Часто можно слышать новости о том, что в стране вновь вырос уровень безработицы. И все понимают, что это означает: отсутствие рабочих мест, невозможность трудоустройства людям с редкими специальностями, риск сокращений и общее понижение уровня оплаты труда. От чего зависит этот показатель и какая актуальная ситуация с рабочими местами на сегодняшний день, а также каков прогноз безработицы в России на 2017 год - поговорим в статье ниже.

Что такое безработица? Понятие безработицы является одним из ключевых, характеризующих экономическую ситуацию в стране. Оно определяется в процентном соотношении численности официально не трудоустроенных граждан к общему числу трудоспособного населения. Для экономики, по сути, она означает, что есть свободные трудовые ресурсы, не задействованные в производстве. К тому же часть получает пособие по безработице. А для обычных людей это – сложности в трудоустройстве, отсутствие возможности реализовать себя в труде и заработать достойные деньги.

Безработица в России на 2017 год, прогноз которой рассмотрим чуть ниже, имеет несколько составляющих:

  • экономическая: сокращение производства ввиду кризиса;
  • политическая: проведение реформы бюджетной сферы, сопровождающейся сокращением рабочих мест;
  • скрытая: экономя средства на налогах, работодатели предпочитают неофициальный найм, исключая трудоустройство по договору;
  • структурная: безработица специалистов редких профессий, без опыта работы, в сельской местности и пр.;
  • молодежная: большинство выпускников выбирают обучение лишь высокооплачиваемым профессиям, в результате переизбыток специалистов логично ведет к недостатку рабочих мест;
  • теневая: многие работодатели предпочитают нанимать нелегальных трудовых мигрантов, так как они работают преимущественно без договора и готовы трудиться за копейки.

Государство, признавая ответственность за наличие рабочих мест, выплачивает безработным пособие в размере до 4,9 тыс. руб., а также оказывает помощь в поиске и подборе работы. Для получения помощи необходимо зарегистрироваться в службе занятости.

Актуальная ситуация

Ситуация с безработицей в России сложна достаточно давно. В последнее время тенденция только на ее рост. Рассмотрим основные данные период с 1998 года. Однако прежде оговоримся, что речь – об официальных данных, которые попросту не могут учесть рабочие места, занятые трудовыми мигрантами и теми, кто работает без договора.

Статистика по России

В 1998 уровень безработицы был максимален – 13,2%. К 2008 он снизился до 6,1%. Далее количество нетрудоустроенных граждан вновь продолжило расти.

2010 год был объявлен годом борьбы с безработицей. Массово открывались бесплатные курсы переквалификации, начали субсидирование, кредитование малого и среднего бизнеса. В результате с конца 2010 года (7,8%) к 2014 процент безработных составил 5,2%. И это несмотря на оптимизацию бюджетной сферы. После введения экономических санкций численность населения без работы увеличилась к январю текущего года до 5,8%, а к октябрю – 5,4%.

На сегодняшний день Росстат сообщает, что такие показатели имеют место не потому, что в стране больше рабочих мест: сокращается численность работоспособного населения, но становится больше пенсионеров и детей. И статистика Росстата о безработице в 2017 году также призывает этот факт учитывать.

В подтверждение этого утверждения приводим данные, опубликованные на официальном сайте Росстат о численности населения трудоспособного возраста:

  • 2012 год 86,6 млн. чел.;
  • 2013 год 85,6 млн. чел.;
  • 2014 год 85,9 млн. чел.;
  • 2015 год 84,8 млн. чел.

Так что, радоваться незначительному росту безработицы в цифрах все-таки не стоит.

Прогнозы

Потому при составлении прогнозов о том, какой будет уровень безработицы в России 2017, учитывается не только предполагаемая экономическая ситуация в будущем, но и демографическая составляющая. Этот фактор достаточно значим, и его следует учитывать. Например, при сохранении экономических условий, уровень безработицы будет снижаться, если уменьшится численность трудоспособного населения. То есть бывшие безработные пополнят ряды получателей пенсионного пособия, а количество рабочих мест сохранится.

Кроме этого, на рост безработицы в России в 2017 году повлияют принятые законы об увеличении пенсионного возраста некоторым категориям граждан, о порядке начисления и индексации пенсий работающим пенсионерам.

С учетом этих факторов и экономического прогноза на будущий год Министерство Труда в лице главы Максима Топилина озвучивает рост доли безработных граждан на 6% . Это неудивительно, ведь за годы 2014-2016 количество рабочих мест снизилось на 6,8 миллионов. И пока продолжает снижаться.

Более долгосрочный прогноз Минэкономразвития более оптимистичен: по мнению аналитиков Министерства, в 2017 году уровень безработицы зафиксируется на показателе 5,9%, после чего начнет снижаться. К 2019 он составит 5,7%.

Средние цифры статистических данных формируются из высокой численности людей без работы на юге страны, в сельской местности и более низкой – в крупных городах. Самый низкий – в Москве и Петербурге. На сегодняшний день он составил около 3%. Эти города сохраняют инвестиционную привлекательность, чем способствуют образованию рабочих мест. По заявлению мэра столицы Сергея Собянина, прогноз безработицы в Москве на 2017 год еще более оптимистичен. По его мнению, город успешно адаптировался к новым условиям в экономике в результате проведения комплексных мер руководства.

На рынке труда в России продолжается нарастание напряженности: этому способствует оптимизация, слишком маленькое пособие и отсутствие системы страхования от безработицы, считают опрошенные «Известиями» эксперты.

Согласно еженедельному мониторингу рынка труда по субъектам России, который был предоставлен Минтрудом РФ, число официально зарегистрированных безработных граждан в России за неделю увеличилось на 0,3%, до 923 615 человек, подтвердили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

Рост численности безработных был зафиксирован в 53 регионах, наибольший - в Севастополе и Кабардино-Балкарии. Количество безработных снизилось в 27 регионах, интенсивнее всего - в Калмыкии, Бурятии, Карачаево-Черкесии, Ставропольском крае, Астраханской области.

Защита от безработицы

«Официальные данные - одна пятая часть от реального количества человек, вообще безработных в России около 5 млн человек, а это те, кто зарегистрировался. Сегодня их немного больше, потом немного меньше - дело в том, что пособие по безработице минимальное - 850 рублей в месяц, люди не спешат регистрироваться, так как это очень мало дает для человека», - объясняет председатель Федерации независимых профсоюзов России Михаил Шмаков.

