Ситуации, при возникновении которых аудиторская проверка проводится в обязательном порядке, регулируются Федеральным Законом от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее – Закон №307-ФЗ).

Согласно ч.1 ст. 5 Закона №307-ФЗ обязательный аудит проводится в случаях:

  • если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;
  • если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;
  • если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, организатором торговли, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
  • если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
  • если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
  • в иных случаях, установленных федеральными законами.

Обязательный аудит проводится ежегодно.
Выбор и утверждение аудитора, определение размера оплаты его услуг относится к компетенции общего собрания акционеров или участников общества (подп. 10 п.2 ст. 33 Федерального Закона №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью, подп. 1 ч.1 ст. 48 Федерального Закона №208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Действующий Федеральный закон №307 - ФЗ «Об аудиторской деятельности» (далее- Федеральный Закон №307-ФЗ) определяет аудит как независимую проверку бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Кем проводится обязательный аудит?

Случаи обязательного аудита полностью раскрыты в статье 5 Федерального Закона от 30.12.2008г. N307-ФЗ "Об аудиторской деятельности". Обязательный аудит проводится аудиторской организацией или индивидуальным аудитором.

Есть ряд случаев, когда обязательный аудит может проводиться только аудиторскими организациями. Такими случаями являются, например, обязательный аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, публично-правовых компаний, а также бухгалтерской (финансовой) отчетности, включаемой в проспект ценных бумаг, и консолидированной финансовой отчетности (п.3 ст. 5 Федерального Закона №307-ФЗ).

Кроме того, есть случаи дополнительных требований к аудиторским компаниям. Так, например, в открытом конкурсе на заключение контракта на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) которой за предшествующий отчетному год не превышает 1 миллиарда рублей, обязательным является участие аудиторских организаций, являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства.

По результатам обязательного аудита обычно аудиторской компанией выдается:

  • письменный отчет для собственников и руководства аудируемого лица, в котором представлены сведения о проведенной аудиторской проверке, а также выявленные аудитором, проводившим проверку, нарушения и рекомендации по их устранению. Это конфиденциальный документ, содержащий важную информацию о хозяйственной деятельности клиента.
  • аудиторское заключение – это официальный документ, составленный в соответствии с действующим законодательством по утвержденной форме.

Сотрудники АЦ «Основа Капитал» проведут обязательный аудит компании качественно и быстро. Осталось только позвонить

Аудиторский рынок готовится к новой реформе. Правительство обещает до конца 2019 года внести поправки в действующий закон об аудиторской деятельности, сделав процедуру обязательной для организаций с доходом свыше 600 млн и 800 млн. «Бизнес.ру» разобрался, как выглядят требования по аудиту для ООО в 2018 году и в каких случаях проведение проверки - обязанность, а не добровольное решение управленцев.

Для кого обязателен аудит

Под условия обязательной проверки попадают юридические лица, соответствующие конкретным критериям. Компании из числа малого, среднего предпринимательства имеют, как правило, небольшие обороты, не привлекают средства от физических лиц, не выпускают эмиссионные ценные бумаги. В таких случаях необходимость дополнительно проверять, как достоверно организован учет и составляется отчетность, не возникает.

Даже если ООО не попадает под эту обязательную процедуру, предпринимателю во избежание рисков периодически стоит обращаться за помощью к профессионалам.

Что такое аудиторская проверка ООО

Проверочная комплексная процедура – аудиторская проверка – позволяет компании оценить уровень корректности учета и достоверности отражения финансовых данных в официальных отчетах. Аудит выражает независимое суждение специализированных организаций или индивидуального аудитора. Его результаты важны собственнику для понимания истинного положения дел в компании. Обязательная аудиторская проверка должна проводиться каждый год.

Главные нормативные акты, регулирующие процедуру аудита для ООО, следующие:

  • Закон №307-ФЗ "Об аудиторской деятельности";
  • Закон №402-ФЗ "О бухгалтерском учете";
  • Приказ Росстата №220;
  • Информационное сообщение Минфина №ИС-аудит-20.

Критерии обязательного аудита в 2018 году для ООО

Аудит проходят компании, имеющие большую выручку или затрагивающие своей деятельностью интересы большого (неограниченного) числа третьих лиц. В зависимости от этих параметров организации можно разделить на группы:

  • Организационно-правовая форма – акционерные общества.
  • Вид деятельности – банки, бюро кредитных историй, страховщики, пенсионные фонды, инвестиционные фонды и их управляющие компании, организации-профучастники рынка ценных бумаг, компании, чьи бумаги торгуются на бирже.
  • Консолидация отчетности – холдинги, составляющие консолидированную отчетность.
  • Финансовые показатели: объем выручки для обязательного аудита – более 400 млн руб. или актив баланс – более 60 млн рублей.

Кроме того, отдельные законы определяют дополнительные критерии для этой обязательной процедуры. В частности, требования распространяются на государственные компании и корпорации, на кредитные потребкооперативы, застройщиков, организаторов азартных игр. Детально перечень раскрыт и актуализируется на сайте Минфина.

Для ООО, в основной массе, валюта баланса и объем выручки становятся критериями по обязательному аудиту. При этом для только что зарегистрированных фирм финансовые показатели соотносятся с установленными контрольными цифрами, начиная со второго года работы, то есть с отчетности за предшествовавший отчетному год.

