Территориальное море

Понятие территориального моря и его режим

Территориальное море - примыкающий к сухопутной территории или к внутренним морским водам морской пояс шириной не свыше 12 морских миль.

Исключительная экономическая зона включает воды, морское дно и его недра. Ширина зоны не может превышать 200 морских миль, отсчитываемых от тех же исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. Более 100 государств определили свои зоны шириной в 200 миль.

Исключительная экономическая зона является частью открытого моря, в которой прибрежное государство осуществляет определенные международным правом суверенные права. Они включают права:

а) на разведку, разработку и сохранение природных ресурсов, как живых, так и неживых;
б) управление этими ресурсами;
в) другие виды деятельности по использованию зоны в экономических целях, например производство энергии путем использования воды, течений, ветра.

Прибрежное государство осуществляет в зоне юрисдикцию в отношении:

а) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;
б) морских научных исследований;
в) защиты и сохранения морской среды.

В остальном в зоне сохраняется режим открытого моря. Но при этом другие государства обязаны уважать нормы, установленные прибрежным государством в рамках их юрисдикции.

Из сказанного, в частности, следует, что уголовная юрисдикция прибрежного государства ограничена перечисленными сферами (п. п. "а", "б", "в"). Оно может проводить досмотр, инспекцию, арест , судебное разбирательство . Однако арестованное судно и его экипаж подлежат немедленному освобождению после внесения залога или иного обеспечения. Налагаемые наказания не могут включать тюремное заключение или иную форму личного наказания. Иное положение может быть установлено договором .

Такой договор имеется, например, у России с Японией. Российская сторона в случае задержания японского судна, занимающегося незаконным ловом рыбы, передает его японским властям , которые обязаны провести судебное и административное разбирательство.

В случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство немедленно уведомляет государство судна о принятых мерах.

Прибрежное государство обладает исключительной юрисдикцией в отношении искусственных островов, установок и сооружений, включая таможенную, фискальную, санитарную, иммиграционную сферы, а также вопросы безопасности.

Статус исключительной экономической зоны России определен Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. N 191-ФЗ "Об исключительной экономической зоне Российской Федерации" (далее - Закон об исключительной экономической зоне) в соответствии с международным правом. Но в ст. 1 юридически оправданный порядок нарушен: на первое место поставлен сам Закон, за ним следуют договоры и на последнем месте международное право. Между тем общепризнанным нормам международного права принадлежит главная роль в императивном определении основ режима исключительной экономической зоны. От этих основ не должны отступать ни законы, ни договоры.

В целом Закон об исключительной экономической зоне воспроизводит положения Конвенции по морскому праву 1982 г. За иностранными государствами признаются все права, предусмотренные международным правом. Осуществляться они должны при соблюдении этого Закона и договоров России. Закон об исключительной экономической зоне определил компетенцию федеральных органов власти в зоне. Специальные главы посвящены рациональному использованию и сохранению живых ресурсов, разведке и разработке неживых ресурсов, научным исследованиям, защите морской среды, экономическим отношениям при пользовании живыми и неживыми ресурсами.

Закон об исключительной экономической зоне определил порядок обеспечения выполнения его положений (гл. VII). Органами охраны зоны являются пограничная служба, федеральные органы исполнительной власти по охране окружающей среды , таможенные власти. Должностные лица этих органов вправе останавливать и осматривать российские и иностранные суда , осматривать искусственные острова, установки и сооружения, связанные с экономической деятельностью в зоне.

Уголовная юрисдикция в общем определена в рамках Конвенции по морскому праву 1982 г. Заметим, что ограниченность уголовной юрисдикции в экономической зоне не учтена Уголовным кодексом РФ, который предусматривает полное распространение своего действия на исключительную экономическую зону (ч. 2 ст. 11). Соответствующее положение УК РФ должно толковаться ограничительно в соответствии с Конвенцией о морском праве и Законом об исключительной экономической зоне.

В частности, права прибрежного государства не затрагивают правового статуса покрывающих его вод и воздушного пространства над ними. Осуществление этих прав не должно чинить препятствий судоходству. Все государства могут прокладывать трубопроводы и кабели на шельфе.

Разграничение шельфа между смежными государствами производится на основе международного права. Начиная с решения 1969 г. по делам о континентальном шельфе Северного моря "ФРГ - Дания", "ФРГ - Нидерланды", Международный суд ООН рассмотрел ряд дел такого рода. В основу решений было положено правило равного отстояния, так как шельф делился посредине. Вместе с тем Международный суд отметил, что в силу географических особенностей применение этого правила может вести к несправедливым результатам. "Справедливость не всегда означает равенство". Указанное правило должно применяться с учетом принципов справедливости.

