения о расхождениях, выявленных в процессе проверки, обобщаются в рабочем документе аудитора «Сводка данных о расхождениях, выявленных в результате проверки тождественности показателей бухгалтерского баланса и главной книги».

Для проверки правильности формирования показателей бухгалтерского баланса, аудитор может использовать и такой прием, как составление альтернативного баланса. Альтернативный баланс составляется перед началом аудита по данным главной книги и регистров синтетического и аналитического учета. В результате аудитор получает баланс, аналогичный тому, который он должен подтвердить. Расхождения между данными альтернативного и официального баланса укажут аудитору на те искажения в бухгалтерском Балансе клиента, которые сознательно или ошибочно внесены в баланс.

Важной процедурой является проверка соблюдения методики формирования показателей и оценки статей бухгалтерского баланса.

В бухгалтерском балансе данные должны быть представлены с соблюдением следующих требований:

1) нематериальные активы, основные средства и доходные вложения в материальные ценности показаны в нетто-оценке;

2) незавершенное строительство, приобретенное оборудование, требующее монтажа, отражаются по фактическим затратам;

3) финансовые вложения, по которым можно определить их текущую рыночную стоимость, показываются в их текущей оценке (по рыночной стоимости), финансовые вложения, по которым их текущая рыночная стоимость не может быть определена, показываются по первоначальной стоимости с учетом резерва под обесценение финансовых вложений;

4) материально-производственные запасы отражаются по стоимости, определяемой исходя из используемого организацией способа оценки запасов;

5) готовая продукция отражается по фактической или нормативной производственной себестоимости;

6) дебиторская и кредиторская задолженность представляются с подразделением в зависимости от срока обращения на краткосрочную (если срок погашения не более 12 месяцев после отчетной даты) и долгосрочную (если срок обращения более 12 месяцев после отчетной даты);

7) дебиторская задолженность, по которой созданы резервы по сомнительным долгам, показывается за минусом образованного резерва;

8) уставный капитал показывается в сумме в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке;

9) займы и кредиты показываются с учетом причитающихся к уплате процентов на конец отчетного периода.

Проверяя формирование показателей баланса по разделу «Капиталы и резервы», аудитор должен учесть, что, согласно п. 14 «Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности». В годовом бухгалтерском балансе данные по группам статей «Резервный капитал», «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» показываются с учетом рассмотрения итогов деятельности организации за отчетный год, принятых решений о покрытии убытков. Выплате дивидендов и т. д.

Аудитор должен обратить внимание на правильность отражения в бухгалтерском балансе остатков по счетам расчетов. Согласно правилам бухгалтерского учета данные по счетам расчетов организации с другими организациями и физическими лицами в бухгалтерском балансе показываются в развернутом виде.

По окончании проверки бухгалтерского баланса аудитору необходимо провести горизонтальный и вертикальный анализ баланса и анализ финансового положения организации. Вертикальный анализ характеризует структуру бухгалтерского баланса, горизонтальный анализ показывает абсолютные и относительные отклонения по статьям баланса, что позволяет охарактеризовать динамику отдельных статей. Горизонтальный и вертикальный анализ взаимодополняют друг друга и позволяют оценить имущественное положение организации. Анализ финансового положения организации строится на основе расчета показателей ликвидности и платежеспособности.

На третьем этапе осуществляется проверка «Отчета о прибылях и убытках» (форма №2). Данная форма является основной отчетной формой и характеризует порядок формирования финансового результата финансово-хозяйственной деятельности организации.

Перед началом проверки аудитору необходимо ознакомиться с положениями учетной политики организации, касающимися порядка признания доходов и расходов организацией в соответствии с п.4 ПБУ 9/99.

Аудитор должен проверить арифметические подсчеты. Во-первых, аудитору необходимо провести общую арифметическую проверку по «Отчету о прибылях и убытках» (форма №2).

Для подтверждения достоверности и точности определения показателей отчетной формы производится сверка тождественности показателей гр.3 «За отчетный год» с данными главной книги и регистров аналитического учета по счетам учета доходов и расходов.

Также аудитору следует проверить величину текущего налога на прибыль, указанного в «Отчете о прибылях и убытках» и в бухгалтерском учете на счете 68, субсчет «Расчеты по налогу на прибыль» в соответствии с требованиями ПБУ 18/02.

Аудиторская практика показывает, что часто при отражении доходов и расходов в «Отчете о прибылях и убытках» допускаются ошибки. Например, по строке «Прочие доходы» и «Прочие расходы» отражается конечный финансовый результат (прибыль или убыток) по операциям, формирующим эти доходы и расходы (например, продажа основных средств или иных активов). При наличии у организаций таких операций доходы, как выручка от продажи активов, подлежит отражению по строке «Прочие доходы», а остаточная стоимость проданных активов и расходов, связанных с их продажей, подлежат отражению по строке «Прочие расходы».