Этапы аудита

Если по указанным параметрам для предприятия аудит обязателен к проведению,под ревизию попадает вся документация юрлица. В ходе такой проверки можно привести учет компании в порядок, получить отчет о существующих и потенциальных рисках деятельности.

Аудиторская проверка

Аудитор утверждается на собрании учредителей (участников), после чего заключается договор на оказания аудиторских услуг. Приступая к работе, аудитор оценивает объем проверки, исходя из специфики деятельности аудируемого субъекта. После чего:

  1. Согласовывает с руководством план работ с учетом сроков готовности форм отчетности до их сдачи.
  2. Проводит проверку путем сбора данных, тестирования средств контроля на предприятии, анализа полученной картины.
  3. Информирует руководство о рисках в деятельности и о недостатках собственных систем учета и контроля.
  4. Оформляет результат проверки в виде заключения.

Структура аудиторского заключения

Этот документ является официальным. Заключение содержит:

  • перечень адресатов данного документа;
  • данные об аудируемой организации;
  • данные о самом аудиторе;
  • указание периода и перечня проверенной отчетности, охватываемые проверкой с обозначением, как распределена ответственность в отношении отчетности между аудируемым субъектом и аудитором;
  • информацию о произведенной работе (ее объем);
  • мнение о достоверности отчетности с уточнением факторов, влияющих на достоверность;
  • результаты проверки;
  • дату составления заключения.

Представление документа

Заключение представляется в Росстат одновременно с годовым отчетом. В случае если на время сдачи отчетности проверка не завершилась, можно сдать заключение в срок до десяти рабочих дней от даты документа, но успеть необходимо до завершения года. В налоговую сдавать заключение по аудиту не нужно.

Важно! Аудиторское заключение необходимо публиковать вместе с проверенной отчетностью

Ответственность и санкции при несдаче аудиторского заключения

За уклонение и непроведение обязательного аудита для ООО штрафов нет. Санкции связаны с итоговым заключением, а именно:

  • Отсутствие документа влечет штраф должностных лиц 5000-10000 рублей, при повторном случае штраф составляет 10000-20000 рублей или должностных лиц дисквалифицируют на 1-2 года.
  • Непредставление или нарушение сроков влечет штраф должностных лиц 300-500 рублей и 3000-5000 рублей на ООО.

Даже если аудит не является обязательной процедурой, им не стоит пренебрегать. Нередко руководство или владельцы бизнеса не могут контролировать ведение бухгалтерии или финансовой отчетности. Невнимание в итоге выливается в недоимки, штрафы, пени и административные (персональные) санкции.

Качественный, независимый аудит может исправить ситуацию. В совокупности с грамотным ведением документации эта процедура может стать гарантом эффективной работы предприятия. А передача части рутинных дел на например , позволит высвободить дополнительное время для развития бизнеса.

Как выбрать аудиторскую фирму

При выборе аудиторской фирмы у собственников ООО есть два пути: обратиться к организации и физическому лицу. И те и другие должны входить в саморегулируемую организацию аудиторов и иметь право на такой вид деятельности. Индивидуальный аудитор-физлицо должен дополнительно иметь квалификационный аудиторский аттестат.

Другой критерий – стоимость услуг. Чтобы оценить адекватность формирования цены и сравнить с другими предложениями, заказчику важно понимать, как сформирована стоимость договора. Оценить прайс-лист компании и подготовиться к аудиторской проверке помогут специалисты

При подборе кандидата необходимо также обращать внимание на срок работы на рынке, наличие солидной клиентуры, отзывов и разнообразие оказываемых услуг в целом. Значимый фактор – страхование ответственности исполнителя в случае, если аудируемому субъекту причинен вред или по результатам проверки получен ущерб.

"Новая бухгалтерия", 2007, N 12

В каких случаях проводится обязательный аудит? Кто проводит обязательную аудиторскую проверку? Что отражается в аудиторском заключении? Что грозит фирме за непредставление аудиторского заключения в составе отчетности? Ответы на эти вопросы вы найдете в нашей статье.

Правовые основы

Правовые основы регулирования аудиторской деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 07.08.2001 N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (далее - Закон N 119-ФЗ). Аудиторская проверка проводится в соответствии с этим Законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Законом N 119-ФЗ (п. 2 ст. 1 Закона N 119-ФЗ).

К таким актам относятся Правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые утверждаются Постановлением Правительства РФ. Они представляют собой единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита (п. 1 ст. 9 Закона N 119-ФЗ). В настоящее время действуют Правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 N 696 (далее - Правила (стандарты)). Эти Правила (стандарты) являются обязательными не только для аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов, но и для аудируемых лиц, за исключением положений, которые носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона N 119-ФЗ).

Обязательный аудит представляет собой ежегодную обязательную проверку ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Между аудиторской организацией и аудируемой фирмой существуют договорные отношения. Договор на проведение обязательного аудита является договором возмездного оказания услуг (п. 2 ст. 779 ГК РФ). Предметом данного договора является проверка аудиторской фирмой (исполнителем) достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и правильности ведения бухгалтерского учета организации (заказчика). По договору заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (в нашем случае - аудиторских услуг) (п. 1 ст. 781 ГК РФ).

В каких случаях проводится обязательный аудит?