Кроме того, состоящие на службе государства корабли вправе подвергнуть иностранное судно досмотру, если есть основания полагать, что оно занимается работорговлей, несанкционированным вещанием, не имеет национальной принадлежности либо отказывается поднять флаг. Если подозрения оказываются необоснованными, осмотренному судну возмещаются понесенные убытки.

Допускается преследование по горячим следам в открытом море в случае нарушения судном законов прибрежного государства во время нахождения во внутренних, территориальных водах и прилежащей зоне. Преследование должно быть непрерывным и прекращается с момента входа преследуемого судна в территориальное море другого государства.

Существенной новеллой являются положения Конвенции по морскому праву о несанкционированном вещании из открытого моря. Введение этих положений стало необходимым, поскольку такое вещание нарушало суверенные права государств, давало возможность избегать уплаты налогов и др. Лицо, занимающееся несанкционированным вещанием, может привлекаться к ответственности не только государством флага или регистрации, но и государством, где могут приниматься такие передачи. Это еще один из случаев распространения специализированной юрисдикции государства на открытое море, отступление от принципа, согласно которому судно в открытом море подчиняется только государству флага.

Специальный раздел указанной Конвенции посвящен сохранению живых ресурсов открытого моря и управлению ими. В нем нашел конкретное выражение статус открытого моря как общего достояния человечества. Этот статус отражен и в ряде других положений. В частности, все государства, осуществляя свободы открытого моря, учитывают интересы других государств. Государства, не имеющие выхода к морю, имеют право на доступ к нему и на свободу транзита.

Район

Район - дно морей и океанов и их недра, находящиеся за пределами национальной юрисдикции.

В правовом режиме Района нашла наиболее полное отражение концепция общего наследия человечества. Конвенция по морскому праву 1982 г. не только объявила Район общим наследием, но и определила основные принципы этой концепции. Использование Района допустимо лишь в мирных целях. Вся деятельность осуществляется на благо всего человечества. Все права на ресурсы Района принадлежат всему человечеству. Соответственно ни одно государство не может претендовать на суверенитет над какой-либо его частью. Ни государство, ни физические и юридические лица не могут присваивать его части. Отчуждены могут быть лишь полезные ископаемые, добытые в Районе в соответствии с Конвенцией по морскому праву.

Здесь нашла отражение и концепция устойчивого развития. Деятельность в Районе осуществляется таким образом, чтобы содействовать здоровому развитию мировой экономики , способствовать всестороннему развитию всех стран, особенно развивающихся (ст. 150). Поощряется эффективное участие развивающихся стран в деятельности в Районе с должным учетом их особых интересов. Создаваемый на основе данной Конвенции Международный орган по морскому дну обеспечивает справедливое распределение выгод, получаемых от деятельности в Районе.

Основные подразделения этого Международного органа - Ассамблея, Совет и Секретариат. В состав Международного органа входит также Предприятие . Эксплуатация ресурсов может осуществляться непосредственно Предприятием, а также в ассоциации с ним государствами, их физическими и юридическими лицами.

Такого рода режим дна, закрепленный частью XI Конвенции по морскому праву, оказался неприемлемым для крупных морских держав, и прежде всего для США . Они отказались участвовать в этой Конвенции, а без их ресурсов деятельность Международного органа была бы чисто символической.

Развивающиеся страны вынуждены были пойти на уступки. После длительной подготовки в 1994 г. было принято Соглашение об осуществлении части XI Конвенции ООН по морскому праву. Соглашению была придана преимущественная сила в случае расхождений с положениями части XI этой же Конвенции. Иными словами, произошел пересмотр Конвенции по морскому праву в этой части в пользу промышленно развитых стран. Были сокращены их обязательства , в частности обязательства по финансированию Предприятия. Особенно важно положение Соглашения о неприменении всех предписаний части XI Конвенции по морскому праву относительно недопустимости монополизации добычи ресурсов.

Предстоит еще сделать немало, прежде чем Международный орган по морскому дну начнет реально функционировать. Соответствующие подготовительные работы ведутся.

Арктика

В соответствии с Правилами плавания по трассам Северного морского пути 1991 г. этот путь открыт для международного судоходства. Осуществляется оно с согласия и под контролем российских властей. Центральное положение среди них занимает Администрация Северного морского пути.

Начато формирование международных органов, занимающихся прежде всего охраной окружающей среды в Арктике. Создан Совет Баренцева Евроарктического региона (1993 г.) и Арктический совет (1994 г.).