На четвертом этапе проведения аудиторской проверки достоверности бухгалтерской отчетности является проверка «Отчета об изменениях капитала». Отчет об изменениях капитала раскрывает дополнительные данные об изменениях в капитале и дает пояснения к статьям третьего раздела бухгалтерского баланса «Капитал и резервы».

Данный отчет содержит показатели о состоянии и движении:

1) Изменения капитала (уставного, резервного, нераспределенной прибыли);

2) Резервов (образованных в соответствии с законодательством, образованных в соответствии с учредительными документами; оценочных резервов, резервов предстоящих расходов и платежей).

Проверку формирования показателей отчетной формы также рекомендуется начинать с арифметических подсчетов.

Показатели отдельных видов капитала, резервов предстоящих расходов, оценочных резервов на начало и конец года и оборотов за год, их увеличение и использование за отчетный период проверяются на соответствие данным Главной книги или оборотно-сальдовой ведомости и регистров синтетического учета по соответствующим счетам. Особое внимание следует уделить проверке раздела I «Изменения капитала», в котором раскрывается информация об источниках увеличения капитала организации на конец отчетного года, а также причинах уменьшения капитала.

Аудитор должен провести проверку правильности расчета показателя «Чистые активы» на соответствие порядку, изложенному в приказе Минфина РФ и Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерных обществ» от 29.01.2003 № 10н/03-6/п3. Значение величины чистых активов для оценки финансового состояния организации очень важно, поскольку в соответствии с требованиями ряда нормативных актов производится сопоставление показателя чистых активов с величиной уставного капитала. Если величина чистых активов оказывается ниже величины уставного капитала, то величина уставного капитала должна быть доведена до величины чистых активов.

На пятом этапе аудитор проверяет «Отчет о движении денежных средств» форма №4. Составление Отчета о движении денежных средств направлено на повышение полезности раскрываемой в отчетности информации. Объектом обобщения информации в этом отчете являются денежные средства организации, находящиеся на счетах в банках и кассе организации. Данный Отчет позволяет раскрыть причины изменений в объеме и составе денежных потоков за отчетный период. При формировании показателей Отчета о движении денежных средств денежные потоки классифицируются по трем группам в зависимости от вида деятельности: текущей, инвестиционной, финансовой.

Текущей считается деятельность по извлечению прибыли, что является основной целью организации.

Инвестиционная деятельность связана с приобретением земельных участков, зданий, сооружений и иной недвижимости, оборудования, нематериальных активов и других внеоборотных активов, а также с их продажей. Также в данный вид деятельности входит осуществление собственного строительства и осуществление опытно-конструкторских работ.

Финансовой признается деятельность, в результате которой изменяется величина и состав собственного капитала организации и заемных средств.

Проверку правильности формирования показателей Отчета о движении денежных средств целесообразно поручить аудитору, проводящему аудит денежных средств.

Проверка формирования показателей проводится с использованием данных регистров синтетического и аналитического учета по счетам учета денежных средств. Аудитор использует процедуру арифметических подсчетов для подтверждения данных отчетных форм.

Бухгалтерская отчетность государственных (муниципальных) учреждений является объектом пристального внимания как органов государственного (муниципального) финансового контроля, так и органов власти, выполняющих функции учредителя данных учреждений. В статье рассмотрена методика проверки правильности составления форм бухгалтерской отчетности.

Заполненные бюджетными и автономными учреждениями формы бухгалтерской отчетности подлежат проверке:

  • работниками органа исполнительной власти, выполняющим функции учредителя (далее – учредитель) в рамках проведения камеральной проверки, при принятии квартальных, годовых форм отчетности в сроки установленные учредителем;
  • в рамках проведения мероприятий внешнего (внутреннего) государственного (муниципального) контроля, а также ведомственного контроля проводимого учредителем.

О методике правильности составления форм бухгалтерской отчетности мы поговорим в этой статье.

Контрольные мероприятия, проводимые в отношении форм бухгалтерской отчетности схематично, можно отобразить так:

Цель проверки бухгалтерской отчетности

При проверке форм бухгалтерской отчетности проверяющие обычно ставят перед собой следующие цели:

Подготовка к проведению внешней проверки

Подготовка к проведению внешней проверки включает в себя:

  • сбор и изучение законодательных актов РФ, в соответствии с которой проверяемое учреждение выполняет свою финансово-хозяйственную деятельность и ведет совершаемых операций;
  • разработку программы внешней проверки;
  • подготовку рабочего плана внешней проверки, который должен содержать сроки проведения внешней проверки и ответственных исполнителей;
  • направление исполнителей для проведения проверки.

