Открытая экономика – экономика интегрированная в мировую хозяйственную систему, участвующая в МРТ, в которой не существуют ограничения на перемещение товаров и услуг или эти ограничения минимальны.

Факторы, которые повлияли на открытие экономики:

· государство взяло на себя функции стимулирования экспортных производств, поощряя вывоз товаров, капиталов и услуг, содействовало кооперации с ТНК и создало стабильную правовую основу как гарантию инвестиций;

· укрепление ТНК, что позволило обходить барьеры национальных границ и укреплять международный обмен;

· прогресс транспортных и информационных технологий;

· увеличение мобильности населения.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, доступность внутреннего рынка (т.е. эта страна сама участвует активно в МРТ и даёт участвовать другим странам в своей экономике). Антиподом открытой экономики является автаркия, которая предполагает опору на собственные силы и изоляцию от внешнего мира.

Преимущества:

1) происходит углубление специализаций и коопераций производства;

2) происходит распространение мирового опыта;

3) происходит рациональное распространение ресурсов в зависимости от их эффективности;

4) рост конкуренции между отечественными производителями, т.е. обостряется конкуренция между импортными и отечественными товарами, и между отечественными товарами.

Недостатки:

1) увеличивается угроза экономической безопасности;

2) опасность массового разорения собственных производителей, чья продукция не конкурентоспособна;

3) интенсивное использование природных ресурсов.

Показатели открытости экономики:

a) экспортная квота – доля экспорта в ВВП

Эк=ЭК/ВВП

если более 10%, то страна активно участвует в мирохозяйственных связях

если свыше 35%, то считается, что страна с открытой экономикой

b) импортная квота показывает как импортные товары участвуют в воспроизводственном процессе страны

Ик=ИМ/ВВП

c) внешнеторговая квота

ВТк=(ИМ+ЭК)/ВВП

d) коэффициенты эластичности экспорта и импорта показывают на сколько возрастает экспорт или импорт при возрастании ВВП на 1%, рассчитывается как отношение процентного изменения стоимости экспорта/импорта за определённый период времени к процентному изменению ВВП за данный период.

если коэффициент больше 1 – речь идёт об увеличении открытости.

Различают:

Малую открытую экономику - экономика небольшой страны; её модель включает счет движения капитала и счет текущих операций. Она представлена на мировом рынке небольшой долей и практически не оказывает влияния на мировую ставку процента, принимая последнюю как данную, поскольку её сбережения и инвестиции – лишь незначительная часть мировых сбережений и инвестиций.

Большая открытая экономика – это экономика большой страны (США, Японии, Китая, Германии и т.д.), оказывающие существенное влияние, как на международную торговлю, так и на мировые финансовые рынки. Большие станы обладают значительной долей мировых сбережений и инвестиций, поэтому оказывают взаимодействие на мировую ставку процента.

Основной чертой открытой экономики является свободная конкуренция, ей не свойственна монополия. Внутренний рынок доступен для зарубежных компаний, трудовых ресурсов, иностранного капитала. В то же время субъекты хозяйствования могут свободно выходить на внешние рынки.

Признаки открытой экономики

При открытой экономике происходит распределение мирового капитала, обмен знаниями, технологиями, квалифицированными кадрами. Это приносит пользу обществу, а также государству в целом.

Открытой экономике присущи следующие признаки:

  • специализация экономики ориентирована не только на внутренний рынок, но и внешний;
  • происходит сопоставление цен на отечественные и зарубежные товары, что в конечном итоге приводит к снижению стоимости для потребителей;
  • часть операций отечественных субъектов хозяйствования ориентирована на экспорт;
  • при организации производства, разработке технологий, учитываются зарубежные тенденции;
  • международные договора и обязательства находятся в приоритете.