Замкнутые и полузамкнутые моря

Понятие

Замкнутое или полузамкнутое море - залив, бассейн или море, окруженные территорией нескольких государств , сообщающиеся с другим морем через узкий пролив или полностью изолированные, главным образом состоящие из территориального моря и исключительных экономических зон нескольких государств.

Основной принцип состоит в том, что режим таких морей определяется соглашением прибрежных государств. Они обязаны сотрудничать при осуществлении своих прав в отношении рассматриваемых морей. Это обязательство включает:

Панамский канал - проходящий по территории Панамы искусственный путь между Атлантическим и Тихим океанами. Канал имеет большое стратегическое и экономическое значение. В течение долгого времени контролировался США . В результате длительной борьбы Панама добилась заключения с США двух новых договоров - о Панамском канале и о нейтралитете и функционировании Панамского канала. Договоры закрепили суверенитет Панамы над каналом. Последний признан постоянно нейтральным водным путем, свободным для судоходства всех стран. Вместе с тем США добились признания за собой некоторых особых прав , в частности они являются гарантом нейтралитета канала.

Конвенция ООН в статье 55 определяет современное явление в международном морском праве, вошедшее в действительность под названием "исключительная экономическая зона".

Объяснение термина

Понятие исключительной экономической зоны считается новеллой в международном праве. Термин и его объяснение были сформулированы на третьей конференции ООН по морскому праву в 1982 году. Положения Конвенции положили начало формированию целого пакета документов на международном уровне.

Исключительная экономическая зона – это прилегающий к территориальному морю участок водного пространства, на который распространён специальный правовой режим. В диапазон распространения юрисдикции входят дно, его недра и воды. Нововведённое понятие стало компромиссом между различными мнениями о разделении пространства.

Ширина зоны

Конвенция определила пределы участка. Принято, что ширина исключительной экономической зоны не может быть больше двухсот морских миль. Это примерно триста семьдесят километров. Отсчёт ведётся от исходных линий, которые являются началом для определения ширины его территориального моря.

Решение Конвенции ООН претворяется в жизнь. На сегодня более ста государств мира определили пределы исключительной экономической зоны в двести миль.

Правовой порядок на территории

Прибрежное государство компетентно реализовывать правовой режим исключительной экономической зоны.

  1. Проводить мероприятия, направленные на сохранение и защиту среды моря.
  2. Осуществлять научные исследования морских глубин.
  3. Создавать сооружения и установки, основывать искусственные острова, пользоваться своими конструкциями.

В то же время уголовная компетенция прибрежного государства ограничена. Оно вправе осуществлять инспекцию, досмотр, в случае необходимости судебное разбирательство или арест. В случае задержания иностранного судна соответствующему государству сообщается о принятых мерах через специальные каналы связи. Наказанием не может стать тюремное заключение экипажа или другая форма наказания его членов. После внесения оговорённой суммы залога или другого материального обеспечения арестованное судно с экипажем немедленно освобождается. Иное развитие событий должно быть утверждено в договоре между государствами.

Полномочия прибрежного государства

Международное право закрепило суверенные права государства в этой экономической части моря. К ним относятся:

  1. исследование, эксплуатация и сохранение неживых и живых запасов моря;
  2. регулирование запасов;
  3. использование зоны в экономических целях (в частности, получение энергии через применение силы течений, ветра или воды);
  4. установление правил получения лицензий, места и времени лова, сбор налогов;
  5. осуществление юрисдикции на искусственных островах, сооружениях и установках.

Требования к другим государствам

Исключительная экономическая зона находится в пользовании других государств. Они могут получать пользу в рамках международного права. Все страны беспрепятственно осуществляют авиаперелёты в воздушном пространстве над морем. Нет ограничений в свободе судоходства. Государства ведут прокладку трубопроводов или подводных кабелей.

Все страны должны придерживаться юридических норм, установленных прибрежным государством. Они обязаны подчиняться его законам, выполнять правила, считаться с его правами и обязанностями.

История возникновения термина

Определением территории, попадающей под власть прибрежного государства, стали заниматься в восемнадцатом веке. Первоначально морская граница проводилась по видимой с берега линии горизонта. Позднее стали практиковать способ при помощи дальнобойного берегового оружия. Все точки района могли достать его ядра. Прогресс в вооружении увеличивал дальность обстрела, что приводило к расширению прибрежной области. По среднему показателю расстояние полёта ядра равнялось трём милям (одна миля - это тысяча восемьсот пятьдесят два метра). Соответственно, подвластная акватория составляла пять с половиной километров.