Предмет проверки

Проверка форм отчетности может проводиться в камеральной и (или) выездной формах. Камеральная проверка отчетных форм обычно осуществляется учредителем при принятии у подведомственного учреждения форм, составленных на отчетную дату, в сроки, установленные учредителем. Предметом камеральной проверки являются:

  • представление отчетности не позднее срока, установленного учредителем;
  • соблюдение учреждением при заполнении форм бухгалтерской отчетности требований Инструкции № 33н;
  • соблюдение контрольных соотношений в представленных отчетных формах.

Относительно предмета проведения проверки форм бухгалтерской отчетности в ходе выездной проверки отметим следующее. Проверка бухгалтерской отчетности в ходе данной проверки обычно осуществляется в рамках проведения проверки финансово-хозяйственной деятельности учреждения. При такой проверке контролерами запрашиваются:

  • годовые формы бухгалтерской отчетности;
  • главная книга, регистры бухгалтерского учета, первичные учетные и иные документы;
  • план финансово-хозяйственной деятельности учреждения;
  • учреждения;
  • отчет о выполнении государственного (муниципального) задания;
  • отчет о суммах использованных целевых субсидий;
  • сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению.

Предметом проведения выездной проверки являются:

  • соблюдение учреждением правил хранения первичных документов, учетных регистров и других бухгалтерских документов текущего года и за прошлые годы;
  • выполнение главным бухгалтером обязанности по организации бухгалтерского учета и контролю за обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей;
  • соответствие показателей бухгалтерского учета в учетных регистрах на начало года данным за предыдущий год;
  • своевременность составления первичных учетных документов и отражения их в бухгалтерском учете;
  • соответствие итогов остатков по каждой группе аналитических счетов оборотных ведомостей итогам остатков этих субсчетов главной книге и показателям финансовой отчетности;
  • установление достоверности показателей, отраженных в отчетности;
  • выполнение контрольных соотношений между формами отчетности;
  • оформление представленных форм отчетности требованиям Инструкции № 33н;
  • оценка эффективности и результативности использования учреждением средств, выделенных ему в проверяемом периоде из бюджета.

Методика проведения проверки бухгалтерской отчетности

Единой методики осуществления проверки форм отчетности не существует. Ревизоры при наработке опыта в проведении проверок вырабатывают последовательность действий, которыми пользуются, выполняя свою работу. Ниже мы предложим свой вариант последовательности действий, которой можно воспользоваться при проведении проверки и при разработке программ проверок.

I. Изучение устава учреждения и учетной политики учреждения . Из устава контролер узнает свод правил, по которым проверяемое учреждение осуществляет свою деятельность, его структуру, устройство, виды деятельности, отношения с другими лицами и государственными органами, права и обязанности. На основании учетной политики проверяющий делает вывод о способах организации и ведения бухгалтерского учета, используемых учреждением при отражении хозяйственных операций.

II. Анализ показателей форм бухгалтерской отчетности . Ниже на схеме вашему вниманию представлены основные приемы финансового анализа, который могут проводить проверяющие.

В ходе анализа показателей форм бухгалтерской отчетности проверяющий изучает результаты деятельности учреждения, сформированные по итогам отчетных периодов, по которым можно судить:

  • об имущественном положении учреждения;
  • о характере, осуществляемой деятельности;
  • о соотношении средств по их видам в составе активов;
  • о наличии дебиторской и кредиторской задолженности и ее изменении и т. д.

III. Проверку достоверности показателей, отраженных в отчетных формах, представленных для проверки , которая включает в себя несколько этапов:

1. Инвентаризация нефинансовых активов. По итогам проверки устанавливается фактическое количество нефинансовых активов, которое сравнивается с данными бухгалтерского учета, отраженными в отчетных формах (балансе (ф. 0503730), справке о наличии имущества и обязательств на забалансовых счетах, сведениях о движении нефинансовых активов учреждения (ф. 0503768)). Также осуществляется проверка проведения учреждением обязательной инвентаризации, перед составлением годовых отчетных форм. Как показывают результаты проверки, не все учреждения перед составлением годовых отчетных форм проводят инвентаризацию нефинансовых активов и расчетов с бюджетом, поставщиками, подотчетными лицами, работниками, другими дебиторами и кредиторами и денежных средств, денежных документов. В результате соответствие учетных и фактических данных (наличие, состояние и оценка обязательств) подтверждено не было, достоверность данных бухгалтерского учета не обеспечена.