Следует отметить, что абсолютно открытой экономики не существует, так как определенные ограничения все же присутствуют. Притом в каждой стране эти ограничения разные и связаны в большей степени с защитой внутренних интересов страны и поддержкой отечественных субъектов хозяйствования. Мера открытости определяется внешнеэкономической политикой государства. В зависимости от этого, принято различать два типа открытой экономики:

  • Большую — характеризуется высокой степенью открытости и глобализации национальной экономики. Многие субъекты хозяйствования работают на внешних рынках и способны оказывать на него существенное влияние
  • Малую — характеризуется невысокой степенью открытости. Хотя такую экономику закрытой назвать нельзя, так как доступ к внешним рынкам она имеет и представлена на них, но это присутствие слабое и не оказывает на него влияния.

Степень открытости экономики не может полностью регулироваться государством. На нее влияют другие факторы:

  • обеспеченность страны всеми необходимыми ресурсами;
  • структура национального производства;
  • насыщенность внутреннего рынка;
  • степень развития национальной экономики.

Преимущества и недостатки

Модель открытой экономики достаточно актуальна в эпоху глобализации. Она предусматривает интеграцию многих процессов в международные отношения. Это дает положительный эффект и создает благоприятные условия для развития национальной экономики. К преимуществам открытой экономической модели можно отнести:

  • международная кооперация производства;
  • углубление международной специализации;
  • обмен передовым опытом;
  • получение инновационных технологий;
  • доступ к дешевым финансовым ресурсам.

Несмотря на очевидные преимущества, открытая экономика имеет и определенные недостатки:

  • финансовая и технологическая зависимость от других государств;
  • риск спада отечественного производства;
  • изменение структуры отечественной экономики.

Чтобы нивелировать негативные последствия интеграции отечественной экономики в мировую, государство предпринимает комплекс мер по защите отечественного производителя и поддержке его при выходе на внешние рынки, разработке и внедрении инноваций.

Ключевые слова: мировая экономика, мировое хозяйство

Закрытая экономика (в чистом виде) — экономика, которая не включена в международное разделение труда, не экспортирует и не импортирует товары и услуги, не участвуй в международном движении факторов производства, стоит вне междуна-родных финансовых отношений.

Она представляет собой такую экономическую систему, в которой все деловые операции осу-ществляются внутри страны и расчеты совершаются нацио-нальной валютой. В условиях закрытой экономики внешнеэко-номические связи страны либо вовсе отсутствуют, либо строго дозированы, и внешнеэкономическая политика носит ярко вы-раженный ограничительный характер.

Можно сказать, что за-крытая экономика — экономика, развитие которой определяется исключительно внутренними тенденциями и не зависит от тен-денций, имеющих место в мировом хозяйстве. Подобную эко-номику еще называют автаркия. Автаркия — экономическое обособление данной страны от других стран, создание само-удовлетворяющегося замкнутого хозяйства в рамках отдельного государства. В чистом виде автаркия проявлялась только в усло-виях натурального хозяйства в докапиталистических формациях.

В современную эпоху страна может оказаться в состоянии ав-таркии или в силу внешних обстоятельств (проведение в отно-шении нее экономической блокады, введение экономических санкций), или за счет проведении государством политики автар-кии (например, в условиях подготовки к войне, что предполага-ет создание всякого рода препятствий развитию экономических связей с другими странами).

Так, Германия, стремившаяся в 1930-е гг. накопить материальные ресурсы с целью создания экономической базы для ведения агрессивных войн, официаль-но провозгласила автаркию своей экономической политикой. Ввиду экономической блокады после Октябрьской революции и гражданской войны СССР оказался в положении вынужденной автаркии, ориентируясь на самообеспечение основными видами товаров.

При таких обстоятельствах экономические связи стра-ны с другими национальными хозяйствами были минимальны, а все внешнеэкономические сделки осуществлялись только че-рез государственные внешнеэкономические организации. После окончания «холодной» войны, когда автаркия порождалась по-литической изоляцией страны от внешнего мира, после распада социалистического лагеря закрытый тип экономики фактически себя изжил.