В конце девятнадцатого века дальнобойность артиллерии увеличилась до двадцати километров. Англия объявила таможенной зоной двенадцать миль прилегающего морского пространства. Последовали её примеру США, Франция и Россия. До принятия в 1982 году Конвенции ООН страны устанавливали контроль над акваториями по своим правилам. Например, Мадагаскар, Камерун считали своими водами участок в пятьдесят миль, а Перу, Чили, Никарагуа и Эквадор – в двести миль. Лишь в декабре 1982 года в городе Монтего-Бей (государство Ямайка) принято обозначение "исключительная экономическая зона". Конвенция о морском праве начала действовать с 1994 года. В России решение приобрело юридическую силу в 1997 году.

Дополнительные нововведения в морском праве

Кроме понятия "исключительная экономическая зона", были разработаны и утверждены дополнительные термины в морском праве. Они дополняют ключевое название, но различаются по правовому режиму. К ним относятся словосочетания: внутренние и морские воды, международный район морского дна и международные проливы, континентальный шельф и открытое море, прилежащая зона и территориальное море.

Внутренние воды продолжают территорию конкретного государства. Сюда относятся водоёмы, со всех сторон окружённые берегами этого государства, морские бухты и заливы, акватории портов. Исторические воды входят в состав внутренних вод. Историческая традиция, например, считает внутренними водами России залив Петра Великого, территорией Канады - Гудзонов залив.

Территориальное море располагается вдоль берега государства и подчинено его власти. Ширина района составляет двенадцать миль. Оно относится к территории государства. Иностранным военным судам предоставляется возможность мирного прохода по обозначенному району.

Прилежащая зона открытого моря примыкает к территориальному морю и имеет ширину не более двухсот миль. Прибрежное государство самостоятельно принимает решения о разработке и эксплуатации природных запасов. Оно может запрещать или дозволять создание искусственных островов и сооружений. Направлять силы для определения зоны безопасности вокруг них. Только с разрешения правительства проводятся морские исследования. Всем иным государствам предоставляется свобода судоходства по морю и полётов в воздушном пространстве над ним. При прокладке трубопроводов или подводных кабелей другие страны обязаны учитывать суверенные свободы прибрежного государства. В использовании ресурсов экономической зоны участвуют страны, не имеющие выхода к морю, после согласования условий с прибрежным государством.

Континентальный шельф

Режим исключительной экономической зоны касается морского дна и его недр. В статье 76 дано определение понятия. Континентальный шельф - это часть материковой территории, затопленная морем. Он состоит из морского дна и недр подводных районов. Его ширина равняется подводным окраинам материка или двумстам милям от исходных линий. Прибрежное государство распространяет над шельфом суверенные права. Но не затрагивают статуса воздушного пространства над ним и покрывающих его вод.

Прибрежное государство может разрабатывать его природные ресурсы. Морское дно и недра шельфа богаты минеральными и другими неживыми резервами. Неподвижно сидящие на время промыслового развития организмы, передвигающиеся только по дну живые биологические виды также составляют природные запасы района.

В случае когда на континентальный шельф претендует несколько государств, у которых берега располагаются напротив друг друга, требуется подписание соглашения между странами. При отсутствии такого договора раздел морского дна производится по правилу равного расстояния от исходных линий.

За линией континентального шельфа расположена территория, получившая статус международного морского дна. Никакое государство не может посягать на его суверенитет, ресурсами пространства владеет всё человечество.

Открытое море

Вся территория моря за границами территориального ограничения прибрежных государств называется открытым морем. Оно предназначено для всех государств, неважно, имеет оно выход к морю или нет. Никакой стране не разрешается подчинять себе какой-либо участок водного пространства. Оно открыто для мирных целей.

В статье 87 Конвенции ООН определены свободы открытого моря: право беспрепятственных полётов, судоходства, рыболовства, научных исследований, право возводить острова и сооружения, прокладывать трубопроводы и кабели. Единственное ограничение – возможность других государств использовать предоставленные свободы.

Любая страна может посылать судно в открытое море под своим флагом. Оно подчиняется юрисдикции этого государства, находится под его защитой. Капитан судна обязан прийти на выручку любому попавшему в беду лицу, обнаруженному в море. При получении сообщения о необходимости оказания помощи выйти на максимально возможной скорости на поддержку. При столкновении с другим судном помочь экипажу и пассажирам. Выполнение обязанностей капитаном возможно лишь в случае, если само судно, его экипаж и пассажиры не подвергаются серьёзной опасности.

Важную роль в мореплавании играют проливы. Выделяется четыре их вида:

  1. между открытым морем и экономической зоной;
  2. между территориальным морем государства и открытым морем;
  3. между континентальной зоной прибрежного государства и островом;
  4. со специальным правовым режимом (Черноморский, Балтийский пролив).