2. Выявление соответствия плановых показателей, указанных в плане финансово-хозяйственной деятельности показателям, отраженным в отчетных формах (в отчете об исполнении учреждением плана его финансово-хозяйственной деятельности (ф. 0503737)). Напомним, что в силу норм п. 19 Требований в план финансово-хозяйственной деятельности можно вносить изменения неограниченное количество раз. Показатели плана должны отражать фактические данные по доходам и расходам учреждения, которые отражаются в отчете (ф. 0503737).

3. Проверка подтверждения финансово-хозяйственных операций первичными документами, оформленными с соблюдением требований законодательства РФ и принятых к учету своевременно. Согласно нормам п. 7 Инструкции № 157н основанием для отражения в бухгалтерском учете информации об активах и обязательствах, а также операций с ними являются первичные учетные документы. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по унифицированным формам документов, утвержденным согласно законодательству РФ правовыми актами уполномоченных органов исполнительной власти, а документы, формы которых не унифицированы, должны содержать обязательные реквизиты, указанные в п. 7 Инструкции № 157н. Записи в регистры бухгалтерского учета (журналы операций, иные регистры бухгалтерского учета) вносятся по мере совершения операций и принятия к бухгалтерскому учету первичного (сводного) учетного документа, но не позднее следующего дня после получения первичного (сводного) учетного документа – как на основании отдельных документов, так и на основании группы однородных документов (п. 11 Инструкции № 157н). Ревизор, совершая проверку достоверности показателей отчетных форм, может выборочным методом проверить журналы операций с приложенными к ним первичными учетными документами на предмет:

  • соответствия первичных документов нормам законодательства РФ;
  • своевременности принятия первичных документов к бухгалтерскому учету;
  • правильности формирования журнала операций.

4. Анализ соответствия бухгалтерской отчетности данным синтетического и аналитического учета (данные синтетического и аналитического учета должны быть увязаны как между собой, так и с документами, являющимися основанием для осуществления операций).

5. Проверка соблюдения учреждением норм законодательных актов, которые могут повлиять на содержание отчетности (например, норм инструкций № 33н, 157н, 174н, Указаний № 65н).

6. Проверка исполнения государственного (муниципального) задания, утвержденного учредителем, выявление причин неисполнения задания учредителя, своевременного возврата остатка сумм субсидий в бюджет в случае неисполнения учреждением государственного задания.

Отметим, что Минфин в своем Письме от 05.02.2016 № 02-01-09/5870 рекомендовал главным распорядителям средств федерального бюджета при определении остатков субсидии на выполнение государственного задания, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), учитывать нормы действовавшего в 2015 году Положения о формировании государственного задания в отношении федеральных государственных учреждений и финансовом обеспечении выполнения государственного задания, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 02.09.2010 № 671, основываясь на значениях нормативных затрат на оказание государственной услуги (выполнение работы) и невыполненного объема государственного задания по каждой государственной услуге (работе).

При этом федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений, вправе в установленном порядке в течение срока выполнения государственного задания при необходимости внести в него изменения, в том числе уточнив показатели, характеризующие объем государственных услуг (выполняемых работ).

Согласно п. 33 Постановления Правительства РФ от 28.12.2015 № 1456 № «О мерах по реализации Федерального закона о федеральном бюджете на 2016 год» федеральные бюджетные и автономные учреждения до 01.07.2016 обеспечивают возврат в федеральный бюджет средств в объеме остатков субсидий на выполнение государственного задания, предоставленных им в 2015 году, образовавшихся в связи с недостижением установленных государственным заданием показателей, характеризующих объем государственных услуг (работ), на основании отчета о выполнении государственного задания, представленного органам, осуществляющим функции и полномочия учредителей в отношении федеральных бюджетных или автономных учреждений.

При этом названным постановлением не определен источник средств, за счет которого федеральными бюджетными и автономными учреждениями осуществляется возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания.

По мнению Минфина, изложенному в Письме от 12.04.2016 № 02-01-09/20629, возврат в федеральный бюджет указанных остатков субсидии на выполнение государственного задания можно осуществлять как за счет образовавшихся у федеральных бюджетных и автономных учреждений остатков субсидий на выполнение государственного задания, так и за счет других не запрещенных законом поступлений учреждениям, за исключением средств, предоставленных федеральным бюджетным и автономным учреждениям в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на иные цели.