Обязательному аудиту подлежат (п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ):

  1. кредитные организации, бюро кредитных историй, страховые организации, общества взаимного страхования, товарные и фондовые биржи, инвестиционные фонды, государственные внебюджетные фонды, источником образования средств которых являются обязательные отчисления граждан и организаций, фонды, источниками образования средств которых являются добровольные отчисления граждан и организаций;
  2. организации (за исключением сельскохозяйственных кооперативов и их союзов) и индивидуальные предприниматели (далее - ИП), объем выручки которых за один год превышает 500 тыс. МРОТ <*> или сумма активов баланса превышает на конец отчетного периода 200 тыс. МРОТ <*>.
<*> В настоящее время для указанных целей принимается МРОТ в размере 100 руб. (ст. 5 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда", Письмо УМНС России от 24.02.2004 N 11-14/11113). Организация подлежит обязательному аудиту в том случае, если сумма выручки от реализации за год превысит 50 млн руб. (500 000 x 100 руб.) или сумма активов баланса на конец года составит более 20 млн руб. (200 000 x 100 руб.).
  1. государственные унитарные предприятия, муниципальные унитарные предприятия, созданные на праве хозяйственного ведения, если показатели их деятельности соответствуют п. 3 данного перечня. Для муниципальных унитарных предприятий законом субъекта Российской Федерации финансовые показатели могут быть понижены;
  2. организации и ИП, обязательный аудит которых предусмотрен федеральными законами.

Пример. Допустим, что годовой объем выручки ОАО составил 60 млн руб. По какому из оснований, перечисленных в п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, организация подлежит обязательному аудиту?

Из условия примера следует, что организация подпадает под обязательный аудит по двум основаниям. Во-первых, организационно-правовая форма - ОАО; во-вторых, объем выручки за год превышает МРОТ в 500 тыс. раз.

Тот факт, что организация является ОАО, обязывает ее проводить обязательный аудит независимо от объема выручки. Следовательно, в этом случае сравнивать выручку с предельной величиной согласно пп. 3 п. 1 ст. 7 Закона N 119-ФЗ не нужно.

Остановимся подробнее на п. 3 вышеприведенного перечня. Для того чтобы сравнить выручку с предельной величиной, нужно взять показатель, отраженный по строке "Выручка (нетто) от продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных платежей)" формы N 2 "Отчет о прибылях и убытках".

Относительно активов баланса используется показатель, отраженный в строке 300 формы N 1 "Бухгалтерский баланс".

Формы N 1 и 2 утверждены Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.

Какие еще организации, кроме прямо перечисленных в Законе N 119-ФЗ, подлежат обязательному аудиту?

Так, например, обязательному аудиту подлежат негосударственные пенсионные фонды. Это предусмотрено ст. 22 Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах". Обязательной аудиторской проверке подлежат также эмитенты ценных бумаг (п. 9 ст. 22 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг").

Проведение обязательного аудита касается и организаций-застройщиков. Норма пп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30.12.2004 N 214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" обязывает застройщика представлять для ознакомления любому обратившемуся лицу аудиторское заключение.

Отсюда следует: застройщик должен ежегодно проводить аудиторскую проверку, которая по смыслу закона является для него обязательной.

Особняком стоят сельскохозяйственные кооперативы. Прямого указания на то, что они должны проводить обязательный аудит, из Закона N 119-ФЗ не следует. Поэтому нужно руководствоваться Федеральным законом от 08.12.1995 N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" (далее - Закон N 193-ФЗ). Нормы, которая обязывала бы сельскохозяйственные кооперативы проводить обязательную проверку, Закон N 193-ФЗ не содержит.

Законом предусмотрено проведение ревизии, осуществляемой ревизорами-консультантами, которые являются работниками ревизионного союза или привлекаются по гражданско-правовым договорам (ст. 32 Закона N 193-ФЗ). Проведение ревизии для сельскохозяйственных кооперативов является обязательным условием.

Этот вывод основан на том, что в состав бухгалтерской отчетности в обязательном порядке включается заключение ревизионного союза сельскохозяйственных кооперативов (пп. "г" п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1966 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете").

Кто проводит обязательный аудит?

Как было сказано выше, обязательный аудит должны проводить аудиторские фирмы (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ). Они осуществляют аудит на основании лицензии на оказание аудиторских услуг. Такое требование установлено п. 2 ст. 4 Закона N 119-ФЗ. Стоит отметить, что с 1 июля 2008 г. лицензирование аудиторской деятельности прекращается. Эти поправки Федеральным законом от 19.07.2007 N 135-ФЗ внесены в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Что касается индивидуальных аудиторов, то они не вправе осуществлять обязательную аудиторскую проверку. Рассматривая жалобу индивидуального аудитора, имеющего лицензию на проведение общего аудита, о нарушении конституционных прав в связи с тем, что обязательный аудит осуществляется только аудиторскими организациями, Конституционный Суд РФ установил следующее. Положение п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ, согласно которому обязательный аудит проводится аудиторскими организациями, не ущемляет права индивидуальных аудиторов и не противоречит Конституции РФ.

При выборе аудиторской организации фирма должна обратить внимание на некоторые моменты. При проведении проверки в организации, уставный капитал которой не менее чем на 25% принадлежит государству или муниципальному образованию, аудиторская организация выбирается по итогам открытого конкурса (п. 2 ст. 7 Закона N 119-ФЗ).

Немаловажную роль при выборе аудиторской фирмы играет независимость аудиторов (ст. 12 Закона N 119-ФЗ). Аудит не может осуществляться аудиторами (аудиторскими организациями), которые (руководители которых) являются учредителями (участниками) аудируемых лиц, должностными лицами, несущими ответственность за ведение бухгалтерского учета и составление отчетности или состоящими с перечисленной категорией граждан в близком родстве.