Модель открытой экономики предполагает свободу эконо-мической деятельности как внутри страны, так и за ее преде-лами. Открытая экономика — экономика, где все субъекты экономических отношений могут без ограничений совершать операции на международном рынке товаров, услуг, капиталов и прочих факторов производства. В отличие от закрытой экономики здесь наблюдается свобода внешнеторговых сделок, устанавливается свободный валютный курс, а регулирование происходит через валютные резервы и нормативы.

Открытая эко-номика означает, что страны активно участвуют в МРТ, экспортируют и импортируют значительную долю выпускаемых товаров и услуг, экспортируют факторы производства (труд, капитал, технологию) и свободны для их импорта, что страны получают и предоставляют кредиты на мировых финансовых рынках и включены в систему международных финансово-эко-номических отношений. Мировой опыт свидетельствует о том, что страны с закрытой экономикой в конце концов становятся беднее, чем те, которые участвуют в мирохозяйственных свя-зях, поскольку первые изолированы от новых идей и техноло-гий, от иностранных инвестиций, информации и т. п.

Специ-фической чертой внешнеэкономической политики в открытой экономике является максимальное использование преимуществ внешнеэкономической деятельности для достижения наиболь-шей эффективности функционирования национальной эконо-мики. Открытая экономика исключает государственную моно-полию в сфере внешней торговли и требует активного исполь-зования различных форм совместного предпринимательства, организацию зон свободного предпринимательства, а также подразумевает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, инфор-мации и рабочей силы.

Степень открытости экономики во многом зависит от обес-печенности природными ресурсами, от численности населения, от емкости внутреннего рынка и от платежеспособного спроса населения. Кроме того, степень открытости экономики будет определяться воспроизводственной и отраслевой структурой на-циональной экономики.

Как показывает практика, чем больше в структуре промышленности удельный вес базовых отраслей (ме-таллургии, энергетики), тем меньше относительная вовлечен-ность страны в международное разделение труда, тем меньше степень открытости ее экономики. Можно сказать, что степень открытости экономики страны тем выше, чем более развиты в ней экономические отношения, чем больше в ее отраслевой структуре отраслей с углубленным технологическим разделением труда, чем меньше ее обеспеченность собственными природны-ми ресурсами.

По степени открытости экономики страны можно разделить на следующие группы: страны с относительно зарытой экономи-кой (доля экспорта менее 10 % ВВП); страны с относительно от-крытой экономикой (доля экспорта более 35 % ВВП); страны, располагающиеся между первыми двумя. Исходя из этого крите-рия, странами с наиболее открытой экономикой являются Гон-конг, Сингапур, Новая Зеландия, Швейцария, с наименее от-крытой — Северная Корея, Куба.

Однако доля экспорта в ВВП — это не единственный инди-катор открытости экономической системы. В качестве показате-лей, используемых для измерения степени открытости экономи-ки, чаще всего применяются следующие группы показателей.

1. Показатели, характеризующие активность страны в миро-вой торговле :

. коэффициент внутриотраслевой международной специали-зации :

Показатель колеблется от -100 до +100 (в первом случае страна является исключительно импортирующей тот или иной товар, во втором — исключительно экспортирующей тот или иной товар). Показатели, располагающиеся между крайними точками, характеризуют степень вовлечения страны во внутриот-раслевую международную специализацию;

. экспортная квота — показатель, характеризующий значи-мость экспорта для экономики в целом и отдельных отраслей по тем или иным видам продукции:


Увеличение экспортной квоты свидетельствует как о воз-растающем участии страны в международном разделении труда, так и о росте конкурентоспособности производимой ею про-дукции;

. импортная квота характеризует значимость импорта для народного хозяйства и отдельных отраслей по различным видам продукции:


. внешнеторговая квота определяется как соотношение сово-купной стоимости экспорта и импорта, деленной пополам, к стоимости ВВП в процентах:


