Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы), пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв. .

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда.

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда

Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда

Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.

Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.

С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда

Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.

При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии

Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.

Международное географическое разделение труда - это специализация хозяйства отдельных стран на производстве определенных видов продукции или услуг и в последующем обмене ими.

Как правило, в большинстве исследований, посвященных проблематике МРТ, исторически и логически выделяются три вида МРТ:

  • 1. Общее МРТ - разделение труда между крупными сферами материального и нематериального производства (промышленность, транспорт, связь и т.п.). (Т.е. отраслевая специализация). С общим МРТ связано деление стран на индустриальные, сырьевые, аграрные.
  • 2. Частное МРТ - разделение труда внутри крупных сфер по отраслям и подотраслям, например, тяжелая и легкая промышленность, скотоводство и земледелие, и т.п. (т.е. производство на экспорт определенных видов готовой продукции и услуг). Оно связано с предметной специализацией.
  • 3. Единичное МРТ - разделение труда внутри одного предприятия, при этом предприятие трактуется широко, как цикл создания законченного товара. (Специализация на изготовление отдельных узлов, деталей, компонентов).

Единичное и частное МРТ в значительной степени осуществляются в рамках единых корпораций (транснациональных корпораций), которые действуют одновременно в разных странах.

Результатом географического разделения труда является международная специализации отдельных стран. Для ее возникновения необходимы определенные условия:

  • 1) страна должна обладать определенными преимуществами, например, ресурсными, и сохранять их долгое время;
  • 2) должны существовать страны, испытывающие потребность в данной продукции;
  • 3) затраты на производство и доставку продукции потребителю должны быть ниже, чем у других стран;
  • 4) страна должна производить данной продукции больше, чем необходимо ей самой. Примерами международной специализации являются: Япония - автомобили; Саудовская Аравия - нефть; Канада - лес.

Международное географическое разделение труда в настоящее время не столько расширяется, сколько углубляется, приобретая новые формы. Углубление международной специализации и обмена привело к сращиванию отдельных национальных хозяйств. Выделяются: региональная экономическая интеграция и отраслевая.

Основным побудительным мотивом МРТ для всех стран мира, независимо от их социальных и экономических различий, является их стремление к получению экономических выгод от участия в МРТ. Поскольку процесс формирования стоимости какого-либо товара не зависит от социально-экономических условий, и она образуется из затрат средств производства, оплаты необходимого труда и прибавочной стоимости, то все товары, поступающие на рынок, независимо от их происхождения участвуют в формировании интернациональной стоимости, мировых цен. Как известно, товары обмениваются в пропорциях, подчиняющихся законам мирового рынка, в том числе и закону стоимости. Реализация преимуществ МРТ в ходе международного обмена товарами и услугами обеспечивает любой стране при благоприятных условиях получение разности между интернациональной и национальной стоимостью экспортируемых товаров и услуг, а также экономию внутренних затрат путем отказа от национального производства товаров и услуг за счет более дешевого импорта. Однако, это не единственный побудительный мотив к участию в МРТ, поскольку, помимо вышеизложенного, использование МРТ позволяет искать решения глобальных проблем человечества совместными усилиями всех стран мира. Диапазон подобного рода проблем очень велик: от охраны окружающей среды и решения продовольственной проблемы в планетарном масштабе до освоения космоса.

Под влиянием МРТ торговые связи между странами усложняются и обогащаются, перерастая в комплексную систему мирохозяйственных связей, в которой торговля в традиционном ее понимании хотя и продолжает занимать ведущее место, но постепенно теряет свое значение. Внешнеэкономическая сфера мирового хозяйства обладает в наше время сложной структурой, включающей в себя международную торговлю, международную специализацию и кооперацию производства, научно-техническое сотрудничество (НТС), совместное строительство предприятий и их последующую эксплуатацию на международных условиях, международные хозяйственные организации, различного рода услуги и многое другое. Всемирными производительные силы делают международная специализация и кооперация производства, проявляющиеся в планетарном масштабе. Под воздействием специализации и кооперации рождается «дополнительная» сила, которая является как бы даровой и действует одновременно с материально-вещественными и личностными факторами общественного производства. Результаты деятельности каждого из звеньев образующейся производственной системы активно используются постоянно возрастающим числом участников кооперации, что, в конечном счете, ведет к усилению целостности этой системы.