Аудиторские фирмы и индивидуальные аудиторы не вправе проводить проверку в организации, которой они в течение трех лет, предшествующих проведению проверки, оказывали услуги по восстановлению и ведению бухучета и по составлению отчетности. Эти правила предусмотрены пп. 1 п. 1 ст. 12 Закона N 119-ФЗ.

Аудиторское заключение

По результатам проведения проверки составляется аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности (далее - заключение). Оно представляет собой официальный документ, предназначенный для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Заключение содержит мнение аудиторской организации о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности и о соответствии порядка ведения бухучета законодательству РФ (п. 1 ст. 10 Закона N 119-ФЗ).

Аудиторское заключение (или заключение ревизионного союза, если организация является сельскохозяйственным кооперативом) включается в состав бухгалтерской отчетности (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

В заключении указываются: адресат; сведения об аудиторе и об аудируемом лице. Далее следуют вводная часть; часть, описывающая объем аудита; часть, содержащая мнение аудитора; дата аудиторского заключения; подпись аудитора (п. 4 Правила (стандарта) N 6). В заключении должен быть приведен перечень проверенной отчетности с указанием отчетного периода и состава отчетности (п. 7 Правила (стандарта) N 6).

Аудитор должен датировать аудиторское заключение тем числом, когда был завершен аудит (п. 20 Правила (стандарта) N 6). Заключение должно быть подписано руководителем или уполномоченным лицом аудиторской фирмы. При этом должны быть указаны номер и срок действия его квалификационного аттестата. Подпись должна быть скреплена печатью.

В связи с тем что Правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными как для аудиторских организаций, так и для аудируемых лиц, аудиторское заключение должно быть представлено пользователям в соответствии с требованиями, установленными Правилом (стандартом) N 6.

Учет расходов на проведение аудита

В бухгалтерском учете затраты организации на проведение аудиторской проверки учитываются в составе расходов по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Они отражаются в сумме, равной величине оплаты или величине кредиторской задолженности (п. 6 ПБУ 10/99). Расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они были произведены, независимо от времени фактической выплаты денежных средств (п. 18 ПБУ 10/99). При отражении в учете аудиторских услуг у фирмы возникает право на вычет предъявленного НДС (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ). Право на вычет предоставляется, в частности, если осуществляются облагаемые НДС операции.

Пример. ООО "Альфа" заключило договор с аудиторской фирмой на проведение обязательного аудита. Стоимость аудиторских услуг составила 118 000 руб. (НДС - 18 000 руб.).

В учете бухгалтеру ООО "Альфа" нужно сделать следующие проводки:

Дебет 26 - Кредит 60

  • 100 000 руб. - отражена стоимость аудиторских услуг;

Дебет 19 - Кредит 60

  • 18 000 руб. - учтен предъявленный аудиторской фирмой НДС;

Дебет 68/"Расчеты по НДС" - Кредит 19

  • 18 000 руб. - принят к вычету "входной" НДС;

Дебет 51 - Кредит 60

  • 118 000 руб. - отражена оплата на основании договора об оказании аудиторских услуг.

* * *

Для целей налогообложения прибыли расходы на аудиторские услуги относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией (пп. 17 п. 1 ст. 264 НК РФ). Эти расходы должны быть экономически обоснованы и документально подтверждены и производятся для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Порядок определения даты признания расходов на проведение аудиторских услуг зависит от метода, принятого для расчета налога на прибыль (метода начисления или кассового метода).

При методе начисления расходы на аудиторские услуги учитываются для целей налогообложения прибыли в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической оплаты. Расходы признаются в том периоде, в котором они возникают исходя из условий сделки (в п. 1 ст. 272 НК РФ).

Датой осуществления расходов на аудиторские услуги может считаться:

  • дата проведения расчетов в соответствии с условиями договора;
  • дата предъявления документов, служащих основанием для расчетов (например, акт об оказании услуг);
  • последний день отчетного (налогового) периода, к которому относятся расходы.

Такие правила установлены в пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ.

Одну из трех вышеуказанных дат нужно отразить в учетной политике организации. Аналогичной точки зрения придерживается Минфин России в Письме от 29.08.2005 N 03-03-04/1/183.

При кассовом методе расходы на аудиторские услуги признаются для целей налогообложения прибыли после их фактической оплаты (п. 3 ст. 273 НК РФ).

Ответственность за отсутствие аудиторского заключения в составе отчетности

Аудиторские фирмы могут нести уголовную, административную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ (п. 1 ст. 21 Закона N 119-ФЗ).

В настоящее время законодательством установлена налоговая и административная ответственность за непредставление в налоговую инспекцию аудиторского заключения.

Аудиторское заключение является составляющей бухгалтерской отчетности для организаций, которые подлежат обязательному аудиту (пп. "г" п. 2 ст. 13 Закона "О бухгалтерском учете").

Бухгалтерскую отчетность организации должны представить в налоговые органы (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Срок представления годовой отчетности - 90 дней по окончании года. Из-за ряда причин организация может не представить аудиторское заключение. В связи с этим организация может быть оштрафована в соответствии с п. 1 ст. 126 НК РФ. За каждый непредставленный документ взыскивается штраф в размере 50 руб.

Кроме того, руководство организации могут также оштрафовать за "непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля" (ст. 15.6 КоАП РФ). Размер санкции составляет от 300 до 500 руб.