. структура экспорта , т. е. соотношение или удельные веса экспортируемых товаров по видам и степени их переработки. Так, высокий удельный вес продукции обрабатывающих отрас-лей в экспорте страны, как правило, свидетельствует о высоком научно-техническом и производственном уровне отраслей, про-дукция которых идет на экспорт;

. структура импорта , особенно соотношение объемов ввози-мых в страну сырья и готовой конечной продукции. Этот пока-затель наиболее ясно характеризует зависимость экономики страны от внешнего рынка и уровень развития отраслей нацио-нальной экономики;

. сравнительное соотношение доли страны в мировом произ-водстве ВВП (ВНП) и ее доли в мировой торговле : чем выше значения их показателей, тем значительнее вовлечена страна в международные экономические отношения.

2. Показатели вывоза капитала (международного движения капиталов) :

. объем зарубежных инвестиций (активов) данной страны и его соотношение с национальным богатством страны . Как правило, страна с высоким уровнем открытости экономики имеет большие возможности вложения капитала в эконо-мику других стран;

. соотношение объема прямых зарубежных инвестиций дан-ной страны за рубежом с объемом прямых иностранных инвестиций на ее территории . Это соотношение характери-зует развитие международных интеграционных процессов и тесно связано с эффективностью функционирования и уровнем открытости национальной экономики стран — субъектов инвестирования капитала;

. объем внешнего долга страны и его соотношение с ВВП (ВНП) данной страны .

Движение в направлении открытости экономики сопряжено с возникновением многих сложных проблем, одной из которых является проблема экономической безопасности , определение оптимальных условий взаимодействия с мировым хозяйством. Для промышленного развития стран, особенно не имеющих собственных запасов энергии и сырья, открытость экономики является существенным фактором, влияющим на их дальнейшее развитие.

Классификация стран по степени открытости мировому рынкуСтепень открытости мировому рынку обычно измеряется долей экспорта в ВНП. Мировой банк выделяет 5 групп стран, располагая соответствующей информацией лишь по 163 государствам. Условно выделяются:


  1. страны с относительно закрытой экономикой с долей экспорта в ВВП менее 10%. В эту группу входят 10 стран. Латинская Америка: Бразилия, Аргентина, Перу, Суринам. Африка – Судан, Уганда, Руанда. Азия – Бирма, Япония, Гаити;

  2. страны с относительно открытой экономикой с долей экспорта в ВВП более 35% (около 70 стран). К ним относятся Панама, Коста-Рика, Гондурас – Центральная Америка. Гайана – Южная Америка. Африка – Мавритания, Тунис, Сенегал, Габон, Конго, Ангола, Намибия, Ботсвана, Кения. Азия – Саудовская Аравия, Иордания, Израиль, ОАЭ, Бутан, Таиланд, Малайзия, Филиппины, Папуа-Новая Гвинея, Монголия. Европа – Норвегия, Бельгия Нидерланды, Швейцария, Австрия, Чехия, Словения, Болгария. Страны бывшего СССР – Прибалтийские республики, Беларусь, Закавказские республики.

  3. 10-19% (27стран); США, Мексика, Колумбия, Боливия, Австралия Индия, Пакистан, Испания, Нигер, Чад, Эфиопия, Сомали,

  4. 20-24% (24 страны ). В том числе Украина, Франция, Италия, Греция, Германия, Турция, Сирия, Вьетнам, Лаос, Никарагуа, Африканские страны- ЮАР, Мозамбик, Нигерия, Мали, Алжир, Египет, Мадагаскар;

  5. 25-34% (32 страны). В том числе Россия, Среднеазиатские республики бывшего СССР, Молдавия, Румыния, Венгрия, Великобритания, Португалия, Китай, Иран, Канада, Скандинавские страны (Швеция, Финляндия), Венесуэла, Чили, Парагвай, Эквадор, Африка - Заир, Танзания и др.
Классификация Международного валютного фонда отражает относительную роль стран-участников МВФ в международной экономике посредством определения их места в мировом хозяйственном комплексе.