На сегодняшний день, современный мир в экономическом отношении представляет собой определенная целесообразная система, объединяемая международного обобществленным производством, достижением относительно высокого уровня развития. МРТ - это тот «интегратор», который образовал из отдельных элементов всемирную экономическую систему - мировое хозяйство. Являясь функцией развития производительных сил и производственных отношений, МРТ создало объективные условия для растущей взаимосвязи и взаимозависимости воспроизводственных процессов всех стран, расширило пределы интернационализации до общемировых.

Некоторые из примеров мирового разделения труда представлены ниже.

Природный газ - самое дешевое и экологически чистое топливо. В отличие от нефтедобывающих главными газодобывающими странами являются развитые страны Европы и Северной Америки. Лидером в мировой добыче газа является Россия, где расположен огромнейший бассейн - Западная Сибирь, далее по величине добычи следуют: США, Канада, Иран и Норвегия.

Электроэнергетика является одной из ведущих отраслей эпохи НТР. Ее развитие во многом определяет уровень развития хозяйства в целом.

Электроэнергия производится во всех странах мира, но годовую ее выработку в размере более 200 млрд кВтЧч имеют только 11 стран: США, Китай, Япония, Россия, Индия, Германия, Канада, Франция, Республика Корея, Великобритания и Бразилия.

Металлургия является одной из базовых отраслей промышленности и обеспечивает человечество конструкционными материалами, черными и цветными металлами. Эта отрасль включает в себя все процессы - от добычи руды до выпуска проката. В ее состав входят две отрасли: черная и цветная металлургия.

География черной металлургии складывается под влиянием топливно-ресурсных факторов - каменноугольных и железорудных бассейнов. Наиболее богаты железной рудой КНР, Бразилия, Австралия, Украина, Индия, США, Россия, Канада, страны Северной Африки. В последние десятилетия добыча железной руды в развитых странах Европы и США стабилизировалась или даже уменьшилась из-за оскудения ряда месторождений. В настоящее время главные страны - экспортеры железной руды - Бразилия, Австралия, Индия, Канада, ЮАР.

В эпоху НТР черная металлургия ориентируется на грузопотоки железной руды и коксующегося угля. В результате в развитых странах произошел сдвиг отрасли к морским портам - в США, Японии, странах Западной Европы.

Под географическим разделением труда мы понимаем пространственную форму общественного разделения труда. Необходимое условие географического разделения труда состоит в том, чтобы разные страны (или районы) работали друг для друга, чтобы результат труда перевозился из одного места в другое, чтобы был, таким образом, разрыв между местом производства и местом потребления.

В условиях товарного общества географическое разделение труда обязательно предполагает переход продукции из хозяйства в хозяйство, т.е. обмен, торговлю, но обмен является в этих условиях лишь признаком для "опознания" наличия географического разделения труда, но не его "сутью".

Иногда под географическим разделением труда понимают только международное разделение труда, но такое сужение этого понятия неправильно. Всякое международное разделение труда есть в то же время географическое разделение труда, но не наоборот.

В географическом разделении труда можно различать два случая:

1. (абсолютный) - Страна (или район) ввозит какой-либо продукт из другой страны (или района) потому, что по природным условиям не может его производить

2. (относительный) - Ввозится продукт, который мог бы быть произведен и у себя, но обошелся бы дороже.

Развитие географического разделения труда вширь и вглубь

В древности сфера географического разделения труда ограничивалась небольшим ареалом в пределах Старого Света, охватывавшим, в основном, страны Средиземного моря.

В средние века в сферу географического разделения труда захватываются северные моря (в пределах Европы) , пути через Францию и Италию. Вместе с этим в эту сферу втягивается Англия, скандинавские страны, Польша, Новгород и Московское государство.

В процессе расширения арабского халифата, арабские купцы добрались до Индокитая, Мадагаскара и пряных островов.

В эпоху великих открытий сфера географического разделения труда распространяется на Атлантический океан, от Европы до Индии и пр. С введением в строй железнодорожного транспорта связи распространяются вглубь материков.

Сильнейшее развитие сферы географического разделения труда за последние 400 лет связано с открытием новых земель и усовершенствованием транспорта. Такое развитие сыграло крупнейшую роль в замене феодальных на капиталистические порядки в Европе в XV-XVI вв..

В результате того же прогресса транспортной техники разделение труда между городом и деревней воспроизведено было в мировом масштабе.