Уплата штрафа не освобождает фирму от обязанности представить аудиторское заключение (ч. 4 ст. 4.1 КоАП РФ).

Максимальный размер штрафа может составлять 550 руб.

"Экономика и жизнь"

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Об обязательном и инициативном аудите и о некоторых практических аспектах
выбора аудиторской компании

В серии наших статей мы рассмотрим вопросы, которые возникают при заказе аудиторских услуг, подробно опишем, что это значит на практике – провести аудиторскую проверку . Также подскажем, когда аудит может быть необходим вашей фирме, каким образом выбрать подходящую аудиторскую компанию. И с примерами из нашей практике покажем, что же ваша фирма получит в результате проведения аудита.

В настоящей статье мы кратко обрисуем, в каких случаях проведение аудиторской проверки может быть необходимо вашей компании и как выбрать подходящих аудиторов.

Как известно, в некоторых случаях, предусмотренных законодательством, проведение аудита бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности организаций может быть обязательно.

Особенности проведения аудиторской проверки в 2018 году

В ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» указаны такие случаи. Так, провести аудиторскую проверку нужно обязательно:

    акционерным обществам (п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам (п. 2 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если объем выручки организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн руб. (п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ);

    если организация является страховой компанией, фондом, кредитной организацией и в некоторых других, не часто встречающихся случаях.

Кроме того, зачастую аудит проводят, когда это и не требуется законодательством, но когда собственник компании и/или ее руководство хочет убедиться в том, что бухгалтерский учет в компании ведется правильно, существенных налоговых рисков у компании нет и при налоговой проверке или при продаже/покупке компании никаких неприятных сюрпризов не будет .

Каким образом выбрать подходящую аудиторскую компанию?

Итак, ваша фирма решила провести аудиторскую проверку. На что следует обратить внимание при выборе аудиторской компании?

В некоторых случаях аудиторское заключение о вашей бухгалтерской отчетности будет потом предоставляться иностранной материнской компании, иностранным инвесторам или заимодавцам, иностранным партнерам –тогда аудит обычно заказывают провести крупнейшим аудиторским фирмам, обладающим мировой известностью, таким как «Deloitte Touche Tohmatsu» , «Ernst & Young», «KPMG», «PricewaterhouseCoopers» или фирмам помельче, но которые также известны за рубежом. Стоимость аудита при этом обычно очень высока, поскольку вы платите не только за проведение аудита, а и за подтверждение вашей бухгалтерской отчетности фирмами с мировым брендом, что весомо в глазах ваших контрагентов.

Если получать такое весомое подтверждение нет необходимости, то гораздо дешевле заказать провести аудит средним и небольшим российским аудиторским фирмам.

При этом необходимо проверить, что они являются членами действующей саморегулируемой аудиторской организации (СРО) . Можно просто запросить свидетельство такой фирмы о ее членстве в СРО и посмотреть на сайте соответствующей СРО перечень ее членов.

Также, если ваша организация является кредитной, страховой компанией, акционерным обществом, чьи акции допущены к организованным торгам или если доля государственной собственности в уставном капитале вашей организации составляет не менее 25%, то необходимо проверить, есть ли у аудиторов, которые будут проводить проверку, аудиторские аттестаты, выданные после 1 января 2011 года. Такой аттестат как минимум должен быть у руководителя аудиторской группы.

Также желательно посмотреть отзывы других клиентов этой аудиторской фирмы , обычно такие отзывы выкладываются на ее сайте. Можно попробовать связаться с руководством, главными бухгалтерами компаний, которые являются или являлись клиентами данной аудиторской фирмы с целью получить более подробные отзывы о работе с этой фирмой. Список таких клиентов можно запросить у самой фирмы.

Можно также ориентироваться на различные рейтинги аудиторских компаний, составляемые агентствами и СМИ. Однако тут стоит учесть, что некоторые небольшие фирмы, которые не попадают в этот рейтинг из-за своей небольшой выручки/количества сотрудников, на самом деле могут оказывать очень качественные аудиторские услуги по невысокой цене. Обычно у таких фирм в штате есть два-три сильных аудитора и постоянный объем заказов, которые эти аудиторы обслуживают. А необходимости в усиленном росте такие фирмы не видят, поскольку это почти всегда приводит к снижению качества проверок и часто при этом прибыльность не увеличивается из-за увеличения накладных расходов.

Вообще большое значение имеет даже не фирма, с которой заключен договор на аудит, а квалификация и талантливость аудиторов, непосредственно проводящих аудиторскую проверку.

Да, именно талантливость . Поскольку при анализе большего количества информации за короткое время (а именно это делают аудиторы при проведении аудита) очень сложно без определенных врожденных способностей заметить нестыковки, ошибки и несоответствия в документах, формулировках договоров, учете, отчетности.

Также важна и профессиональная компетентность проверяющих. К ней относится в первую очередь отличное знание бухгалтерского, налогового, гражданского, валютного, трудового законодательства. Иногда при проверках требуется знание даже Семейного и Земельного кодексов. Также необходимо, чтобы аудиторы хорошо ориентировались в сложившейся практике рассмотрения различных вопросов представителями Минфина, ФНС, арбитражными судами.

Третий важный параметр — насколько аудиторы хорошо излагают свои мысли на бумаге , поскольку итоговый отчет с результатами проверки будет именно в письменном виде. И описание ошибок, налоговых рисков, рекомендации должны быть изложены понятным языком, без лишней «воды», для того, чтобы потом было легко использовать выводы аудиторов в деятельности вашей компании.