Необходимо отметить, что согласно законодательству РФ, если государственное задание выполнено (в том числе если достигнуты показатели, установленные в государственном задании, с учетом их возможного отклонения, в пределах которых государственное задание считается выполненным), образовавшиеся в отчетном финансовом году остатки субсидии на выполнение государственного задания могут использоваться учреждением в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности государственного учреждения, утвержденным в установленном порядке.

7. Соответствие форм, представленных учреждением в составе отчетности, формам, установленным Инструкцией № 33н. Иногда в ходе проверки выявляется, что бухгалтеры заполняли и представили учредителю форму без учета внесенных в ее изменений, следовательно, не применявшуюся на момент составления отчетности.

8. Наличие в формах отчетности всех необходимых подписей. Необходимость наличия подписей главного бухгалтера и руководителя учреждения установлена и п. 5 Инструкции № 33н. Формы бухгалтерской отчетности, содержащие плановые (прогнозные) и аналитические показатели, также подписываются руководителем финансово-экономической службы (при наличии ее в структуре учреждения).

9. Наличие всех форм отчетности, обязательных для включения в ее состав, и правильность их заполнения. Согласно нормам п. 10 Инструкции № 33н в случае, если все показатели, предусмотренные формой бухгалтерской отчетности, не имеют числового значения, такая форма отчетности не составляется и в бухгалтерской отчетности за не представляется. При наличии числовых данных показатели отчетности должны быть заполнены. Например, в ходе проверки может быть выявлено отсутствие оборотов у учреждения в течение года по счету 0 104 00 000 «Амортизация основных средств» при наличии основных средств. Это говорит о неначислении амортизации в течение года, нарушении методологии учета и искажению показателей отчетности. Или, скажем, в форме 0503769 «Сведения о дебиторской и кредиторской задолженности» и в балансе (ф. 0503730) указывается отсутствие задолженности на конец отчетного периода. Однако по данным главных книг у учреждений имеются остатки по счетам 0 205 00 000, 0 206 00 000, 0 208 00 000, 0 302 00 000, 0 303 00 000, 0 304 00 000. Акты сверок с контрагентами для проверки не представлены. Иными словами, бухгалтерская отчетность дает недостоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, а также о финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период.

Для облегчения работы по соответствию показателей, отраженных в отчетных формах и в главной книге, проверяющие могут разработать и применять в работе аналитические таблицы. Например, такую:

Сравнительная таблица данных главной книги проверяемого учреждения и показателей,отраженных в отчетности (тыс. руб.)

10. Проверка согласованности показателей форм отчетности (соблюдение контрольных соотношений). На сайте www.roskazna.ru регулярно размещаются (по мере внесения изменений в Инструкцию № 33н) контрольные соотношения показателей как внутри форм бухгалтерской отчетности, так и между формами бухгалтерской отчетности. Данные контрольные соотношения применяются и разработчиками программных продуктов, используемых для составления отчетных форм. Контролеры могут воспользоваться данными контрольными соотношениями и проверить их соблюдение в формах, представленных для проверки учреждением, в отношении которого ведется проверка.

Оформление результатов проверки

По итогам контрольных действий на объекте контрольного мероприятия оформляется акт, который обычно имеет следующую структуру:

  • основание для проведения контрольного мероприятия;
  • предмет контрольного мероприятия;
  • проверяемый период деятельности объекта контрольного мероприятия;
  • перечень вопросов, которые проверены на данном объекте;
  • срок проведения контрольного мероприятия на объекте;
  • краткая характеристика объекта контрольного мероприятия (при необходимости), объем которой не должен превышать двух-трех страниц печатного текста;
  • результаты контрольных действий по каждому вопросу программы (рабочего плана).

К акту прилагаются перечень законов и иных нормативных правовых актов, исполнение которых проверено в ходе контрольного мероприятия, а также – при необходимости – таблицы, расчеты и иной справочно-цифровой материал, пронумерованный и подписанный составителями.

При выявлении на объекте контрольного мероприятия нарушений и недостатков они отражаются в акте, при этом указываются:

  • наименования, статьи законов и пункты иных нормативных правовых актов, требования которых нарушены;
  • виды и суммы выявленных нарушений, при этом суммы указываются раздельно по годам, видам средств (средства бюджетные и средства, полученные от осуществления приносящей доход деятельности), а также видам объектов государственной собственности и формам их использования;
  • причины допущенных нарушений и недостатков, их последствия;
  • принятые в период проведения контрольного мероприятия меры по устранению выявленных нарушений и их результаты.

При составлении акта должны соблюдаться:

  • объективность, краткость и ясность при изложении результатов контрольного мероприятия на объекте;
  • четкость формулировок содержания выявленных нарушений и недостатков;
  • логическая и хронологическая последовательность излагаемого материала;
  • изложение фактических данных только на основе материалов соответствующих документов, проверенных работником, проводящим проверку.