Статус исключительной экономической зоны в России

После ратификации Конвенции ООН Российской Федерацией в 1997 году в стране разработан Закон о статусе прибрежной акватории. В 1998 году понятие "исключительная экономическая зона" в международном праве было использовано в Федеральном законе № 191. Правовой акт воспроизводит основные положения Конвенции ООН. Закон № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне РФ» описал компетенцию федеральной власти в районе. Отдельная глава выделена рациональному использованию природных ресурсов, сохранению живых организмов, исследованию и эксплуатации неживых резервов. Проведению научных разработок, защите морской среды также посвящён специальный раздел.

В законе определён порядок выполнения его положений. Обязанность охранять зону возложена на пограничные службы, таможню и органы власти по защите окружающей среды на федеральном уровне. Должностные лица этих служб могут останавливать и досматривать суда - как российские, так и иностранные. Они вправе осматривать возведённые острова, сооружённые установки на территории зоны.

Возникающие споры между Россией и другими государствами разрешаются с использованием положений международного права.

Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. закрепила право прибрежных государств учреждать исключительные экономические зоны (ИЭЗ), ширина которых не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря. ИЭЗ представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и примыкающий к нему, подпадающий под особый правовой режим, в силу которого права и юрисдикция прибрежного государства, а также права и свободы других государств находятся в определенной взаимозависимости и регулируются Частью V Конвенции 1982 г.

Следует отметить, что на практике режим ИЭЗ применяется в пределах пространства, находящегося за пределами территориального моря, то есть если у прибрежного государства территориальные воды 12 миль, то на его ИЭЗ остается максимум 188 морских миль.

Прибрежное государство в ИЭЗ имеет:

«а) суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;

б) юрисдикцию [...] в отношении:

i) создания и использования искусственных островов, установок и сооружений;

ii) морских научных исследований;

iii) защиты и сохранения морской среды...» (п. 1 ст. 56 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей должно надлежащим образом учитывать права и обязанности других государств.

В ИЭЗ все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов.

Прибрежное государство определяет допустимый улов живых ресурсов в своей ИЭЗ. Это государство, с учетом имеющихся у него наиболее достоверных научных данных, обеспечивает путем надлежащих мер по сохранению и управлению, чтобы состояние живых ресурсов в исключительной экономической зоне не подвергалось опасности в результате чрезмерной эксплуатации. Прибрежное государство и компетентные международные организации, будь то субрегиональные, региональные или всемирные, в зависимости от обстоятельств, должны сотрудничать для достижения этой цели. Такие меры также направлены на поддержание или восстановление популяций вылавливаемых видов на уровнях или до уровней, при которых может быть обеспечен максимальный устойчивый вылов, определяемый с учетом соответствующих экологических и экономических факторов, включая экономические нужды прибрежных рыболовецких общин и особые потребности развивающихся государств, и с учетом методов ведения рыбного промысла, взаимозависимости запасов, а также любых общерекомендо- ванных международных минимальных стандартов, будь то субрегиональные, региональные или всемирные (п. 1-3 ст. 61 Конвенции 1982 г.).

Прибрежное государство должно содействовать оптимальному использованию живых ресурсов ИЭЗ.

Граждане других государств, ведущие рыбный промысел в ИЭЗ, должны соблюдать меры по сохранению живых ресурсов и другие положения и условия, установленные в законах и правилах данного прибрежного государства.

Эти законы и правила могут касаться:

«а) лицензирования рыбаков, рыболовных судов и оборудования, включая взимание сборов и другие формы оплаты, которые в отношении развивающихся прибрежных государств могут представлять собой адекватную компенсацию в виде денежных средств, оборудования и технологии, относящихся к рыбной промышленности;

b) определения видов, которые могут вылавливаться, и установления квот вылова в отношении конкретных запасов или групп запасов, либо вылова на каждое судно в течение какого-либо периода времени, либо вылова гражданами любого государства в течение определенного периода;

c) регулирования сезонов и районов рыбного промысла, видов, размеров и количества орудий лова, а также типов, размеров и количества рыболовных судов, которые могут быть использованы;

d) установления возраста и размера рыбы и других видов, которые могут вылавливаться;

e) определения информации, требуемой от рыболовных судов, включая статистические данные об уловах и промысловом усилии, а также сообщения о местонахождении судна;

f)проведения с разрешения и под контролем прибрежного государства определенных программ рыбохозяйственных исследований и регулирования проведения таких исследований, включая взятие проб уловов, использование проб и представление связанных с этим научных данных;

g) размещения прибрежным государством наблюдателей или стажеров на борту таких судов;

h) выгрузки такими судами всего или какой-либо части улова в портах прибрежного государства;

i) положений и условий, относящихся к совместным предприятиям или другим совместным мероприятиям;

j) потребностей в подготовке персонала и передаче технологии рыбного промысла, включая требования о расширении возможностей прибрежного государства по проведению рыбохозяйственных исследований;

к) процедур обеспечения выполнения» (п. 4 ст. 62 Конвенции 1982 г.).