Экономическая выгода как движущий момент в развитии географического разделения труда

Движущим моментом в том гигантском развитии географического разделения труда, который мы наблюдаем в процессе истории, являлась экономическая выгода, получаемая от осуществления географического разделения труда.

Географическое разделение труда осуществляется тем удобнее, чем, с одной стороны, больше разница между пунктами в ценах на весовую единицу товара, а с другой - чем меньше транспортные издержки.

Влияние транспорта на развитие географического разделения труда Понижение транспортных издержек, получающееся в результате технического усовершенствования транспорта, является одним из основных факторов в процессе развития географического разделения труда.

Развитие транспорта увеличивает географического разделения труда сразу вглубь и вширь.

Влияние географического разделения труда на рост производительности труда Рост производительности труда связывается преимущественно с развитием техники и прежде всего с механизацией, а географическое разделение труда в виде общего правила повышает производительность общественного труда нисколько не хуже, чем развитие техники.

Географическое разделение труда если не создает, то во всяком случае усиливает возможности механизации, ибо пространственная концентрация производства является необходимой предпосылкой и его производственной концентрации, а без последней нет места и росту техники.

С географическим разделением труда не только растут старые потребности, но и создаются новые, сопровождающиеся возникновением новых производств на разнообразном сырье, собираемом с разных мест земного шара.

Географическое разделение труда и процесс формирования и специализации экономических районов

Если понимать экономический район как специализированную часть своего целого, то процесс географического разделения труда придётся считать процессом идентичными с процессом формирования и дифференциации районов.

Установление в пределах известной территории отношений географического разделения труда неизбежно ведет к тому, что каждая из частей этой территории начинает отбирать для себя те отрасли производства, для которых внутри неё имеется более благоприятное сочетание природных и общественно-исторических условий; получается наименьшая себестоимость, а в связи с этим и наибольшая прибыль.

Специализация одного района в одном направлении неминуемо сопровождается специализацией ряда других районов в каких-либо иных направлениях.

Влияние таможенных пошлин на географическое разделение труда Таможенные пошлины первоначально при своем появлении имели главной, если не единственной, целью увеличивать доходы казны за счёт торговых прибылей, происходивших из присвоения выгод, доставляемые географическим разделением труда.

При перевозе товара за границу экспортеру приходится увеличивать свои транспортные издержки на всю величину таможенной пошлины, тем самым условия для географического разделения труд между странами затрудняются.

Понятие географического разделения труда в системе экономической географии Географическое разделение труда является процессом, выделяющим из хозяйственной производственной деятельности сельское хозяйство и промышленность.

Транспорт и торговля, теснейшим образом с ним связанная, тоже порождаются географическим разделением труда и развиваются непрерывно с ним.

Экономические районы формируются, дифференцируются и поддерживаются в постоянном между собой взаимодействии тем же процессом географического разделения труда.

Экономико-географическое положение тоже оказывается теснейшим образом связанным с географическим разделением труда.

Таким образом, географическое разделение труда есть основное понятие экономической географии, теснее всего соединяющее ее с политической экономией; понятие, от которого экономико-географ не может отрываться ни в какой теме, им изучаемой.