Взамен эксперт предлагает пересматривать всю систему защиты от безработицы, вводить страхование от безработицы, увеличивать пособие по безработице, «чтобы на него можно было жить, но и, конечно, оно должно обуславливаться тем, что человек активно ищет работу».

По его словам, есть люди, которые просто не хотят работать, но это их частное дело.

«Оптимальной для пособия была бы сумма пособия как минимум на уровне прожиточного минимума, а дальше - в зависимости от стажа, для этого надо возрождать систему страхования от безработицы», - отмечает Шмаков.

Напряженность нарастает

Кризис для рынка труда не закончился, процессы продолжаются, это касается в первую очередь бюджетной сферы, считает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов, уточняя, что в 2017 году она станет в определенной степени драйвером производства безработных.

«Это связано с необходимостью выполнять майские указы президента о повышении зарплаты. Поскольку финансирование не увеличивается, единственный источник - оптимизация», - отмечает эксперт.

Речь также идет об ухудшении экономической ситуации, в том числе, снижении потребительского спроса, добавляет Сафонов - а это ведет к тому, что предприниматели, не имея роста продаж, вынуждены пускать дальше продолжать оптимизацию.

«На сегодняшний день у нас нет условий для стабилизации занятости и ее роста, поэтому то, что отражается в статистике служб занятости, - это отдаленное эхо», - подчеркивает специалист.

По словам эксперта, если речь идет об увеличении количества людей, которые официально получили статус безработных, то это может свидетельствовать о том, что люди отчаялись самостоятельно найти работу и вынуждены прибегать к услугам службы занятости, чтобы получить надежду и пособие по безработице.

«Поэтому традиционно у нас идет приращение безработицы по регионам, которые считаются депрессивными, как правило, это Дальневосточный федеральный округ и Южный федеральный округ, в частности, Северный Кавказ. Плюс ко всему тенденции разнонаправлены и по ним сложно судить, так как там безработица официальная может снижаться, потому что определенное количество людей выбывают из числа безработных в силу закона - им нашли работу, они отказались принять предложение, сроки нахождения в безработном состоянии были большие, их отправили на обучение, поэтому в каждом конкретном случае надо разбираться, что там происходит», - уверен Сафонов.

Можно говорить о том, что продолжается нарастание напряженности на рынке труда, подытоживает эксперт: новых рабочих мест не создается, а старые оптимизируются.

Уровень занятости населения является очень важным показатель социально-экономического развития страны, и если до кризиса он был достаточно высоким, то сегодня экспертов очень настораживает том, что количество безработных россиян постоянно возрастает. На основании того, 2017 можно ожидать , экономисты смогут сделать прогноз о ближайшем будущем страны и скорости восстановления экономической системы, поэтому информация по этому вопросу считается сегодня особенно актуальной.

Чего ожидают эксперты?

Официальный прогноз экспертов свидетельствует о том, что безработица будет возрастать, ведь кризис еще не закончился и правительство проводит реорганизацию (оптимизацию) бюджетной сферы, в ходе проведения которой россияне теряют свои рабочие места. На сегодняшний день планируется, что уровень безработицы среди населения будет составлять 7%, и пусть сначала данная цифра кажется большой, если сравнить ее с уровнем 2014 года, то прогноз можно считать вполне допустимым.

На сегодняшний день нет точно информация относительно того, каким именно будет уровень безработицы в России в 2017 году, потому что сложно предположить, какое именно количество людей потеряет работу, ведь оптимизация носит «волновой» характер, а значит количество людей, потерявших работу, будет увеличиваться постепенно. Власти, правда, советуют не паниковать, ведь они будут выплачивать всем материальные пособия, следовательно, первое время без помощи никто точно оставаться не будет (хотя, откровенно говоря, размер пособия невероятно маленький, поэтому жить на него будет очень сложно). Однако экономисты предупреждают властей о том, что подобные события негативно повлияют на экономику страны, потому что специалисты по статистике говорят, что из 600 тысяч безработных работу смогут найти только 10%, следовательно, оставшиеся 540 тысяч человек будут жить на социальном обеспечении государства, а это будет тормозить более быстрое восстановление нормального функционирования экономической системы.

Официальный прогноз правительства

Надо сказать, что Росстат об уровне безработицы в России 2017 говорит достаточно пессимистично, ведь согласно мнению специалистов, которые работают в этой структуре, в ближайшем количество людей без работы с 7% увеличится примерно до 10%. Какая именно сфера останется без достаточно количества сотрудников пока не совсем ясно, однако эксперты предполагают, что в первую очередь пострадают люди, занятие с производственной сфере, сфере обслуживания и среде предпринимательства. Последние пострадают больше всего, ведь власти увеличивают налоговые выплаты, соответственно, предприниматели (особенно ) сильно пострадают. Стоит сказать, что наиболее низким уровень безработицы будет в центральных областях страны (в Питере и Москве он практически незаметен), а вот на периферии страны ситуация выглядит более печально.

В современное время порадоваться можно исключительно тому, что уровень молодежной безработицы можно считать относительно низким, ведь молодым людям легче найти работу, чем россиянам в возрасте. Надо сказать, что молодежь, естественно, стремится к осваиванию (юристы, врачи, сотрудники нефтегазовой промышленности) и работу ищет именно в этих сферах, однако радует уже то, что на государственном обеспечении никто не сидит, все стараются найти своем «место в жизни».

Резюмируя все сказанное выше необходимо сказать о том, что хотя прогноз уровня безработицы в России на 2017 год, и нельзя назвать слишком позитивным, переживать по этому поводу сильно не стоит, ведь всегда можно найти работу, особенно если есть желание искать ее и зарабатывать деньги . Только Биржа Труда, зарегистрироваться на которой должен каждый безработный, предлагает россиянам массу вакансий. Безусловно, некоторые не сразу найдут для себя подходящую должность, но потеря работы не всегда является трагедией, она может стать шансом начать жизнь буквально заново, и этим шансом стоит воспользоваться.

Каков уровень безработицы публикует Росстат

Колебания рубля и экономически сложная ситуация в стране осложняет работу по снижению показателей безработицы. Организации не заинтересованы в расширении и предоставлении новых рабочих мест в кризис. Статистика по показателю занятости населения формируется преимущественно из данных региональных Центров занятости. Но далеко не каждый безработный регистрируется на бирже труда. Статистически официальные показатели безработицы на прошлые периоды таковы:

Год Процент Численность
2005 г. 7,12% 5 242 000
2006 г. 7,05% 5 250 000
2007 г. 6,00% 4 519 000
2008 г. 6,20% 4 697 000
2009 г. 8,30% 6 284 000
2010 г. 7,35% 5 544 000
2011 г. 6,50% 4 922 000
2012 г. 5,46% 4 131 000
2013 г. 5,50% 4 190 000
2014 г. 5,20% 3 889 400
2015 г. 5,60% 4 263 900
2016 г. 5,40% 4 100 000

Проблема безработицы наиболее остра в Северо-Кавказском федеральном округе. Так, в Республике Ингушетия в 2015 году был зарегистрирован наивысший показатель уровня безработицы – 30,5% от всего населения республики. В этот же период наименьшая безработица была в Москве (1%), Санкт-Петербурге (2,1%) и Самарской области (3,4%).