Место или роль отдельных стран в международной экономике определяется на основе нескольких ключевых показателей их экономического развития, объединенных некоторой взаимозависимостью. МВФ объединяет эти несколько показателей в Квоту стран-участниц, которая пересматривается 1 раз в 5 лет. Это такие показатели: объем производства, объем ВВП, размер официальных резервов страны, а также текущих платежей и поступлений. Затем делается поправка на экспертную оценку относительного политического влияния каждой из стран на мировую экономику.

В результате расчета в 1997 году в первой десятке места стран распределились следующим образом (удельный вес в %):


  1. США -18,8%, Италия - 3,1%

  2. Германия и Япония - по 5,6%, Канада и Россия - 2,9%,

  3. Франция и Великобритания - по 5%, Китай - 2,3%

  4. Саудовская Аравия - 3,5%, Остальные страны - 45,4%
Статистические вычисления для определения относительного места каждой из стран основываются только на экономических данных о размерах их ВНП, официальных резервов, текущих платежах и поступлениях и не учитывают размеры территории, демографические и социальные показатели. Расчетные удельные веса являются статистической основой последующего политического согласования относительных долей каждой из стран. Что позволяет учесть их экономическую и также политическую роль в международной экономике.

Критерии распределения стран по соответствующим им группам довольно многогранны.

Немаловажным критерием определения подсистем мирового хозяйства выступает тип экономического развития , выражающего не только количественные изменения в производстве товаров и услуг, но и определенные качественные сдвиги. При экстенсивном типе развития экономический рост достигается за счет количественного увеличения факторов производства при неизменной технической основе, что приводит к практически неизменной эффективности производства. Интенсивный тип экономического роста базируется на увеличении масштабов выпуска продукции путем качественного совершенствования факторов производства. Это предполагает совершенствование средств и предметов труда, повышение квалификации рабочей силы, улучшение организационных параметров производства, благодаря чему прирост производства обеспечивается преимущественно за счет увеличения общественной производительности труда.

В реальной действительности нет «чистых» типов экономического развития тем не менее применительно к отдельным подсистемам можно говорить о преимущественно экстенсивной или преимущественно интенсивной формах производства, сменяющих друг друга в течение послевоенных лет. Так, развитие экономики индустриальных стран мирового хозяйства до середины 60-х годов по многим признакам относится преимущественно к экстенсивному, а в последние тридцать лет – преимущественно к интенсивному типу развития.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

«ПОЛОЦКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Кафедра: Экономической теории

Контрольная работа

по дисциплине «Мировая экономика»

Вариант - 12

Студентки

финансово-экономического факультета

заочного отделения

группы У06-ЭПз-1

Галай Натальи Михайловны

Преподаватель:

Зенькова И.В.

Новополоцк, 2008 г.

3. Лицензионные соглашения и франчайзинг

Список использованных источников

Приложения

1. Преимущества открытости экономики и международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику

Открытая экономика - экономика страны, открывающей свои границы для проникновения товаров и капиталов из других стран и свободно экспортирующей свои товары и услуги в другие страны.

Открытая экономика предполагает целостность экономики, единый экономический комплекс, интегрированный в мировое хозяйство, мировой рынок. Открытая экономика - это ликвидация государственной монополии внешней торговли (по большинству позиций при сохранении государственного контроля), эффективное использование принципа сравнительных преимуществ в международном разделении труда, активное использование различных форм совместного предпринимательства, организация зон свободного предпринимательства.