Каким образом проверить наличие профессиональной компетентности, аналитического таланта и хорошей способности излагать свои мысли письменно?

Проще всего перед заключением договора на аудит попросить аудиторов оказать консультационные услуги по тому или иному вопросу письменно. Это позволит за небольшую плату проверить все вышеописанное. Также при этом можно будет посмотреть, насколько аудиторы обязательны, насколько стараются подстроиться к клиенту, понять его нужды – все это также потом сможет сделать проведение аудиторской проверки более комфортным. Лучше сразу договориться о том, что оказывать консультационные услуги должен руководитель аудиторской группы или старший аудитор, которые впоследствии будет принимать участие в аудите.

Таким образом можно выбрать несколько подходящих аудиторских фирм и затем провести между ними конкурс по стоимости их услуг. При небольшой разнице в стоимости предпочтение все же стоит отдать фирме с более сильными аудиторами. Поскольку небольшое увеличение расходов на аудит (связанное с разницей в заработной плате у очень хороших и просто неплохих аудиторов) скорее всего окупится снижением вовремя обнаруженных налоговых рисков, обнаружением не обоснованного неприменения налоговых льгот и способов законного уменьшения налогов и взносов, своевременного выявления недостаточной квалификации бухгалтеров в каких- то вопросах. В общем, ту истину, что повышенное качество обычно стоит дороже, вряд ли кто будет оспаривать.

Также перед заключением договора с аудиторской фирмой необходимо решить, необходимо ли поэтапное проведение аудита (например, поквартально) или достаточно провести его после окончания отчетного года и формирования годовой отчетности. Поэтапное проведение стоит дороже, так как время проверки увеличивается. Например, при поквартальном аудите –время проверки увеличивается как минимум в три раза. Однако поэтапный аудит позволит более оперативно выявить и исправить допущенные бухгалтерами ошибки, обнаружить и уменьшить налоговые риски.

Перед заключением договора с аудиторами проверьте, прописаны ли в нем условия о соблюдении конфиденциальности сотрудниками аудиторской фирмы.

Надеемся, что описанная в статье информация вам поможет определиться, нужен ли вам аудит и выбрать хорошую аудиторскую компанию.

Карпова Маргарита Владимировна,
генеральный директор ООО «АудитХелп», аудитор

Онлайн-кассы для интернет-магазинов с июля 2017 года

Налоговые проверки: как не попасть в "черный список"

Изменения в учетной политике организации на 2017 год

Аудиторская проверка — в каких случаях это может быть необходимо и как выбрать подходящих аудиторов?

Как проходит аудиторская проверка на практике?

Типовые ошибки в учете доходов, выявляемые при проведении аудиторской проверки

Узнайте, на что необходимо обращать внимание при учете расходов

Проверьте, не совершаете ли Вы эти ошибки при учете расходов

Как обновить свою учетную политику на 2015 год?

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года

Новое в бухгалтерском учете и налогообложении с 2016 года (ч. 2)

Кассы онлайн с 2016 года

Главная — Статьи

Кто должен пройти обязательный аудит

Одной из составляющих годовой бухгалтерской отчетности согласно п. 2 ст. 13 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" является аудиторское заключение , подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организации. Причем в случае, если организация подлежит обязательному аудиту, эта составляющая отчетности тоже становится обязательной.
Круг лиц, подлежащих обязательному аудиту, устанавливается ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности".
В конце декабря прошлого года эта статья была изменена в связи с принятием Федерального закона от 28.12.2010 N 400-ФЗ. Причем в ст. 2 Закона N 400-ФЗ уточняется, что он вступает в силу с 1 января 2011 г., но положения новой редакции ст. 5 Закона N 307-ФЗ применяются к отношениям, которые возникают при проведении аудита бухгалтерской отчетности организаций уже начиная с отчетности за 2010 г.
Проще говоря, новым перечнем лиц, подлежащих обязательному аудиту, нужно руководствоваться прямо сейчас, когда вовсю идут аудиторские проверки отчетности за 2010 г. А поскольку этот перечень изменился, на практике получается, что одним организациям, которые раньше не подлежали обязательному аудиту, теперь придется срочно приглашать аудиторов, в то время как другим, которые, возможно, уже заключили договор на проведение обязательного аудита, можно будет такую проверку и не проводить.

Новые "обязанные"…

В дополнение к тем организациям, которые должны были проходить обязательный аудит и раньше — как, например, кредитные организации, товарные и фондовые биржи, страховые организации и другие, — в перечень "обязанных" были добавлены:
— валютные биржи;
— клиринговые организации;
— управляющие компании акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда;
— организации, являющиеся профессиональными участниками рынка ценных бумаг;
— а также организации, которые представляют и (или) публикуют сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность (за исключением органов государственной власти, местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов, а также государственных и муниципальных учреждений).
Все эти организации должны в составе годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. представить в том числе и аудиторское заключение. И если они еще не заключили договор на проведение обязательного аудита, им нужно не мешкая выбирать аудитора и заключать такой договор.