Последние новости и прогноз на 2017 год

В процентном соотношении предвидится сохранение уровня безработицы относительно 2016 года. Однако считается, что реальный уровень значительно превышает заявленный Росстатом. Причина в том, что часть населения не желает регистрироваться на биржах либо работают на неполную ставку. Реальная картина в стране в вопросах занятости хуже.

Независимые опросы представляют данные, превышающие официальные в 1,5 – 2 раза.

В 2017 году, по мнению экспертов, наиболее уязвимыми к безработице станут такие отрасти:

  • авиаперевозки;
  • банковское дело;
  • строительство;
  • торговля;
  • гостиничный и туристический бизнес;
  • автомобилестроение.

Высок риск сокращения штата сотрудников в компаниях, импортирующих товары иностранного производства. Непросто будет и тем, кто «привязан» к курсу рубля к валюте. Оптимистичные прогнозы в вопросах занятости населения в отраслях:

  • сельское хозяйство;
  • пищевая и химическая промышленность;
  • компьютерные и информационные технологии;
  • туризм в пределах России;
  • транспортное сообщение по стране.

В этих сферах экономики ожидается открытие новых рабочих мест и рост заработных плат. Но гарантий, что прогнозы экспертов сбудутся, нет.

Пособия по безработице

При регистрации россиянина на бирже труда ему присваивается статус безработного и выплачивается пособие. Начисляется пособие с первого дня обращения, несмотря на то, что решение о присвоении статуса выносится через 11 дней. Исключением являются граждане, обладающие правом на сохранение среднего заработка на период трудоустройства (2 месяца). К таковым относятся лица, уволенные из-за сокращения штата или ликвидации организации.

Длительность выплаты пособия составляет весь период с момента регистрации на бирже до дня, когда гражданин был трудоустроен. Но имеются предельные рамки. Так всего допускается 2 периода выплат пособия. Первый длится не более 12 месяцев в течение 18 месяцев регистрации, второй – еще 12 месяцев за 36 месяцев нахождения в статусе безработного. Итого гражданин может получать максимально 2 года пособие, при этом общий расчетный период не должен превышать 36 месяцев.

Для получения пособия важно соблюдать предписания и требования Центра занятости, включая регулярные визиты для перерегистрации, но не чаще чем 2 раза за месяц. При грубых нарушениях пособие может быть отменено, например, при неявке безработного свыше месяца. При незначительных нарушениях к гражданам могут применяться санкции – приостановка выплаты на срок до 3-х месяцев.

Сколько платят. Какое максимальное пособие

Размер пособия безработным гражданам зависит от уровня дохода человека за предыдущий период – 3 месяца. Важно, чтобы имелась трудовая деятельность за предшествующие увольнению 23 месяца. Учитывается только занятость на условиях полной ставки. При работе на ½ ставки специалисты проводят перерасчет. В первый период (год) выплаты таковы:

  • 1 – 3 месяц – 75%;
  • 4 – 7 месяц – 60%;
  • 8 – 12 месяц – 45%.

На второй период пособие будет равняться 1 МРОТ с учетом регионального коэффициента. Показатель МРОТ в РФ нынче 7 500 руб.
Установлен минимум и максимум размера пособия. Максимально безработный может получать 4900 руб., а минимально – 850 руб.

Ситуация в Москве

Картина по уровню безработицы в Москве считается наиболее благоприятной. Значительную роль оказывает обширный рынок труда. В столице требуется большое количество трудового ресурса. Негативными факторами можно назвать тенденции к снижению уровня заработных плат из-за высокой конкуренции на рынке труда. В Москве функционируют программы поддержки молодых специалистов. Предусматривает выплата дополнительного пособия (850 руб.) к общему, компенсация трат на проезд в городском транспорте, оплата больничных листов.

Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы. Сущность безработицы, её виды, причины и последствия. Формы безработицы. Динамика безработицы в РФ с 2000 по 2016 годы. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы. Уровень безработицы по регионам России в 2016-2017 годах. Борьба с безработицей в России: направления, способы, результаты. Меры борьбы с безработицей, принимаемые Правительством РФ в 2016-2017 годах.

Курсовая работа на тему:

Безработица в России в 2016-2017 годах

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы.

1.1 Рынок труда, его понятие и сущность

Глава 2. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы.

2.1 Анализ безработицы в России в 2000-2016 годах

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Экономическое благосостояние любой страны зависит от темпов экономического роста. Имеет место несколько детерминант или факторов экономического развития. Например, такие как индустриализация, сельское хозяйство, население, занятость и т. д. Одним из основных показателей экономического роста является уровень занятости, поскольку его снижение оказывает неблагоприятное воздействие на всю экономику. Всякий раз, когда наблюдается высокий уровень занятости, производство совершенствуется, тем самым повышая уровень жизни.

Высокий уровень безработицы в стране приводит к социальным и экономическим проблемам в обществе в целом. Экономические проблемы приводят к снижению производства товаров и услуг, снижению распределения доходов, потере налоговых поступлений, снижению уровня ВВП и т. д.

Безработица является серьезнейшей проблемой, с которой сталкиваются государства во всём мире. Политики и учёные стараются изо всех сил решить эту проблему. Усугубление проблемы занятости грозит ухудшением экономической ситуации, а впоследствии, и социальной революцией.

Проблемам занятости и безработицы уделяется в наибольшей мересерьёзное внимание во всех странах мира. Как развивающиеся так и развитые государства ищут пути решения сложной задачи - создания достойных и постоянных рабочих мест, так как достойная занятость это - единственный способ избавления от бедности и предпосылка устойчивого экономического развития страны. И не случайно в ряду задач, предусмотренных в рамках Целей развития тысячелетия, появилась новая - обеспечение полной и производительной занятости и достойного труда для всех.

В современной России безработица сохраняется на удовлетворительном уровне. Хотя в 90-х годах имели место и катастрофические показатели. С начала 2000-х властям удалось обуздать безработицу, выведя её на адекватный экономическому развитию страны уровень.