Одним из важнейших критериев открытой экономики является благоприятный инвестиционный климат страны, стимулирующий приток капитальных вложений, технологий, информации в рамках, обусловленных экономической целесообразностью и международной конкурентоспособностью (на отраслевом и макроэкономическом уровнях). Открытая экономика предполагает разумную доступность внутреннего рынка для притока иностранного капитала, товаров, технологий, информации, рабочей силы.

Открытая экономика требует существенного вмешательства государства при формировании механизма ее осуществления на уровне разумной достаточности. Абсолютной открытости экономики нет ни в одной стране.

Преимуществами открытой экономики являются;

· Увеличение возможности привлечения прямых иностранных инвестиций;

· Расширение ассортимента и номенклатуры товаров и услуг;

· углубление специализации и кооперации производства;

· рациональное распределение ресурсов в зависимости от степени эффективности;

· распространение мирового опыта через систему международных экономических отношений;

рост конкуренции между отечественными производителями, стимулируемый конкуренцией на мировом рынке.

Интеграция (от лат. integer - целый) - объединение экономических субъектов, углубление их взаимодействия, развитие связей между ними. Экономическая интеграция имеет место как на уровне национальных хозяйств целых стран, так и между предприятиями, фирмами, компаниями, корпорациями. Экономическая интеграция проявляется в расширении и углублении производственно-технологических связей, совместном использовании ресурсов, объединении капиталов, в создании друг другу благоприятных условий осуществления экономической деятельности, снятии взаимных барьеров. Различают вертикальную интеграцию и горизонтальную интеграцию компаний.

Международные требования к странам для их интеграции в мировую экономику:

1. Установление стабильного политического режима;

2. Развитие и совершенствование рыночного механизма хозяйствования, адекватного российским условиям;

3. Всемерное привлечение и эффективное использование иностранных инвестиций путем создания благоприятного инвестиционного климата, соответственно требованиям открытой экономики с российской спецификой;

4. Проведение активной внешнеторговой политики, сочетающей экспортноориентированность производства с импортозамещением;

5. Стимулирование экономического развития по пути научно-технического прогресса.

Сегодня Беларусь продает за рубеж свыше 55% ВВП, 80% промышленного производства. Торгово-экономические отношения установлены более чем со 180 странами мира. Внешнеторговый оборот с 2000 по 2007 г. вырос втрое и составил 53 млрд. Br. При отсутствии сырьевых ресурсов, и в первую очередь энергоносителей, это, бесспорно, хороший показатель, подтверждающий открытость экономики РБ. В плюсах внешней торговли - снижение за последние 5 лет доли РФ с 58% до 49% и рост товарооборота со странами ЕС (с 18,9% до 31,9%).

Также, одним из главных критериев степени открытости стран мировому рынку является экспортная квота (Эк) – отношение объема экспортируемых товаров и услуг (Э) к ВВП/ВНП страны. В Беларуси в январе-октябре 2008 года Эк≈50-60% (ВВП в январе-октябре 2008 г. составил в текущих ценах 104987,1 млрд. рублей). Это свидетельствует о том, что экономика РБ относительно открыта.

Помимо этого, за 9 месяцев 2008 г. в реальный сектор экономики (кроме банков) иностранные инвесторы вложили 5,2 млрд. долларов США инвестиций, или на 37,4% больше, чем за 9 месяцев 2007 г.

Наибольшие суммы иностранных инвестиций поступили в такие отрасли экономики, как промышленность (43,9% от всех поступивших инвестиций), общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка (32,7%), торговля и общественное питание (7%). Данные о поступлении иностранных инвестиций по основным отраслям экономики приведены в Приложении 1.

Основными инвесторами организаций республики были субъекты хозяйствования России (32,5% от всех поступивших инвестиций), Швейцарии (20,4%), Австрии (14,1%), Соединенного Королевства (12,4%), Кипра (7,8%).

За 9 месяцев 2008 г. наибольшие суммы иностранные инвесторы вложили в субъекты хозяйствования г.Минска (39,7% от всех поступивших инвестиций), Минской (22,5%), Гомельской (16,6%) и Витебской (15,3%) областей.