Акт по результатам контрольного мероприятия представляется для ознакомления и подписания руководителю и (или) иному ответственному должностному лицу проверяемого учреждения. В случае несогласия ответственных должностных лиц объектов контрольного мероприятия с фактами, изложенными в акте, им предлагается подписать акт с указанием на наличие замечаний.

В завершение статьи заметим, что грубое нарушение требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ). Повторное совершение такого административного правонарушения влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 10 000 до 20 000 рублей или их дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.

Под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимаются, в частности:

  • искажение любого показателя бухгалтерской (финансовой) отчетности, выраженного в денежном измерении, не менее чем на 10%;
  • составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета;
  • отсутствие у экономического субъекта первичных учетных документов, и (или) регистров бухгалтерского учета, и (или) бухгалтерской (финансовой) отчетности, и (или) аудиторского заключения о бухгалтерской (финансовой) отчетности (если проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности является обязательным) в течение установленных сроков хранения таких документов.

Инструкция о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 25.03.2011 № 33н.

Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения, утв. Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 № 81н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Елена Титова,

эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, член Палаты налоговых консультантов

Перед отправкой годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности организация должна произвести проверку полноты и правильности ее заполнения. Именно на этом завершающем этапе проверки еще есть возможность выявить возможные нестыковки и своевременно устранить обнаруженные ошибки. Порядок тестирования отчетности может быть установлен организацией самостоятельно.

Критерии проверки:

1. Соответствие общим требованиям к бухгалтерской (финансовой) отчетности, установленным Закона № 402-ФЗ и ПБУ 4/99.

2. Полнота информации в отчетности.

Проверяется наличие всех форм бухгалтерской отчетности, установленных законодательно.

Особое внимание требуется уделить тем строкам в отчетности, в которых автоматизированным способом были проставлены прочерки. В этом случае следует убедиться, что организация действительно не осуществляла операций, в результате которых появились такие «перечеркнутые» показатели.

3. Достоверность отчетности.

Недостоверные сведения в отчетности могут привести к самым печальным последствиям. Между тем понятие достоверности законодательством не определено. С точки зрения аудита под этим понятием понимается такая степень точности данных бухгалтерской отчетности, которая позволяет пользователям делать на ее основе правильные выводы о результатах деятельности экономических субъектов и принимать основанные на этих выводах решения.

К числу задач проверки на достоверность можно отнести:

– проверку правильности оформления бухгалтерской отчетности (заполнение всех необходимых реквизитов, наличие подписи руководителя организации либо иного лица, которому такие полномочия переданы на основании доверенности);

– проверку сопоставимости показателей предыдущих отчетных периодов, отражаемых в графах «На 31.12.2014», «На 31.12.2013», с данными отчетности прошлых лет. Различия будут означать, что организация либо исправляла ошибки прошлых лет, либо изменила учетную политику. Но в этом случае разница должна быть отражена в разделе 2 «Отчета о движении капитала»;

– проверку соответствия показателей всех форм бухгалтерской отчетности;

– проверку соответствия показателей в бухгалтерской и налоговой отчетности.

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности

В ряде случаев правильность формирования данных бухгалтерской отчетности можно проверить путем их соотнесения с показателями налоговых деклараций.

К примеру, декларацию по налогу на прибыль можно сверить не только с отчетом о финансовых результатах и отчетом о движении денежных средств, но и с балансом.

Такой способ проверки позволит своевременно выявить расхождения между отдельными показателями налоговой и бухгалтерской отчетности, внести необходимые исправления (в случае признания данных расхождений ошибочными), что в дальнейшем избавит от объяснений с налоговой инспекцией и необходимости представления уточненных деклараций.

Сверку показателей отчетности проводят и налоговые органы.

Для этого существуют специальные контрольные соотношения, которые до недавнего времени являлись закрытой служебной информацией. В настоящее время гриф «ДСП» снят и соотношениями могут воспользоваться все налогоплательщики. Обновленные контрольные соотношения ФНС России направляет открытыми письмами и размещает их на своем официальном сайте ( ФНС России от 23.03.2015 № ГД-4-3/4550@).

В случае выявления расхождений между отдельными показателями налоговых деклараций и данными отчетных форм налоговый орган может потребовать представить пояснения причин таких расхождений ( НК РФ). При этом в некоторых случаях такие расхождения могут стать основанием для проведения углубленной камеральной проверки или для включения организации в список претендентов на выездную проверку ( ФНС России от 17.07.2013 № АС-4-2/12722@).