Тем не менее, проблема занятости не теряет свою актуальность. Особенно учитывая демографическую ситуацию в России, где критически высок % населения пенсионного возраста.

Сохранение международных санкций и невнятный не способствуют увеличению числа рабочих мест. А уход ряда крупных зарубежных компаний с отечественного рынка дополнительно усугубляет ситуацию.

Для достижения поставленной цели буду решены следующие задачи :

1. Рассмотреть рынок труда, его понятие и сущность.

2. Определить сущность безработицы, её виды, причины и последствия.

3. Проанализировать динамику безработицы в России в 2000-2016 годах.

4. Оценить состояние безработицы в России в 2017 году.

5. Сформулировать направления, способы и результаты борьбы с безработицей в России на современном этапе.

Структура работы , обусловленная её целью и задачами, состоит из введения, 2 глав и 5 параграфов, заключения и списка литературы.

Глава 1. Теоретическая сущность рынка труда и проблемы безработицы

1.1 Рынок труда, его понятие и сущность

Прежде чем изучить безработицу, важно понять - где именно имеет место данное явление и каковы особенности его функционирования. Безработица возникает и развивается на специфическом рынке - рынке труда.

Рынок труда - это комплекс экономических взаимоотношений по поводу оборота специфического товара - рабочей силы. Это рынок, на котором происходит обмен способностей к труду на соответствующую оплату.

На рынке труда формируются спрос, предложение и цена на рабочую силу и, следовательно, на трудовые услуги. Субъектами экономических отношений на рынке труда выступают, с одной стороны, предприниматели - крупные монополии, средние и мелкие бизнесмены, государство, а с другой - отдельные работники или их ассоциации (профсоюзы). Складывающиеся на рынке труда цены представляют собой ставки заработной платы, являющиеся денежной формой стоимости рабочей силы. Конъюнктура рынка труда характеризуется соотношением между свободными рабочими местами и незанятыми и ищущими работу трудоспособными гражданами. Вместе с другими видами рынка рынок труда образует экономическую систему рыночного механизма. Причем рынок труда занимает центральное положение в структуре рыночного хозяйства, выступает своего рода основой, на которой строится вся рыночная система, ибо без рынка труда практически немыслимо оптимальное функционирование и развитие рыночной экономики.

В макроэкономике принято выделять национальный и мировой рынки труда. Национальный функционирует в экономике страны в целом, мировой - в мирохозяйственных масштабах и существует в форме международной трудовой миграции.

Рынок труда, будучи одним из основных компонентов общеэкономического рыночного механизма, реализует специфическую функцию распределения и перераспределения трудовых ресурсов по сферам, отраслям, регионам, профессиям, специальностям, квалификации согласно действию закона спроса и предложения. Рынок труда по ряду принципов механизма своей работы представляет собой рынок специфического рода, имеющий множество существенных отличий от прочих товарных рынков. Регуляторами рынка труда выступают факторы не только макро и микроэкономики, но и социально-экономические и социально-психологические аспекты, не всегда прямо соотносящиеся с заработной платой.

Динамика рынка труда характеризуется рядом особенностей, основными из которых являются следующие:

1. Производительность труда работников в отличие от других факторов производстваможет существенно изменяться исходя из того, сколь оптимально организован трудовой процесс, а также от уровня личной мотивированности человека в работе.

2. Работа, как правило, производится коллективами работников, которые независимо друг от друга устанавливают нормы выработки для них.

3. На рынке труда пересекаются собственник средств производства и владелец рабочей силы, между которыми происходит торг относительно конкретного вида труда (труда слесаря, повара, строителя, инженера и т. д.), а также условий и продолжительности использования работника.

4. Типичной особенностью рынка труда является постоянное превышение предложения рабочей силы над спросом на нее.

5. На рынке труда происходит конкурентная борьба между работниками за свободные рабочие места. В этой борьбе побеждает тот, кто может обеспечить своим трудом работодателю наибольшую прибыль.

Рабочая сила:

А) способность человека к труду;

Б) комплекс физических и умственных навыков человека, которые применяются им в процессе труда;

В) общее количество работников в стране;

Г) часть населения, включающая занятых, самозанятых и ищущих работу (безработные).

Реально рабочая сила функционирует, развивается и обогащается в процессе осуществления человеком трудовой деятельности. Социально - экономические условия функционирования рабочей силы находятся в непосредственной зависимости от способа коммуникации производителя с условиями производства.

Половозрастная и профессионально - квалификационная структура рабочей силы, как и её численность, значительно влияют на трудовой потенциал государства. В тех странах, где доля молодых работников значительна, имеется обширный потенциал их переквалификации, что является ключевым преимуществом с точки зрения внедрения достижений НТП.

1.2 Сущность безработицы, её виды, причины и последствия

Безработица - это сложное и многогранное социально-экономическое явление, проявляющееся в отсутствии занятости у определенной части работоспособного населения, готовой и способной осуществлять трудовую деятельность.

Для объективного понимания сущности безработицы нужно определить, кого можно считать безработным. Критерии для определения человека безработным обычно устанавливаются законом или соответствующими документами. При этом в разных странах эти критерии могут немного отличаться друг от друга.

В США безработными считаются лица, которые не имеют работы в течение недели, активно ищут работу в течение предыдущих четырёх недель, кто является временно уволенным или нанятым на новую работу и должны приступить к работе в течение 30 дней.

В Японии безработными считаются люди, которые в течение недели не работали ни одного часа. Размещено на сайт

В Великобритании безработные - это лица, не имеющие работы в течение недели, ищущие работу в это время или не имеющие возможность её искать из-за болезни или те, кто ждёт результатов переговоров об устройстве на работу.

В РФ безработными признаются «трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным из организаций (с военной службы) независимо от их организационно - правовой формы и формы собственности в связи с ликвидацией организации либо сокращением численности или штата работников организации».

В современной экономике безработица рассматривается как естественная и неотъемлемая часть рыночного хозяйства. Она способствует:

1.улучшению качественной структуры рабочей силы, ее конкурентоспособности как товара;

2.формированию нового мотивационного механизма и соответствующего отношения к труду;

3.повышению самоценности рабочего места и укреплению связи человека с трудом;

4.наличию трудового резерва на случай необходимости быстрого развертывания нового производства.

В этой связи большой интерес представляет классификация форм безработицы по различным критериям представленных в таблице 1.