27. Транспорт - одна из важнейших отраслей экономики любой страны. Это важная система в сложном механизме мирового хозяйства, которая обеспечивает производственные связи, осуществляет перевозки грузов и пассажиров. При характеристике работы транспортной системы используются такие показатели, как объем перевозимых грузов, грузооборот (учитывающий и вес, и дальность транспортировки грузов), пассажироо-борот, густота транспортной инфрастуктуры и многие другие.
Соотношение видов транспорта в транспортных системах регионов и отдельных стран мира различно. Так, транспортная система промышленно развитых государств имеет сложную структуру и представлена всеми видами транспорта, включая электронный. Особенно высоким уровнем развития транспортной инфраструктуры отличаются Япония, США, Франция, ФРГ, Великобритания и др. Именно на развитые страны приходится примерно 85 % грузооборота мирового внутреннего транспорта (без морского дальнего плавания). Причем в странах Зап. Европы 25 % грузооборота приходится на ж/д транспорт, 40% - на автомобильный, а оставшиеся 35% - на внутренний водный, морской (ближний) каботаж и трубопроводный виды транспорта.
В США и Канаде доли железнодорожного и автомобильного транспорта в перевозке грузов уже почти сравнялись. В странах Восточной Европы и СНГ в перевозках грузов по-прежнему лидируют железные дороги, но при этом постоянно растет значение автомобильного транспорта.
Морской и речной транспорт. Из всех видов мирового транспорта самым дешевым является морской. Он обеспечивает более 75 % перевозок между странами (общий объем грузов - около 3,6 млрд т в год), реализуя возможности международного географического разделения труда при усиливающейся интернационализации мировой экономики.
Странами-лидерами мирового торгового флота (по тоннажу судов) являются Либерия, Панама, Япония, Греция, США, Кипр, Китай. Суда под «дешевыми» флагами (Либерии, Панамы, Сингапура, Кипра и др.) обеспечивают в 3 раза более низкую себестоимость перевозок, значительные налоговые и другие льготы их владельцам.
Первое место в морских грузовых перевозках занимают нефть и нефтепродукты. Особенно крупные грузопотоки формируются в Персидском заливе, а направлены они в Зап. Европу, Японию и США. По-прежнему значительны перевозки угля, занимающего первое место среди массовых сухих грузов. Крупнейшими экспортерами угля являются Австралия, США, ЮАР. Следует отметить также транспортировку железной руды (главные потоки из Бразилия и Австралии). Крупнейший в мире рудовывозящий порт (Тубаран в Бразилии) имеет грузооборот 70 млн т в год. В мировых перевозках руды возрастают сверхдальние грузопотоки, такие, как Бразилия-Япония, Австралия-Зап. Европа, Австралия-Япония. Большой объем в мировых перевозках морским транспортом занимает транспортировка зерновых культур. Крупнейшими экспортерами являются США (лидер в мировом экспорте зерновых), Канада, Австралия, Аргентина. Более половины объема перевозок зерновых направляется ныне в развивающиеся страны.
К крупнейшим мировым портам (по показателю грузооборота) относятся: Роттердам (Нидерланды), Сингапур, Шанхай (Китай), Нагоя, Токио-Иокогама (Япония), Новый Орлеан, Нью-Йорк, Филадельфия, Сан-Франциско (США), Антверпен (Бельгия), Гавр, Марсель (Франция), Лондон и др.
Для многих стран мира, кроме морского, имеет значение и речной транспорт, который использует судоходные реки, каналы и внутренние водоемы. Крупнейшие судоходные каналы и водные речные пути мира - Береговой канал (США), Великий канал (Китай), Волго-Камский водный путь (Россия), водный путь Рейн - Майн - Дунай в Европе. Речной транспорт обслуживает преимущественно внутренние потребности отдельных государств, но иногда осуществляет и международные перевозки (например, по рекам Рейн, Дунай в Европе и др.).
Самый большой речной и озерный флот- в США. Среди ведущих стран мира по объему грузооборота внутреннего водного транспорта следует отметить также Китай, Россию, ФРГ и Канаду.
Железнодорожный транспорт. Протяженность мировой ж/д сети составляет около 1,2 млн км. Наибольшую длину имеют железные дороги в США (около 240 тыс. км), Канаде (90 тыс. км), России (86 тыс. км), Индии (61 тыс. км), Китае (53 тыс. км), ФРГ. Однако наибольшая плотность железнодорожной сети (густота) отмечается в странах Зап. Европы (в Бельгии - 100км путей на 100 км2 территории). В России этот показатель достаточно высок в Европейской части страны и очень низок в Сибири. По протяженности электрифицированных железных дорог первое место в мире занимает Россия. В США такие дороги не получили большого распространения: более 90 % всей работы выполняют тепловозы. В Японии и западноевропейских странах доля электрической тяги в ж/д транспорте составляет около 50 % (в Швейцарии почти 100 %, во Франции и Испании - около 30 %).
Автомобильный транспорт. Общая длина дорожной сети мира превысила 23 млн км, при этом почти треть ее сосредоточена в Сев. Америке и четверть - в Зап. Европе.
В настоящее время большую роль в перевозках грузов и пассажиров играют трансконтинентальные магистрали. Наиболее известны шоссейные дороги, протянувшиеся, например, через пустыню Сахара в Африке, через всю территорию США - от Атлантического до Тихого океана, а также между Канадой и США и далее через страны Латинской Америки. Это Панамериканское шоссе, проходящее через Северную и Южную Америку, соединено с Трансамазонской магистралью.
В США и ФРГ на долю автотранспорта приходится 25 %, а в Великобритании - до 80 % перевозок грузов внутри страны. В России в грузообороте и пассажирообороте доминирует ж/д транспорт (до 50 %), но в последние годы роль автомобилей растет.
Трубопроводный транспорт. Мировая сеть нефтепроводов в настоящее время имеет протяженность более 400 тыс. км, сеть (магистральных газопроводов еще больше- 900 тыс. км. Себестоимость транспортировки по трубопроводам втрое ниже, чем по железной дороге. Они обеспечивают стабильность перевозок, меньшее загрязнение окружающей среды.
В Сев. Америке трубопроводы проложены от районов добычи нефти и газа к индустриальным центрам потребления на востоке континента. В Зап. Европе они проходят от морских портов к промышленным центрам в глубине континента. В России нефте- и газопроводы проведены из районов Зап. Сибири и Поволжья в Европейскую часть страны и далее в Вост. и Зап. Европу. Длина нефтепровода «Дружба» 5,5 тыс. км, а газопровода Уренгой-Западная Европа около 4,5 тыс. км.
Воздушный транспорт играет очень важную роль в международных пассажирских перевозках, обеспечивает связи с труднодоступными районами.
В наиболее развитых странах сложилась густая сеть авиалиний. Крупнейший воздушный парк (самолетный) сконцентрирован в США, значителен в Канаде, Франции, Австралии, ФРГ. В международных воздушных сообщениях участвуют свыше 1 тыс. аэропортов (только в Европе их около 400).
Крупнейшие аэропорты мира: в США - Чикаго, Даллас, Лос-Анджелес, Атланта, Нью-Йорк (Кеннеди), Сан-Франциско; Великобритании - Лондон (Хитроу); Японии - Токио, а также в ФРГ - Франкфурт-на-Майне, Франции - Париж и др.