…и больше не "обязанные"

Но есть и такие организации, для которых аудит стал необязательным .
Дело в том, что в новой редакции п. 4 ч. 1 ст. 5 Закона N 307-ФЗ существенно повышены предельные значения объема выручки от продаж и валюты баланса , при которых организация становится обязанной проходить обязательный аудит.
Напомним, раньше эти лимиты составляли 50 млн руб. для выручки и 20 млн руб. для суммы активов баланса на конец года, предшествовавшего отчетному.
Новые же лимиты выглядят так:
— объем выручки от продажи продукции, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за год, предшествовавший отчетному, — свыше 400 млн руб.;
— сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному, — более 60 млн руб.
Обратите особое внимание на то, что эти два лимита соединены союзом "или". Это значит, что для установления обязательности аудита достаточно, чтобы имел место только один из критериев. Иными словами, совершенно не обязательно, чтобы одновременно наблюдалось превышение и объема выручки, и активов одновременно. Например, фирма может иметь валюту баланса на уровне 5 млн руб., но при этом годовую выручку в размере 550 млн руб.

Как проводится обязательный аудит для ООО в 2018 году

— и тогда она однозначно будет подлежать обязательному аудиту.
Проверку на соблюдение лимитов нужно проводить на основании данных отчетности за год, предшествовавший отчетному. Как разъяснялось в п. 8 Информационного сообщения Минфина России N 3 в связи со вступлением в силу Федерального закона N 307-ФЗ (опубликовано в ноябре 2009 г.), исходя из взаимосвязанных норм Гражданского кодекса РФ, Федеральных законов "Об акционерных обществах", "Об обществах с ограниченной ответственностью", "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях", "О бухгалтерском учете" и "Об аудиторской деятельности" решение о проведении обязательного аудита принимается на основе финансовых показателей за год, предшествующий году, за который должен проводиться обязательный аудит.
Значит, вопрос о том, нужно ли проводить обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г., нужно решать исходя из показателей отчетности за 2009 г., то есть с учетом суммы выручки, отраженной в строке 010 формы N 2 за 2009 г., и валюты баланса (суммы активов) по состоянию на конец 2009 г. (строка 300 формы N 1 за 2009 г.).
Учитывая изменение лимитов, получается, что, например, организация, которая по данным отчетности за 2009 г. имела выручку в размере 300 млн руб. и сумму активов баланса 35 млн руб., теперь не обязана проходить обязательную аудиторскую проверку и включать в состав отчетности за 2010 г. аудиторское заключение.
Безусловно, в случае, если договор на проведение аудита уже был заключен, в том числе и до принятия Закона N 400-ФЗ, отказываться от его исполнения не обязательно. Можно пройти проверку, получить аудиторское заключение в установленные договором сроки и предоставить его заинтересованным пользователям в составе отчетности, а также воспользоваться рекомендациями и выводами аудиторов для повышения качества отчетности и совершенствования учетного процесса в организации.
С другой стороны — особенно в случаях, когда аудиторы еще не приступали к проверке или если проверка только началась, — возможно и расторжение договора оказания аудиторских услуг в порядке, предусмотренном гражданским законодательством и конкретными условиями договора с аудиторской фирмой или индивидуальным аудитором. Однако, как правило, при расторжении договора придется оплатить ту часть работы аудиторов, которая уже была выполнена к моменту отказа от их услуг.

К сведению. Рекомендации по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности
В преддверии сдачи годовой отчетности Минфин России выпустил Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным аудиторам и аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской отчетности за 2010 г. Рекомендации, содержащиеся в Письме от 24.01.2011 N 07-02-18/01, направлены на повышение качества аудита бухгалтерской отчетности организаций.

Обязательный аудит в 2018 году: кто обязан пройти, как проходит

Кто обязан пройти аудит Где написано
Застройщики, привлекающие денежные средства участников долевого строительства П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ, подп. 6 п. 2 ст. 20 Федерального закона от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ
Строительные холдинги, которые представляют или раскрывают сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ
Компании, у которых объем выручки от реализации за 2015 год превышает 400 млн руб. или сумма активов бухгалтерского баланса на 31 декабря 2015 года превышает 60 млн руб. П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ
Акционерные общества независимо от объемов выручки (величины активов) П.

Критерии обязательного аудита

1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ

Компании, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам П. 1 ст. 5 Закона № 307-ФЗ

Организация сама выбирает аудитора. Но не всегда. Например, для компаний с госучастием (не менее 25% уставного капитала) аудиторскую организацию выбирают по итогам открытого конкурса (п. 4 ст. 5 Закона № 307-ФЗ).

В некоторых случаях обязательный аудит вправе проводить только аудиторские организации. И только те, в штате которых есть аудитор с квалификационным аттестатом, выданным после 1 января 2011 года.

Совет

Попросите у аудиторской организации (индивидуального аудитора) документы, которые подтверждают, что она (он) – член СРО аудиторов. Или сами посмотрите на сайте Минфина в разделе «Аудиторская деятельность»

В частности, для:

– застройщиков, которые привлекают деньги участников долевого строительства;

– акционерных обществ – с 1 июля 2015 года (п. 3 ст. 88 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ);

– организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам;

– организаций с госучастием не менее 25 процентов;

– организаций с консолидированной отчетностью.

Аудитор (аудиторская организация, индивидуальный аудитор) должен быть независимым по отношению к проверяемой организации.

Например, компания не вправе пригласить аудиторскую фирму, с которой она успешно сотрудничала последние три года и которая оказывала ей услуги по восстановлению и ведению бухучета. Аудитором не может быть близкий родственник директора или главного бухгалтера проверяемой организации и т.д. (ст. 8 Закона № 307-ФЗ).