Таблица 1 - Формы безработицы и их характеристика

Форма безработицы Характеристика
Причины возникновения безработицы
Фрикционная Обусловлена добровольной сменой работы в связи с различными причинами: поиском более высокого заработка или более престижной работы с более благоприятными условиями труда и пр.
Институциональная Порождается самим устройством рынка рабочей силы, факторами, влияющими на спрос и предложение рабочей силы
Добровольная Появляется, когда часть трудоспособного населения по тем или ᴎʜым причᴎʜам просто не желает работать
Структурная Вызывается изменениями в структуре общественного производства под влиянием научно-технического прогресса и совершенствования организации производства
Технологическая Связана с переходом к новым поколениям техники и технологии, механизацией и автоматизацией ручного труда
Циклическая Возникает при общем резком падении спроса на рабочую силу в период спада производства и деловой активности, вызываемом экономическим кризᴎсом
Региональная Имеет региональное проᴎсхождение и формируется под воздействием сложной комбᴎʜации ᴎсторических, демографических, социально-психологических обстоятельств
Экономическая Вызывается конъюнктурой рынка, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе
Сезонная Вызывается сезонным характером деятельности в отдельных отраслях

Маргинальная
Безработица среди слабо защищенных слоев населения
Продолжительность безработицы в месяцах
Краткосрочная До 4
Продолжительная 4-8
Длительная 8-18
Застойная Более 18
Внешняя форма проявления безработицы
Открытая Включает всех незанятых лиц, ищущих работу
Скрытая Включает работников, фактически занятых в экономике, но в действительности не работающих, а также тех, чей труд не является нужным.

Логическим продолжением данной классификации форм безработицы является се структуризация по следующим половозрастным, профессионально-квалификационным и социально-демографическим факторам:

1.пол (с выделением наименее защищенных в социальном отношении безработных — женщин);

2.возраст (с выделением молодежной безработицы и безработицы среди лиц предпенсионного возраста);

3.трудовое занятие (рабочие, руководители, специалисты, неквалифицированные работники и другие);

4.уровень образования;

5.уровень доходов и обеспеченности;

6.причины увольнения;

1) Завышенная стоимость рабочей силы (зарплата), которую требует продавец или профсоюз. Поведение покупателя (работодателя) на рынке рабочей силы, определяется в данных условиях соотнесением затрат на покупку рабочей силы и дохода, который он получит от её ᴎспользования в течение определённого периода времени, с теми затратами, которые он понесёт в связи с покупкой оборудования, заменяющего рабочую силу, и того результата, который прᴎʜесёт ему эта машᴎʜа. Научно-технический прогресс и повышение технологического уровня производства по-прежнему одна из причин роста безработицы в современных условиях.

2) Низкая цена рабочей силы (зарплата), которую устанавливает работодатель. Зависит от степени сформированности рынка труда, его гибкости и иных характеристик. Например, в трудоизбыточных регионах работодатель может диктовать цены на труд. В этом случае продавец (наёмный рабочий) отказывается продавать за бесценок свою рабочую силу и ищет другого покупателя. В течение определённого времени он может оказываться без работы и относиться к категории безработных.

3) Отсутствие стоимости, соответственно и цены рабочей силы. В обществе всегда есть люди, которые не могут быть вовлечены в процесс производства по причине отсутствия у них рабочей силы как таковой или наличия рабочей силы настолько низкого качества, что покупатель (работодатель) не желает её приобретать. Это бродяги, деклассированные элементы, инвалиды и т.д. Данная категория граждан, как правило, навсегда теряет работу и надежду её найти и попадает в разряд застойных безработных. Следовательно ключевой причиной возникновения безработицы является нарушение равновесия на рынке рабочей силы. Такое неравновесие особенно нарастает во время экономических спадов, войн, стихийных бедствий и т.д.

Последствия безработицы .
Безработица влечет за собой серьезные экономические и социальные последствия. Среди экономических последствий безработицы можно назвать следующие:

1.недовыпуск продукции, недоиспользование производственных возможностей общества.

2.значительное снижение уровня жизни людей, оказавшихся безработными, поскольку работа является для них основным источником средств существования;

3.снижение уровня заработной платы занятых в результате возникающей конкуренции на рынке труда;

4.увеличение налоговой нагрузки на занятых из-за необходимости социальной поддержки безработных, выплат пособий и компенсаций и т.д.

Помимо чисто экономических издержек безработица имеет и значительные социальные и психологические последствия, зачастую менее очевидные, но более серьезные, чем экономические. Основные среди них следующие:

1.усиление политической нестабильности и социальной напряженности в обществе;

2.обострение криминогенной ситуации, рост преступности, поскольку значительное число правонарушений и преступлений совершается неработающими лицами;

3.повышение числа самоубийств, психических и сердечнососудистых заболеваний, смертности от алкоголизма, в целом случаев девиантного поведения;

4.деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденно незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей, сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, конформностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.

Социально-психологические и экономические последствия безработицы явственно демонстрируют, что это весьма опасное для общества и отдельного человека явление, требующее проведения активной политики занятости, нацеленной не только на ликвидацию последствий безработицы, но и на профилактику и предупреждение ее неконтролируемого роста сверх минимально допустимого значения.

Глава 2. Анализ состояния безработицы в России за 2016-2017 годы

2.1 Анализ безработицы в России в 2000-2016 годах

Кризисная ситуация в экономике России с 2014 года тесно взаимосвязана с сферой занятости населения страны. Уже в начале 2015 года начинается рост безработицы. Показатели официальной статистики отличаются от реальных показателей безработицы. Поэтому, обратим внимание на некоторые моменты, которые Росстат отмечает в примечаниях, сносках, объяснениях подсчётов.

Статистика строится на основе анализа выборочной части населения, а не всех граждан страны. В официальном источнике сообщается о подведении итогов «выборочного обследования населения по проблемам занятости».

Не учитывается статистика по Крыму. Цитата из официального источника: «в целях обеспечения статистической сопоставимости данных рассчитаны без учета сведений по Республике Крым и г.Севастополю».

Безработица сокращается не за счёт трудоустройства ранее безработных граждан, а за счёт уменьшения числа экономически активного населения. Другими словами: становится больше стариков и молодых, а населения трудоспособного возраста становится меньше.

В стране много безработных граждан, о занятости которых нет официальных сведений либо они неточны. Таким образом, они не учитываются в отчётах Росстата и могут исказить реальное положение по безработице в отдельных субъектах Российской федерации и в стране в целом.