В силу ст. 69 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. государства, не имеющие выхода к морю, имеют право участвовать на справедливой основе в эксплуатации «части допустимого улова» живых ресурсов в ИЭЗ прибрежных государств того же субрегиона или региона. При этом не имеющие выхода к морю развитые государства обладают упомянутым правом лишь в ИЭЗ развитых государств того же субрегиона или региона.

Прибрежное государство в осуществление своих суверенных прав на разведку, эксплуатацию, сохранение живых ресурсов и управление ими в ИЭЗ может принимать такие меры, включая досмотр, инспекцию, арест и судебное разбирательство, которые могут быть необходимы для обеспечения соблюдения его законов и правил.

С учетом того обстоятельства, что ИЭЗ не входит в состав государственной территории прибрежного государства, а представляет собой «особый район» открытого моря, Конвенция 1982 г. установила особый порядок применения соответствующих правовых норм прибрежного государства:

  • - «Арестованное судно и его экипаж освобождаются незамедлительно после предоставления разумного залога или другого обеспечения.
  • - наказания, налагаемые прибрежным государством за нарушение законов и правил рыболовства в ИЭЗ, не могут включать тюремное заключение, при отсутствии соглашения заинтересованных государств об обратном, или другую форму личного наказания.
  • - в случае ареста или задержания иностранного судна прибрежное государство незамедлительно уведомляет государство флага через соответствующие каналы о принятых мерах и о любом последовавшем наказании» (ст. 73 Конвенции 1982 г.).

В пределах открытого моря прибрежные государства могут устанавливать исключительную экономическую зону. Это район с особым правовым режимом, находящийся за границами территориального моря, но непосредственно прилегающий к нему.

История

Впервые об установлении данной зоны заговорили развивающиеся государства. Их не устраивало то положение, что свободное рыболовство и добыча ресурсов в открытом море было выгодно экономически мощным странам, которые обладали крупнотоннажным рыболовным флотом и иными техническими возможностями. Данные страны хотели осуществлять в таких зонах научные исследования и устанавливать свой контроль над природными ресурсами.

Вплоть до XVIII в. граница морских владений, принадлежащих конкретному государству, лимитировалась линией горизонта, которая была видна с берега. Позднее некоторые страны стали считать своими владениями всю акваторию, до которой доставало их самое дальнобойное орудие. В дальнейшем некоторые государства устанавливали свою юрисдикцию над акваториями на расстоянии 3 морские мили, другие придерживались расстояния в 12, а иные — в 50 морских миль.

В 1982 году была принята Конвенция ООН, касающаяся вопросов морского права. Она и предоставила право государствам устанавливать в своих пределах исключительную экономическую зону. Это привело к тому, что на сегодняшний день около 100 прибрежных стран имеют таковую. Внешняя граница стран удалена на расстояние 200 миль. Кроме того, в данной Конвенции была определена 12-мильная зона территориального моря и 24-мильная зона «прилежащих вод».

Суверенитет

На рассматриваемую зону ни одно государство не имеет полный суверенитет, поэтому правовой режим исключительной экономической зоны смешанный. Согласно принятой Конвенции, прибрежная страна обладает некоторыми суверенными правами для осуществления разведки, разработки естественных ресурсов и их сохранения в недрах, водах морского дна и непосредственно расположенных на нем.

Данное государство может для достижения своих экономических целей сооружать самостоятельно или давать разрешение, осуществляя регулирование создания и эксплуатации искусственных островов, а также различных сооружений и установок. При этом они не являются основанием для выделения нового территориального моря и не изменяют границы последнего, также как и границы континентального шельфа или исключительной экономической зоны.

Над данными строениями и искусственными островами устанавливается исключительная юрисдикция того государства, к берегу которого примыкает данная зона.

Права прибрежной страны

Вокруг данных сооружений рассматриваемое государство может устанавливать зоны безопасности, которые могут быть применены как к возводимым сооружениям, так и к безопасности судоходства. Они должны иметь ширину, не превышающую 500 м от любой точки их внешнего края. Здесь, как и в каждом правиле, есть исключения. Они устанавливаются соответствующими уполномоченными международными организациями или международными стандартами. В случае создания помех при возведении искусственных островов, различных сооружений и установок для международного судоходства по общепризнанным морским путям, устройство зон безопасности запрещено.