Когда провести обязательный аудит

Аудиторскую проверку проводят после того, как компания полностью сформирует годовой бухгалтерский отчет – до того, как представит его на утверждение собственникам.

Годовой отчет утверждают участники (акционеры)на своем очередном годовом общем собрании.

Такие собрания проводят:

– общества с ограниченной ответственностью (ООО) в марте–апреле после отчетного года (ст. 34 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ);

– акционерные общества (АО) – с марта по июнь (ст. 34 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Что проверят у строительной компании

Документ

Разъяснения относительно аудита годовой отчетности – в Рекомендациях (приложение к письму Минфина от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355)

В аудите строительных компаний есть своя специфика.

– определяется степень завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления (для договоров строительного подряда порядок установлен в ПБУ 2/2008);

– учитываются взносы в компенсационный фонд;

– списываются материалы и прочее.

Куда сдавать аудиторское заключение

По итогам проверки аудиторская компания выдает организации аудиторское заключение о достоверности бухотчетности. Оно предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности организации.

Годовой бухотчет компания должна сдать в налоговую не позднее 31 марта следующего года (п. 2 ст. 18 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ, подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ). Аудиторское заключение в него не входит. Поэтому подавать в налоговую его не требуется. Однако его нужно сдать в статистику:

– либо вместе с обязательным экземпляром годового бухотчета;

– либо не позднее 10 рабочих дней после того, как подписали аудиторское заключение, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным годом.

Сроки сдачи в статистику аудиторского заключения – в пунктах 1, 2 статьи 18 Закона № 402-ФЗ, пункте 2 Порядка, (утв. приказом Росстата от 31 марта 2014 г. № 220).

При долевом строительстве застройщики представляют аудиторское заключение еще и в надзорный орган. Такое требование установлено в Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 645 (п. 2, 8, 9). Надзорный орган в каждом регионе свой – его определяют региональные власти.

Кроме того, застройщик обязан дать ознакомиться с аудиторским заключением за последний год любому обратившемуся лицу (ст. 20 Закона № 214-ФЗ).

С 1 октября 2016 года компании, для которых аудит обязателен, обязаны внести сведения о его результатах в Единый федеральный реестр юридически значимых сведений о фактах деятельности юридических лиц (ЕФРСФДЮЛ). Такое требование установлено в новой части 6 статьи 5 Закона № 307-ФЗ (информационное сообщение Минфина России от 6 июля 2016 г. № ИС-аудит-4). Сделать это надо в течение трех рабочих дней.

Совет

Подробнее о том, как внести сведения об обязательном аудите в реестр, читайте в статье «С 1 октября участникам СРО прибавили работы»

Публичные акционерные общества, а также непубличные с числом акционеров больше 50 при публичном размещении облигаций или иных ценных бумаг обязаны публиковать обязательное аудиторское заключение в интернете. Сделать это надо на специальном сайте распространителя информации, например «Интерфакса».

Срок – три календарных дня с даты подписания аудиторского заключения (ст. 92 Закона № 208-ФЗ, гл. 71 Положения, утв. Банком России от 30 декабря 2014 г. № 454-П).

Как учесть расходы

Затраты на аудит учитывайте в расходах по обычным видам деятельности (в качестве управленческих расходов).

Их признают в сумме договорной цены (без НДС) на дату, когда подписали акт приемки-сдачи оказанных услуг:

Важно знать

Организация на упрощенке с объектом «доходы минус расходы» вправе учесть стоимость аудиторских услуг в расходах (подп. 15 п. 1 ст. 346.16 НК РФ)

В налоговом учете отнесите затраты к прочим расходам – это косвенные расходы (подп. 17 п. 1 ст. 264, п. 1 ст. 318 НК РФ).

Признавайте их на одну из дат по выбору согласно учетной политике (подп. 3 п. 7 ст. 272, ст. 313 НК РФ):

– в день, установленный для оплаты аудиторских услуг по условиям договора;

– в последний день отчетного (налогового) периода;

– на дату, когда стороны подписали акт об оказании услуг.

Проводится в случаях, указанных в Федеральном Законе «Об аудиторской деятельности» 307-ФЗ от 24.12.2010 г. Критерии обязательного аудита действуют с 2011 года (предыдущие редакции: и ):

Обязательный аудит проводится в случаях, если:

1. Организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

2. Ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

3. Организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4. Объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5. Организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. В иных случаях, установленных федеральными законами.

Критерии, указанные в Законе, четко отвечают на вопрос, в каких случаях проводится обязательный аудит. Однако, определенные трудности в толковании вызывают фразы: «... по состоянию на конец года, предшествовавшего отчетному... за предшествовавший отчетному год...» . Данное положение вызывает дискуссии в профессиональной среде, поскольку до сих пор нет разъяснений налоговых и финансовых органов о том, как понимать период, за который предприятие обязано проводить аудит. Если официальное «Аудиторское заключение по финансовой (бухгалтерской) отчетности» в соответствии с Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности N 6 должно прикладываться к балансу за отчетный период - допустим, к балансу 2009 года, то Закон можно трактовать так, что обязательный аудит должен проводиться за 2008 год. В таком случае имеется противоречие с духом Закона. Представим, что предприятие создано в 2008 году и за этот период имело оборот 1000 рублей. В 2009 году бизнес «встал на ноги» и оборот превысил 50 миллионов рублей. Тогда получается, что обязательному аудиту надо подвергнуть операции за год, когда оборотов практически и не было!


Close