Таблица 1. Уровень безработицы в РФ в 2000-е годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
10,6 9,0 7,9 8,2 7,8 7,1 7,1 6,0 6,2 8,3

Таблица 2. Уровень безработицы в 2010-е годы
2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
7,3 6,5 5,5 5,5 5,2 5,6 5,8
На рисунке 1. показана в графическом виде динамика уровня безработицы в России с 2000 по 2016 год.

Рисунок 1. Динамика уровня безработицы с 2000 по 2016 год.

В 2016 г. уровень безработицы уменьшился до 5,3 % от рабочей силы (с исключением сезонного фактора - до 5,2 % от рабочей силы). В среднем за 2016 год безработица составила 5,5 % от всей рабочей силы (в методологии баланса трудовых ресурсов, по оценке Минэкономразвития России, - 5,8 % от рабочей силы), что меньше чем в 2015 году на 0,1 п.п.

Таблица 1. Рынок труда России в 2016 году.


В конце года имело место незначительное увеличение численности рабочей силы за счёт роста численности занятого населения в таких видах деятельности как Образование, Транспорт и связь и Сельское хозяйство. В среднем за 2016 г. численность рабочей силы и численность занятого населения продемонстрировали символический рост на 0,1 процента. Регистрируемая безработица конец 2016 года составила 895 тыс. человек (5,5 % м/м).

Позитивным моментом на рынке труда можно считать снижение неполной занятости в конце 2016 г. Так, согласно показателям мониторинга Минтруда России, численность работающих неполное рабочее время, находящихся в простое по инициативе администрации и в отпусках по соглашению сторон, по состоянию на конец 2016 г., составила 258,8 тыс. человек, т.е. на 2,3 тыс. человек меньше, чем было в начале декабря 2016 года.

В результате снижения количества вакансий и роста регистрируемой безработицы, коэффициент напряженности увеличился с 81,5 человек на 100 вакансий в ноябре до 86,8 человек на 100 вакансий в декабре.

В целом безработицу в России в 2016 году можно признать удовлетворительной, особенно с учётом экономической ситуации в стране.

2.2 Анализ безработицы в России в 2017 году

С января 2017 г. Росстат выборочно обследует состояние занятости рабочей силы среди населения в возрасте 15 лет и старше. По результатам исследования в июне 2017 г. численность рабочей силы составила 76,2 млн.человек, что составляет 52% от общей численности населения страны, в их числе 72,3 млн. человек были заняты в экономике и 3,9 млн. человек не имели работы, но активно её искали (в соответствии с методологией МОТ они классифицируются как безработные). Уровень занятости населения в возрасте 15 лет и старше зафиксировался на отметке 59,5%, уровень безработицы - 5,1%.

До 2017 г. обследовалось население в возрасте 15-72 лет. В целях продолжения динамического ряда последующая информация приводится по численности и составу работников в указанном возрасте.

Численность рабочей силы в возрасте 15-72 лет в июне 2017 г. составила 75,9 млн.человек, из них 72,1 млн.человек классифицировались как занятые экономической деятельностью и 3,8 млн.человек - как безработные с применением критериев МОТ (т.е. не имели работы или доходного занятия, искали работу и были готовы приступить к ней в обследуемую неделю).

Уровень безработицы (отношение численности безработных к численности рабочей силы) в июне 2017г. составил 5,1% (без исключения сезонного фактора).


Уровень занятости населения (отношение численности занятого населения к общей численности населения в возрасте 15-72 лет) в 2017 г. составил 65,5%.

Таблица 2. Численность и состав рабочей силы в возрасте 15-72 лет.

(без корректировки сезонных колебаний)

II квартал 2017г. 2017г. II квартал 2016г. II квартал
2017г. ко

II кварталу 2016г.,
(+, -)

апрель май июнь
Тыс.человек
Рабочая сила в возрасте
15-72 лет
75843 75763 75816 75950 76558 -715
занятые 71896 71713 71871 72104 72225 -329
безработные 3947 4050 3945 3846 4333 -386
В процентах
Уровень участия в
рабочей силе
(рабочая сила к
численности населения
в возрасте 15-72 лет)
68,8 68,8 68,8 68,9 69,5 -0,7
Уровень занятости
(занятые к численности
населения в возрасте
15-72 лет)
65,3 65,1 65,2 65,5 65,5 -0,2
Уровень безработицы
(безработные к численности рабочей силы)
5,2 5,3 5,2 5,1 5,7 -0,5

Количество занятого населения в июне 2017г. увеличилась по сравнению c маем 2017 г. на 232 тыс.человек, или на 0,3% и уменьшилась по сравнению с июнем 2016 г. - на 570 тыс.человек, или на 0,8%.

Численность безработных в июне 2017г. по сравнению с маем 2017г. уменьшилась на 99 тыс.человек, или на 2,5%, по сравнению с июнем 2016г. - на 331 тыс.человек, или на 7,9%.

Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями МОТ, в 4,7 раза превысила численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце июня 2017г. в государственных учреждениях службы занятости населения состояло на учете в качестве безработных 816 тыс.человек, что на 3,2% меньше по сравнению с маем 2017г. и на 15,7% - по сравнению с июнем 2016 года.

Среди безработных (по методологии МОТ) доля женщин в июне 2017г. составила 47,8%, городских жителей - 64,7%, молодежи до 25 лет - 21,8%, лиц, не имеющих опыта трудовой деятельности - 27,3%.

Уровень безработицы среди сельских жителей (7,6%) превышает уровень безработицы среди городских жителей (4,3%). В июне 2017г. это превышение составило 1,8 раза.

В июне 2017г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 14,9%, а в связи с увольнением по собственному желанию - 24,6% (в июне 2016г., соответственно, 18,5% и 25,3%).

Безработица по федеральным округам. Рассмотрим уровень безработицы по регионам России в 2016-2017 годах.


Россия безработица 2016 курсовая работа

В целях повышения информативности данных показатели численности рабочей силы, занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.


Таблица 3. Численность и состав рабочей силы в субъектах РФ.

В возрасте 15-72 лет (по данным выборочных обследований рабочей силы в среднем за II квартал 2017г.)