28. Малые страны Средней Европы расположены в разных частях региона. Бельгия и Нидерланды имеют выход к Северному морю. Люксембург, Австрия, Швейцария и страна-карлик Лихтенштейн занимают внутреннее положение, Ирландия - островная страна. Все страны граничат с высокоразвитыми странами Западной Европы, что способствует тесным экономическим связям с ними.

По государственным строем преобладают конституционные монархии (Бельгия, Люксембург, Лихтенштейн, Нидерланды). Австрия, Швейцария и Ирландия - республики.

Природно-ресурсный потенциал малых стран Средней Европы незначителен. Собственные месторождения природного газа есть только в Нидерландах. Австрия и Швейцария обладают значительными гидроэнергоресурсами. Достаточные запасы железных руд имеются только в Австрии, а запасы цветных металлов незначительны во всех странах и вообще отсутствуют в Нидерландах.

По национальному составу население все страны, кроме Бельгии и Швейцарии, являются однонациональными. Естественный прирост очень низкий, для стран характерен импорт дешевой рабочей силы. Уровень урбанизации очень высок. Официально в Швейцарии и Австрии в городах проживает соответственно 62% и 58% населения, однако даже в сельской местности царит городской образ жизни.

Города малых стран Средней Европы давние и являются историческими и архитектурными памятниками. Среди стран Европы Нидерланды и Бельгия заселены гуще, средняя плотность составляет соответственно 371 человек на 1 км и 338 человек на 1 км кв.

Хозяйство Средней Европы . Все страны относятся к высокоразвитых, только Ирландия - среднеразвитых государство. Удачный выбор специализации, широкое участие в международном разделении труда, накопленный опыт промышленного развития и постоянное его обогащение, а также опережающее развитие научно-технических и технологических достижений обеспечивает им достаточно сильные позиции в экономике Западной Европы. Только Ирландия характеризуется заметно более низким уровнем развития экономики, но в конце XX в. темпы ее развития были самыми высокими в зоне евро.

Промышленность - главная отрасль хозяйства стран.

ТЭК малых стран Средней Европы (за исключением Нидерландов) ориентируется на импортные энергоресурсы. В Австрии и Швейцарии в производстве электроэнергии преобладают ГЭС. В Бельгии, Нидерландах и Швейцарии есть АЭС.

Металлургический комплекс стран Средней Европы переживает кризис из-за недостатка собственного сырья и топлива. Черная металлургия на 2/3 использует руды из Африки, Австралии и Америки. Бельгия и Люксембург входят в группу стран - крупнейших экспортеров стали среди стран Западной Европы. Высокоразвитая черная металлургия также в Нидерландах. В цветной металлургии наиболее развита алюминиевая промышленность на привозных бокситах (Швейцария, Нидерланды, Бельгия). Кроме того, выплавляют медь, кобальт, свинец. Бельгия - один из крупнейших экспортеров цветных металлов Западной Европы.