Делимитация данных зон между странами, имеющими противоположные или смежные побережья, решается на основании выше рассмотренной Конвенции.

Таким образом, режим исключительной экономической зоны предусматривает некоторые ограниченные права для различных стран. Без согласия первой страны никакие иные не могут осуществлять добычу рыбных и минеральных ресурсов, энергии от ветра, воды или течений.

Юридические действия в данной зоне

Для защиты своих прав прибрежная страна может осуществлять некоторые юридические действия в исключительной экономической зоне. Это предусматривает осуществление таких мер, как досмотр, осуществление инспекций, проведение ареста, осуществление судебных разбирательств.

Помимо этого данное государство может осуществлять преследование судна, не принадлежащего его флагу, в открытом море вне границы исключительной экономической зоны.

В случае предоставления обеспечения арестованный экипаж и судно освобождаются. Личное наказание или тюремное заключение при отсутствии договоренностей между сторонами исключены. Если осуществляется задержка иностранного судна, то государство, которому оно принадлежит, должно быть незамедлительно проинформировано об этом.

Ресурсы рассматриваемых зон

Ресурсы подразделяются на живые и неживые. К первым относятся различные рыбы, виды морских ракообразных, моллюсков, млекопитающих, обитающих в данных водных средах. Ко вторым относятся минеральные ресурсы: нефть, газ и т. д., которые залегают на дне моря. В их состав также включаются химические взвеси, соединения химических элементов, энергия ветра, приливов и течений, а также иные потенциальные виды неживых ресурсов.

Сохранение некоторых видов рыб в исключительных зонах

Для сохранения в этих зонах некоторых видов рыб, к которым относятся далеко мигрирующие, анадромные (мигрирующие для осуществления нереста из морей в реки, например, многие рыбы семейства Лососевые) и катадромные (осуществляющие противоположную миграцию, к примеру, угорь речной), государства могут заключать соответствующие соглашения или осуществлять защиту посредством вовлечения международных организаций, принимать меры по сохранению биоразнообразия посредством регулирования промысла в водах, расположенных за пределами рассматриваемых зон.

В 1992 году была заключена Конвенция о сохранении анадромных видов, находящихся на севере Тихого океана вне исключительных экономических зон таких государств, как США, РФ, Япония и Канада. Данный район называется конвенционным. В нем специализированный промысел анадромных видов запрещен. Если при осуществлении промысла иных видов произошел непреднамеренный вылов анадромных видов, они должны быть сразу возвращены в море.

Права государств в рассматриваемых зонах

В случае осуществления исследований в рассматриваемой зоне прибрежной страны другие государства или международные организации должны гарантировать право первой державы принимать участие в научно-исследовательской деятельности на море и предоставить в случае возникновения такой просьбы результаты выполненных исследований.

Любые государства, включая те, которые не имеют выхода к морю, в данных зонах могут осуществлять свободное судоходство, неограниченные полеты, прокладывать трубопроводы и кабели. Данные вопросы регулируются международным правом.

Исключительная экономическая зона РФ

Конституцией нашей страны предусмотрено, что у нее имеются суверенные права; юрисдикцию в рассматриваемой зоне она осуществляет, руководствуясь нормами международного права и действующими национальными нормативно-правовыми актами.

К последним, например, относится ФЗ «Об исключительной экономической зоне». Данный закон гармонизирован с международными нормативно-правовыми актами. Согласно ему физические и юридические лица могут быть привлечены к ответственности, если осуществляется незаконная деятельность в области промысла и разведки природных ресурсов, их передачи иным государствам при нарушении лицензии, а также в случае, если причинен ущерб их действиями, в результате которого ухудшились условия по воспроизводственному процессу живых организмов.

Данный закон ориентирован на системное урегулирование проблем в исключительной экономической зоне Российской Федерации. В нем определено, что естественные ресурсы и порядок распоряжения ими находятся в исключительной компетенции Правительства РФ и федеральных органов испвласти, которым делегированы соответствующие полномочия. Использование подобных ресурсов в данных зонах предусматривается на платной основе для учета интересов малочисленных народов районов Дальнего Востока и Севера, а также населения, которое проживает на территориях, непосредственно прилегающих к морскому побережью нашей страны.

К российской исключительной зоне относятся также любые острова, принадлежащие государству, кроме скал, непригодных для осуществления жизнедеятельности человека, в том числе для осуществления хозяйственной деятельности.