Для того чтобы пользователи системы ГАРАНТ смогли методично и последовательно провести проверку отчетности перед отправкой, экспертами компании «Гарант» подготовлены таблицы взаимоувязки показателей – хорошее подспорье на завершающем этапе проверки.

Таблицы взаимоувязки вы найдете в следующих материалах «Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет и отчетность»:

Взаимоувязка показателей бухгалтерской и налоговой отчетности;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о финансовых результатах;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета о движении денежных средств;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Отчета об изменениях капитала;

Взаимоувязка показателей Бухгалтерского баланса и Пояснений к балансу и Отчету о финансовых результатах;

Взаимоувязка показателей Отчета о финансовых результатах и Отчета об изменениях капитала.

Чтобы найти эти материалы в системе ГАРАНТ, введите в строку Базового поиска: взаимоувязка показателей.

Аудиторская проверка ООО — правовое регулирование

Основным нормативным актом, регулирующим порядок проведения аудита, является закон «Об аудиторской…» от 30.12.2008 № 307-ФЗ. Согласно ст. 1 данного закона аудит представляет собой комплекс проверочных мероприятий, проводимых для составления профессионального и компетентного мнения о достоверности бухгалтерской отчетности. При этом в силу п. 5 ст. 1 закона № 307 аудит является самостоятельным и независимым видом контроля отчетности и не подменяет собой другие (в частности, не влияет на порядок проведения камеральных или выездных налоговых проверок).

Согласно ст. 3, 4 закона № 307 аудит вправе осуществлять соответствующие коммерческие организации, входящие в состав членов СРО, либо ИП, имеющие квалификационные аттестаты и также входящие в СРО.

Выполняется аудит, согласно ст. 14 закона № 307, на основании договора, заключаемого между аудитором и проверяемой организацией. На данный договор помимо норм указанного закона распространяются также требования главы 39 ГК РФ, в которой прописаны основы сделки по возмездному оказанию услуг.

Важно помнить, что аудитор вправе осуществлять не только собственно проверку отчетности, но и предоставлять сопутствующие услуги, в числе которых (ч. 7 ст. 1 закона № 307):

  • ведение бухучета и налоговой отчетности, консультирование и содействие ООО по данным вопросам;
  • консультирование по проведению реорганизации ООО, приватизации имущества;
  • деятельность по оценке имущества, анализ и составление бизнес и инвестиционных планов, внедрение автоматизированных и информационных технологий при ведении бухучета;
  • обучение будущих аудиторов.

Иные услуги (помимо перечисленных в ч. 7 ст. 1 закона № 307) аудиторы оказывать не вправе.

Что проверяют при аудите бухгалтерской отчетности предприятия

Аудитор в ходе проверки должен оценить достоверность данных, представленных в отчетности, а также определить, насколько порядок и способы ведения бухгалтерского учета соответствуют законодательным нормам.

Для выполнения задач, поставленных перед аудитором, проверяющий исследует не только бухгалтерскую документацию, но и документы, которые по формальным признакам не относятся к финансовым, но тем не менее влияют на результаты хозяйственной деятельности. Как правило, в ходе аудита проверяются:

  1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность организации.
  2. Бухгалтерские и налоговые регистры.
  3. Сведения, содержащиеся в первичных документах бухгалтерской отчетности, оформляемых согласно требованиям ст. 9 закона «О бухгалтерской…» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (приходные и расходные ордера, кассовые книги, инвентаризационные акты, журналы учета, накладные и т. д.).
  4. При необходимости — учредительные документы, кадровая документация и пр.

Для каких организаций аудиторская проверка обязательна

Аудит подразделяется на добровольный (инициативный), то есть проводимый по желанию руководства или собственников предприятия, и обязательный, который проводится в силу требований ст. 5 закона № 307.

Обязательный ежегодный аудит проводится, если:

  • организационная форма предприятия — акционерное общество;
  • ценные бумаги компании являются предметом сделок на финансовых торгах;
  • компания осуществляет торговую, кредитную, клиринговую, страховую и иную деятельность, связанную с кредитованием, участием на рынке ценных бумаг, инвестированием средств, аккумулированием взносов, паев, пенсионных накоплений;
  • годовой оборот компании 400 млн руб. либо сумма активов на конец года превышает 60 млн руб. (за исключением агрокооперативов, госпредприятий и органов власти);
  • организация представляет (раскрывает) консолидированную отчетность;
  • организация является застройщиком (ст. 3 закона «Об участии…» от 30.12.2004 № 214-ФЗ);
  • организация является организатором лотерей и азартных игр (ст. 6 закона «О государственном…» от 29.12.2006 № 244-ФЗ);
  • компания имеет статус СРО (ст. 12 закона «О саморегулируемых…» от 01.12.2007 № 315-ФЗ);
  • компания является жилищным накопительным кооперативом (ст. 54 закона «О жилищных …» от 30.12.2001 № 215-ФЗ);
  • в ряде других случаев, установленных федеральными законами.