Машиностроение стран Средней Европы - ведущая отрасль промышленности. Электротехника - сложный многоотраслевой комплекс, занимающийся выпуском электронной, радио- и телефонной аппаратуры, энергетического оборудования. Наибольшее развитие она получила в Нидерландах (телевизоры, радиоприемники, компьютеры, электронное медицинское и телекоммуникационное оборудование). Высокоразвитая эта отрасль и в других странах. В Австрии и Швейцарии развито тяжелое машиностроение. Швейцария занимает одно из первых мест в Европе по производству часов, 95% которых идет на экспорт. Судостроение развито в Нидерландах.

Нефтехимическая промышленность стран Средней Европы развита в Нидерландах и Бельгии. Швейцария специализируется на производстве фармацевтических продуктов.

Пищевая промышленность наивысшего развития достигла в Нидерландах (1/4 мирового экспорта сливочного масла, сыра, 2/3 сгущенного молока) и Швейцарии (сыр, шоколад, пищевые концентраты).

Сельское хозяйство Средней Европы - тоже развитая отрасль имеет высокую производительность. Аграрная политика стран региона направлена на сохранение природной среды и получения экологически чистой продукции.

В отраслевой структуре преобладает животноводство мясо-молочного направления, только в Бельгии и Австрии оно имеет молочно-мясное направление. По экспорту живого скота и мяса Ирландия занимает одно из первых мест в Европе и мире.

Важнейшие сельскохозяйственные культуры - кормовые (пшеница, овес). Под ними заняты большие площади чем под продовольственными культурами. Выращивают также сахарную свеклу, кукурузу, картофель. В Австрии, Швейцарии и Люксембурге занимаются виноградарством, в Нидерландах - цветоводством.

Рыболовство стран Средней Европы наиболее развито в Ирландии.

Транспорт играет важную роль в развитии хозяйства малых стран Средней Европы. В Бельгии, Нидерландах и Ирландии по внешним связям ведущую роль играют морской (порты Роттердам, Антверпен) и авиационный. Речной транспорт используется для внутренних и внешних перевозок грузов в Бельгии, Нидерландах и Австрии. Важнейшие водные артерии - Рейн и Дунай. В Швейцарии и Австрии наибольшее значение имеют автомобильный и железнодорожный транспорт. Автомобильный транспорт развит во всех странах.

Внешнеэкономическая деятельность стран Средней Европы очень разнообразна. Из статей экспорта преобладает продукция машиностроения, металлургии, химической и пищевой промышленности. В импорте - сырье, энергоносители и полуфабрикаты. Страны поддерживают очень тесные экономические связи между собой, а также с ФРГ и Великобританией. Швейцария и Люксембург предоставляют кредитно-финансовые услуги. Туризм - одна из ведущих звеньев дохода всех стран. В Австрии и Швейцарии доходы от туризма высокие в мире в расчете на одного жителя. Австрия, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Ирландия - члены ЕС, а страны Бенилюкса (общее название Бельгии, Нидерландов, Люксембурга) являются членами НАТО.

29. Норвегия, Швеция, Финляндия образуют единый территориальный массив, занимая Скандинавский полуостров. Дания расположена в материковой части Европы. В ее состав на правах острова входит Гренландия. Исландия - островное государство.

По государственному строю Норвегия, Дания и Швеция - конституционные монархии, остальные страны - республики.

Страны Северной Европы имеют значительный природно-ресурсный потенциал. Месторождения железных руд размещены в странах Скандинавского полуострова. Кроме того, здесь имеются значительные запасы медных (Финляндия), хромитовых руд, ванадия, молибдена, титана, цинка, серы, апатитов. Хуже страны региона обеспечены топливными ресурсами. Норвегия и Дания добывают нефть и газ в Северном и Норвежском морях, каменный уголь является на архипелаге Шпицберген (Норвегия), бурый уголь - в Финляндии и Дании. Норвегия и Швеция имеют значительные гидроресурсы.