Численность
рабочей
силы, тыс.
человек
В том числе Уровень, в %
занятые безработные участия в рабочей силе занятости безработицы
Российская Федерация 75843,1 71896,2 3946,9 68,8 65,3 5,2
Центральный
федеральный округ
21184,5 20496,3 688,2 71,0 68,7 3,2
Белгородская область 823,3 790,9 32,4 70,2 67,4 3,9
Брянская область 606,1 584,5 21,5 65,9 63,5 3,6
Владимирская область 741,9 709,4 32,5 70,5 67,4 4,4
Воронежская область 1173,3 1122,0 51,3 66,4 63,5 4,4
Ивановская область 529,8 504,5 25,3 68,3 65,1 4,8
Калужская область 529,1 507,1 22,0 69,2 66,3 4,2
Костромская область 318,3 301,9 16,4 65,7 62,4 5,1
Курская область 571,7 548,1 23,6 67,9 65,1 4,1
Липецкая область 603,3 579,5 23,8 69,5 66,7 3,9
Московская область 4074,5 3936,8 137,7 72,8 70,4 3,4
Орловская область 376,7 350,3 26,4 65,6 61,0 7,0
Рязанская область 529,7 512,1 17,6 62,3 60,2 3,3
Смоленская область 509,4 479,5 29,9 69,1 65,0 5,9
Тамбовская область 517,7 493,5 24,2 65,0 62,0 4,7
Тверская область 678,2 646,0 32,1 69,4 66,1 4,7
Тульская область 789,9 761,2 28,7 69,0 66,5 3,6
Ярославская область 651,4 608,6 42,8 68,5 64,0 6,6
г.Москва 7160,3 7060,3 100,0 75,0 73,9 1,4
Северо-Западный
федеральный округ
7559,3 7251,9 307,4 71,3 68,4 4,1
Республика Карелия 320,9 296,5 24,4 67,6 62,5 7,6
Республика Коми 450,0 419,4 30,6 69,2 64,5 6,8
Архангельская область 588,9 551,7 37,2 66,9 62,6 6,3
в том числе
Ненецкий авт.округ
21,1 19,4 1,7 65,9 60,4 8,3
Архангельская область
без авт.округа
567,7 532,3 35,4 66,9 62,7 6,2
Вологодская область 591,3 563,7 27,6 66,9 63,8 4,7
Калининградская область 508,9 482,1 26,8 68,1 64,5 5,3
Ленинградская область 996,6 950,9 45,7 72,2 68,9 4,6
Мурманская область 441,0 411,0 30,0 74,6 69,5 6,8
Новгородская область 318,7 304,1 14,7 69,6 66,4 4,6
Псковская область 314,5 293,4 21,1 64,7 60,4 6,7
г.Санкт-Петербург 3028,5 2979,1 49,3 74,7 73,5 1,6
Южный
федеральный округ
8109,7 7618,5 491,2 66,3 62,3 6,1
Республика Адыгея 200,1 182,5 17,6 60,2 54,9 8,8
Республика Калмыкия 133,5 121,7 11,7 65,0 59,3 8,8
Республика Крым 909,3 851,1 58,2 63,9 59,8 6,4
Краснодарский край 2748,7 2589,4 159,3 67,0 63,1 5,8
Астраханская область 533,8 495,2 38,6 71,0 65,9 7,2
Волгоградская область 1238,0 1162,4 75,6 64,8 60,9 6,1
Ростовская область 2141,6 2020,2 121,4 67,0 63,2 5,7
г.Севастополь 204,7 196,0 8,6 64,7 62,0 4,2
Северо-Кавказский
федеральный округ
4537,7 4031,6 506,1 65,2 57,9 11,2
Республика Дагестан 1356,1 1190,0 166,1 63,0 55,2 12,2
Республика Ингушетия 244,4 177,7 66,8 75,2 54,7 27,3
Кабардино-Балкарская
Республика
436,9 394,7 42,2 68,9 62,3 9,7
Карачаево-Черкесская
Республика
208,8 179,9 28,9 60,8 52,4 13,9
Республика Северная
Осетия - Алания
327,9 288,1 39,7 64,7 56,9 12,1
Чеченская Республика 621,5 534,2 87,3 68,5 58,9 14,0
Ставропольский край 1341,9 1267,0 75,0 64,1 60,5 5,6
Приволжский
федеральный округ
15153,7 14430,2 723,4 68,1 64,9 4,8
Республика Башкортостан 1950,2 1842,5 107,7 65,0 61,4 5,5
Республика Марий Эл 344,3 322,8 21,5 67,0 62,8 6,2
Республика Мордовия 438,4 419,8 18,6 70,3 67,4 4,2
Республика Татарстан 2047,7 1972,2 75,5 71,0 68,4 3,7
Удмуртская Республика 794,5 753,1 41,4 70,5 66,8 5,2
Чувашская Республика 627,5 595,2 32,3 68,1 64,6 5,2
Пермский край 1265,5 1183,2 82,3 64,7 60,5 6,5
Кировская область 664,9 629,1 35,8 68,5 64,8 5,4
Нижегородская область 1772,4 1697,1 75,3 71,9 68,8 4,3
Оренбургская область 1014,9 969,5 45,4 69,0 65,9 4,5
Пензенская область 677,2 646,6 30,7 66,1 63,1 4,5
Самарская область 1716,5 1645,3 71,1 70,4 67,5 4,1
Саратовская область 1208,2 1150,3 58,0 64,2 61,2 4,8
Ульяновская область 631,4 603,4 28,0 65,8 62,9 4,4
Уральский
федеральный округ
6357,1 5992,8 364,3 69,1 65,2 5,7
Курганская область 402,9 367,4 35,5 64,0 58,3 8,8
Свердловская область 2153,8 2029,3 124,5 66,7 62,9 5,8
Тюменская область 1943,2 1866,8 76,4 71,1 68,3 3,9
в том числе:
Ханты-Мансийский
авт.округ - Югра
910,3 881,5 28,8 73,4 71,1 3,2
Ямало-Ненецкий
авт.округ
312,4 301,6 10,8 76,5 73,8 3,5
Тюменская область
без авт.округов
720,5 683,6 36,9 66,5 63,1 5,1
Челябинская область 1857,2 1729,3 127,8 71,3 66,4 6,9
Сибирский
федеральный округ
9600,5 8913,8 686,7 66,8 62,0 7,2
Республика Алтай 97,8 87,3 10,5 65,9 58,8 10,8
Республика Бурятия 443,2 401,2 42,0 62,7 56,7 9,5
Республика Тыва 122,0 101,5 20,5 59,3 49,4 16,8
Республика Хакасия 260,9 249,9 11,0 65,9 63,2 4,2
Алтайский край 1122,0 1050,4 71,6 63,3 59,2 6,4
Забайкальский край 535,1 477,7 57,4 67,2 60,0 10,7
Красноярский край 1496,8 1414,9 81,9 69,2 65,4 5,5
Иркутская область 1199,2 1095,3 103,9 67,5 61,7 8,7
Кемеровская область 1337,1 1241,8 95,3 66,0 61,3 7,1
Новосибирская область 1406,2 1329,0 77,2 67,4 63,7 5,5
Омская область 1032,1 960,4 71,8 69,6 64,8 7,0
Томская область 548,1 504,4 43,6 66,8 61,4 8,0
Дальневосточный
федеральный округ
3340,6 3161,1 179,6 70,7 66,9 5,4
Республика Саха (Якутия) 499,7 467,0 32,7 70,8 66,2 6,5
Камчатский край 179,1 172,8 6,3 72,3 69,7 3,5
Приморский край 1030,2 974,3 55,9 69,3 65,5 5,4
Хабаровский край 734,5 702,8 31,7 71,7 68,6 4,3
Амурская область 417,6 392,3 25,3 68,8 64,7 6,0
Магаданская область 90,0 85,0 5,0 77,8 73,5 5,6
Сахалинская область 273,5 257,6 15,9 72,5 68,3 5,8
Еврейская авт.область 85,2 79,6 5,6 68,7 64,2 6,6
Чукотский авт.округ 30,9 29,6 1,3 79,6 76,4 4,1
В отдельных случаях незначительные расхождения между итогом и суммой слагаемых объясняются округлением цифровых данных.