Топ-10 стран с наибольшей площадью исключительной экономической зоны с территориальным морем

На первом месте находятся США, у которых суммарная площадь этих двух зон составляет более 11300 тыс. км2. С небольшим отрывом от них (11035 тыс.) второе место занимает Франция. Далее расположились Австралия (около 8150 тыс.), Россия (около 7500 тыс.), Канада (около 5600 тыс., причем в данной стране почти половина площади приходится на территориальное море), Япония (около 4500 тыс.), Новая Зеландия (около 4100 тыс.), Великобритания (около 4000 тыс.), Бразилия (около 3650 тыс.) и Чили (около 2000 тыс.).

В заключение

Итак, исключительная экономическая зона — это некоторая область в море, расположенная за пределами территориальных вод, но непосредственно прилегающая к ним и имеющая ширину не более 200 морских миль. В России действует соответствующий ФЗ, принятие которого позволило определить за нашей страной использование естественных ресурсов, расположенных в данных зонах и регламентировать деятельность различных лиц, осуществляемой в границах рассматриваемых зон.

Согласно ст. 55 Конвенции ООН 1982 г., исключительная экономическая зона представляет собой район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, с особым правовым режимом.
Ширина исключительной экономической зоны не должна превышать 200 морских миль, отсчитываемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря.
Прибрежное государство в исключительной экономической зоне имеет:
- суверенные права в целях разведки, разработки и сохранения природных ресурсов как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами, и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке указанной зоны, таких как производство энергии путем использования воды, течений и ветра;
- юрисдикцию в отношении: создания и использования искусственных островов, установок и сооружений; морских научных исследований; защиты и сохранения морской среды; другие права и обязанности, предусмотренные в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.
Прибрежное государство при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей по Конвенции 1982 г. в исключительной экономической зоне должным образом учитывает права и обязанности других государств и действует в порядке, совместимом с положениями данной Конвенции.
Права, изложенные в статье 56 Конвенции 1982 г. в отношении морского дна и его недр, осуществляются в соответствии с частью VI данной Конвенции.
В исключительной экономической зоне все государства, как прибрежные, так и не имеющие выхода к морю, пользуются свободами судоходства и полетов, прокладки подводных кабелей и трубопроводов и другими правомерными с точки зрения международного права видами использования моря, относящимися к этим свободам, такими, как связанные с эксплуатацией судов, летательных аппаратов и подводных кабелей и трубопроводов, и совместимыми с другими положениями Конвенции 1982 г.
Государства при осуществлении своих прав и выполнении своих обязанностей в исключительной экономической зоне должным образом учитывают права и обязанности прибрежного государства и соблюдают законы и правила, принятые прибрежным государством в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права.
Согласно ст. 74 Конвенции 1982 г. делимитация исключительной экономической зоны между государствами с противолежащими или смежными побережьями осуществляется путем соглашения на основе международного права, как это указывается в статье 38 Статута Международного Суда, в целях достижения справедливого решения.
Если в течение разумного срока не может быть достигнуто соглашение, заинтересованные государства прибегают к процедурам, предусмотренным в части XV Конвенции 1982 г. («Урегулирование споров»).
До заключения соглашения, как предусматривается в п. 1 ст. 74 Конвенции 1982 г., заинтересованные государства в духе взаимопонимания и сотрудничества предпринимают шаги для того, чтобы достигнуть временной договоренности практического характера и в течение этого переходного периода не ставить под угрозу достижение окончательного соглашения или не препятствовать его достижению. Такая договоренность не должна наносить ущерба окончательной делимитации. Когда между заинтересованными государствами имеется действующее соглашение, вопросы, относящиеся к делимитации исключительной экономической зоны, решаются в соответствии с положениями этого соглашения.
Правовой статус исключительной экономической зоны Российской Федерации, а также порядок осуществления суверенных прав и юрисдикции России в пределах ее исключительной экономической зоны определены Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации» .

Еще по теме § 2. Правовой режим исключительной экономической зоны:

  1. Статья 403. Типы специальных (свободных) экономических зон 1. На территории Украины могут создаваться специальные (свободные) экономические зоны разных функциональных типов: свободные таможенные зоны и порты, экспортные, транзитные зоны, таможенные склады, технологические парки, технополисы, комплексные производственные зоны, туристско-рекреационные, страховые, банковские и т. п. Отдельные экономические зоны могут сочетать в себе функции, присущие различным типам специальных (свободных) экономич
  2. § 3. Правовой режим искусственных островов, установок и сооружений в исключительной экономической зоне
  3. Статья 8.42. Нарушение специального режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо режима осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения
  4. ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим

Close