Структура иностранных инвестиций по областям Республики Беларусь за январь-сентябрь 2008 г. приведена в диаграмме:

На долю прямых иностранных инвестиций приходилось 35,8% от всех полученных иностранных инвестиций. По сравнению с январем-сентябрем 2007 г. поступление прямых иностранных инвестиций увеличилось в 2,1 раза. Вместе с тем основными формами привлечения прямых инвестиций были кредиты и займы, полученные от прямых инвесторов (69,4% от общего объема прямых инвестиций).

Организациями республики за 9 месяцев 2008 г. получено прочих иностранных инвестиций на сумму 3,4 млрд. долларов США, или на 15,6% больше, чем за 9 месяцев 2007 г. На их долю приходилось 64,1% от всех полученных иностранных инвестиций. Основной формой привлечения прочих иностранных инвестиций являются кредиты и займы.

Одной из форм внешнего финансирования являются портфельные инвестиции. Однако за январь-сентябрь 2008 г. в реальный сектор экономики поступило 1,7 млн. долларов США портфельных инвестиций, или на 16,3% меньше, чем за январь-сентябрь 2007 г. На их долю приходилось лишь 0,03% от общего объема поступивших иностранных инвестиций в республику.

2. Государственное регулирование внешней торговли

Развитие международной торговли тесно связано с выработкой мер ее регулирования на уровне национальных государств и международных организаций. Средства регулирования внешней торговли могут принимать различные формы: непосредственно влияющие на цену товара (тарифы, налоги, акцизные и прочие сборы и др.); ограничивающие количество поступающего товара (лицензии, «добровольные» ограничения экспорта и др.).

Внешняя торговля - торговля с другими странами, экспорт товаров из страны и импорт товаров в страну.

На национальном уровне регулирование государством международной торговли осуществляется посредством регулирования экспорта и импорта, однако не всякий ввоз товара в страну означает импорт, а не всякий вывоз – экспорт. Так, товар может ввозиться, или вывозиться из страны для переработки, или перевозиться через территорию страны транзитом. Чтобы обеспечить дифференцированный подход к таким ситуациям, мировой практикой выработаны различные таможенные режимы, оговоренные в таможенных кодексах стран. Это режим экспорта, выпуска для свободного обращения, транзита, реэкспорта и реимпорта, свободной таможенной зоны и др. Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению с помощью тарифных и нетарифных средств. Основным тарифным средством являются таможенные пошлины.

Регулирование импорта сводится в основном к его ограничению, которое проводится главным образом двумя путями:

а) через таможенный тариф;

б) нетарифные ограничения.

Оба пути широко практикуются во всем мире.

а) таможенный тариф - перечень товаров, подлежащих обложению пошлиной, т.е. налогом. Он включает тысячи торговых наименований, постоянно видоизменяется и отличается друг от друга числом облагаемых товаров и детализацией своих позиций. Пошлина вводится с целью получить доход, либо для защиты своих производителей. Пошлины ставят иностранного производителя в заведомо невыгодное положение при торговле на внутреннем рынке данной страны.

Таможенная пошлина поднимает отечественную цену импортного товара выше мировой, а отечественные производители расширяют выпуск. Поэтому тариф является средством защиты рынка, позволяя отечественным фирмам производить с предельными издержками, превышающими мировые.

Тариф представляет собой налог на импортные товары. Фискальный тариф накладывается на иностранные товары, которые не производятся в данной стране. Он идет на пополнение средств бюджета. Протекционистские тарифы защищают местных производителей. Различают запретительный и незапретительный тарифы . Величина первого высока, что перекрывает импорт. Этот тариф направлен на запрещение торговли. Второй тариф является более умеренным, поэтому он лишь тормозит торговлю, так как повышение цены на ввозимые товары уменьшает импорт и способствует росту национального производства.


Close