Самый низкий уровень безработицы отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Таковы статистические данные по безработице в России в 2016-2017 годах.

2.3 Борьба с безработицей в России: направления, способы, результаты

Приоритетную роль в борьбе с безработицей играет государство. Для регулирования рынка труда в целях обеспечения занятости государство работает в различных направлениях, ключевыми из которых можно считать:

Государственная поддержка частным предпринимателям;

Социальное страхование безработицы;

Разного рода программы по увеличению числа рабочих мест;

Программы по стимулированию роста занятости;

Выделение средств на различного вида пособий по безработице;

Предоставление обучения;

Переквалификация безработных;

Предоставление рабочих мест по отдельно взятым группам (молодежь, инвалиды);

Международное сотрудничество (миграция);

Организация общественных работ.

Теперь рассмотрим конкретные практические меры, принятые Правительством РФ в 2016-2017 годах для борьбы с безработицей.

В 2016 году правительство РФ выделило 17 регионами России на борьбу с безработицей 776 миллионов рублей.

Эти средства позволили обеспечить занятость более 25,8 тысячи работников, находившихся под риском увольнения, и людей, ищущих работу.

Средства распределялись для жителей Бурятии, Ингушетии, Карелии, Коми, Чувашской Республики, Алтайской, Забайкальской краев, Ивановской, Калининградской, Курганской, Нижегородской, Рязанской, Саратовской, Смоленской, Тульской, Челябинской и Ярославской областей.

Регионы направляли деньги на реализацию программ занятости. А именно - на опережающее профессиональное обучение и стажировку работников, попавших под риск увольнения;

На компенсации работодателям, реализующим программы развития предприятия, в том числе по импортозамещению, инновациям развитию персонала, расходов на частичную оплату труда работников, уволенных из других организаций, ребят, окончивших профессиональных образовательных учреждений и безработных;

На организацию временной занятости людей, находящихся под риском увольнения; на возмещение работодателям затрат, связанных с трудоустройством инвалидов.

В 2017 году меры борьбы с безработицей в России включают:

1.ВВЕДЕНИЕ ограничительных квот на иностранную рабочую силу (квоты на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях трудоустройства).

2.Содействие вводу дополнительных рабочих мест и трудоустройству граждан на предприятиях малого и среднего бизнеса.

3.Выработка пятилетнего прогноза спроса на рабочую силу со средним профессиональным образованием по стране и регионам.

4.Массовое внедрение частных и государственных платформ онлайн-обучения. Перечень программ для переквалификации в сфере цифровой экономики будет определяться с участием ВУЗов и частных компаний, имеющих передовые учебные курсы и образовательные разработки.

На 2017 год планируется продолжение реформирования действующей модели регулирования безработицы, т.е. сокращение неэффективных рабочих мест. Этот процесс требует реструктуризации градообразующих предприятий, создание специальных программ по повышению квалификации, освоения новой специальности.

Также в 2017 году предполагается разработка систем стимулирования позднего выхода на пенсию для в наибольшей мереквалифицированных работников.

Ключевыми детерминантами снижения безработицы в России в 2017 году могут стать как внешние, так и внутренние явления и обстоятельства. К внешним относятся дальнейшее развитие сотрудничества с приоритетными торгово-экономическими партнерами, в том числе в сфере строительства газопроводов в Турцию и Китай. Среди внутренних факторов, наряду с прочими, также необходимо включить погодный фактор, от которого зависит, к примеру, и рост числа занятых в АПК. Сюда же относится реализация крупномасштабных инфраструктурных проектов, таких как возведение Керченского моста, строительство объектов к Чемпионату мира по футболу 2018 года, разработка энергетических месторождений в Арктике и т.п.

Обновление:

По последним статистическим данным в России наблюдается самый низкий уровень безработицы за последние три года, сообщил Банк России в августе 2017 года.

Её уровень снизился до 4,9%, что весьма типично для конца лета и начала осени. Но именно такого показателя не наблюдалось с 2014 года.

Регулятор отмечает, что в этом году снижение в августе по сравнению с июлем оказалось максимальным за последние пять лет, так как в июле уровень безработицы повысился вопреки сезонности. Это было обусловлено смещением сроков сбора урожая из-за холодной первой половины лета, которая имела место в большинстве российских регионов.

Заключение

Безработица - это социально экономическое явление на рынке труда, при котором некоторая часть трудоспособного населения не имеет работы из-за отсутствия платежеспособного спроса со стороны работодателей на труд, как фактор производства.

Безработица сохраняет актуальность на протяжении всей истории. Несмотря на социальный, экономический и технологический прогресс, проблема безработицы не теряет актуальности, и даже наоборот - набирает темпы.

Для оценки безработицы в экономической науке применяются различные показатели, но общепринятым признаётся норма безработицы. Она определяется отношением общего числа безработных к количеству трудоспособных граждан в процентом выражении.

Основные виды безработицы: институциональная, структурная, сезонная, фрикционная, циклическая. Каждый вид безработицы обуславливается своими специфическими причинами и обстоятельствами. При этом в западной макроэкономической теории принято выделять три основные причины безработицы - экономические условия, новые технологии и растущее население.

Безработица в России имеет специфический характер, ей присущи весьма разнообразные и нетипичные черты. К причинам ее развития можно отнести общую экономическую нестабильность, неполноценность рыночной инфраструктуры, мировой кризис, миграцию населения, перенаселенность в отдельных регионах страны.


Close