Аудиторская проверка ООО по требованию участника

Инициативный аудит проводится по желанию руководителя или собственников компании. Причины его проведения могут быть разнообразны: проверка квалификации бухгалтерской службы, оценка налоговых рисков, участие в тендерах, поиск инвестора и т. д.

Не знаете свои права?

Согласно положениям ст. 48 закона «Об обществах…» от 08.02.1998 № 14-ФЗ собрание участников ООО вправе привлечь аудитора для оценки состояния дел в обществе. Точно таким же правом обладает и любой из его участников. При этом в ситуации, когда на проведении аудита настаивает один из участников общества, оплата услуг аудитора производится за его счет. При этом привлекаемый аудитор должен быть независимым, то есть не связанным с руководством общества или его участниками.

Как проходит аудиторская проверка на предприятии

С 12.02.2019 на территории РФ введены в действие международные стандарты аудита (приказ Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). Стандарты устанавливают методики, порядок, процедуры, этапы проведения аудита компании, начиная с определения его целей и составления плана мероприятий и заканчивая составлением заключения и контролем качества и объективности проведенной проверки.

В рамках аудита проверяющая организация:

  • проводит подготовку плана проверки с учетом характера и особенностей конкретной организации;
  • осуществляет общую оценку состояния хозяйственной деятельности, организации управления и контроля в ООО;
  • изучает бухгалтерскую отчетность, проверяет ее на наличие ошибок, недостоверной информации, непрерывности, полноты и объективности;
  • производит расчеты по оценке всех или отдельных показателей финансовой деятельности компании путем проведения их тестирования, а также экстраполяции полученных результатов на аналогичные показатели;
  • участвует в проверочных и контрольных мероприятиях организации (ревизиях, инвентаризациях и т. д.);
  • проводит проверку правильности исчисления и уплаты налоговых платежей;
  • осуществляет подготовку мотивированного заключения, цель которого — составление мнения о правильности и достоверности бухгалтерской отчетности, указание ошибок и неточностей в документации, дача рекомендаций по их преодолению и т. д.

На практике широко распространено 2 типа аудиторских проверок: единовременные и поэтапные. Основное различие между ними — длительность и диапазон охвата результатов хозяйственной деятельности.

В рамках поэтапной проверки, которая может охватывать квартальную, полугодовую или отчетность за 9 месяцев года, аудиторы дают рекомендации, которые могут быть учтены руководством организации при составлении годовой отчетности. В последующем аудиторы проверят и годовую отчетность, в том числе и с учетом сделанных ранее рекомендаций.

Аудиторская тайна

В силу п. 3 ст. 9 закона № 307 все сведения и документы, содержание которых стало известно аудиторам при проверке, а также все документы, составленные аудиторами, являются предметом аудиторской тайны, разглашение которой прямо запрещено. При нарушении данного требования с виновных лиц может быть взыскана компенсация за нанесенный ущерб, согласно п. 6 ст. 9 закона № 307.

Вместе с тем действующее законодательство обязывает аудиторов передавать сведения и документы, составляющие аудиторскую тайну, в ФНС и Росфинмониторинг. Такая обязанность закреплена в ст. 93.2 НК РФ и ст. 7 закона «О противодействии легализации…» от 07.08.2001 № 115-ФЗ. О порядке взаимодействия аудиторов с компетентными органами Минфин РФ сообщил в своих информационных сообщениях от 03.08.2018 № ИС-аудит-23, от 25.04.2018 № ИС-аудит-22.

Что же касается аудиторского заключения, то ввиду п. 4 ст. 6 закона № 307 оно может быть передано только тому лицу, проверка которого проводилась. Данное правило не распространяется лишь на ситуации, когда аудиторская проверка ООО обязательна: согласно п. 6 ст. 5 закона № 307, в этом случае заключение должно быть опубликовано в реестре сведений о деятельности организаций, что предполагает широкий доступ к содержащимся в нем сведениям.

Подводя итоги, отметим, что аудит на предприятии — это хорошая возможность получить квалифицированное и независимое суждение о правильности ведения бухучета в ООО. Это может помочь как при устранении недоработок, выявленных в ходе налоговых или иных проверок, так и при решении споров между участниками.


Close