По национальному составу населения страны Северной Европы является однонациональными. Через суровые природные условия плотность населения самая низкая в Европе и не превышает 22 человека на 1 км кв., А в Исландии - 3 человека на и км кв. Размещается население, в основном, в южных районах страны. Наиболее равномерно заселена Дания. Уровень урбанизации высок. Городское населениесоставляет от 2/3 до 4/5 и концентрируется преимущественно в столичных агломерациях. Естественный прирост населения очень низкий и колеблется в пределах 2-4%.

Хозяйство Северной Европы . Во второй половине XX в. отраслями международной специализации Финляндии были производство бумаги и целлюлозы, Норвегии - цветная металлургия и производство целлюлозы, Швеции - черная металлургия, Дании - переработка сельскохозяйственного сырья. Исландия, как и раньше, специализируется на рыболовстве (промысел сельди и трески). Быстрыми темпами развивается во всех странах, кроме Исландии, машиностроения.

ТЭК стран Северной Европы , кроме Норвегии и Дании, ориентируется на импортные топливные ресурсы - нефть, газ и уголь. В энергетике скандинавских стран большую роль играют ГЭС, АЭС. Исландия для производства электроэнергии использует термальные ресурсы.

Машиностроение Северной Европы представлено электротехническими отраслями и судостроением. Кроме того, в Норвегии производят оборудование для нефтепромыслов, в Швеции - станки и строительную технику, автомобили, в Финляндии - оборудование для целлюлозно-бумажной промышленности, в Дании развивается точное машиностроение.

В отраслевом составе химической промышленности преобладают лесохимия и основная химия. В конце XX в. в странах региона быстрыми темпами начала развиваться нефтеперерабатывающая промышленность.
В структуре сельского хозяйства Северной Европы преобладает животноводство мясо-молочного направления, в Исландии - мясо-молочное овцеводство. Земледелие представлено выращиванием кормовых (пшеница, рожь, ячмень) и технических (картофель, сахарная свекла) культур. Во всех странах традиционно развито рыболовство.
Важнейшим видом транспорта в регионе является морской, большую роль в пассажироперевозках играет воздушный транспорт. Развивается сеть трубопроводов.

Во внешнеэкономической деятельности основными торговыми партнерами стран Северной Европы есть другие страны Западной Европы и США. Финляндия, Швеция, Дания являются членами ЕС, а Дания, Норвегия и Исландия - НАТО.

В структуре экспорта преобладают продукция машиностроения, бумага, целлюлоза, древесина, руды и изделия из металла. 3/4 экспорта Исландия составляют рыбные изделия.

35. ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА И ФАКТОРЫ ЕГО РАЗВИТИЯ

Географическое разделение труда (ГРТ) - это специализация страны или р-на и обмен между ними продукцией и услугами. Отрасли специализации - такие отрасли, которые в большей мере ориентированы на вывоз продукции и определяют «лицо» страны или р-на в геогр. разделении труда. Геогр. разделение труда способствует укреплению между странами или р-нами торгово-экономических связей. Специализация в определенной отрасли складывается при условии (факторы):

1. Страна должна обладать преимуществом перед др. странами в развитии данной отрасли. Например природными ресурсами, трудовыми ресурсами, удобством трансп.-геогр. положения, высокой квалификацией рабочих, наличием значительного капитала и др. Обычно действует несколько факторов.

2. Существуют внешние рынки сбыта, где данных товаров не хватает и цена выше чем на внутреннем рынке. Например спрос в западной Европе вызвал развитие произ-ва натурального каучука и олова в юго-восточной Азии.

3. Затраты на поставку продукции не должны поглощать всю разницу в цене на месте произ-ва и на рынках сбыта. Разница в цене должна покрыть расходы на доставку, таможенные пошлины и учитывать прибыль торговых компаний, занимающихся экспортом.

Последнее условие находится в прямой зависимости от развития транспорта и транспортной сети - это один из основных факторов развития ГРТ. Др. факторы - недостаток ресурсов на данной территории и избыток их на др.

Разделение труда открывает доступ территории к ресурсам др. территорий, что способствует прогрессу в произ-ве и потреблении. Причиной ГРТ является различия в природных условиях и ресурсах, повышает эффективность произ-ва. Развитие ГРТ определяют группы факторов:

1. прир.-геогр. и соц.-экон. - различия в природных условиях и ресурсах, в почвенно-климатических условиях, в размерах территории, численности и концентрации населения и наличие трудовых ресурсов;

2. результаты научно-технического прогресса - специализация, уровень развития территории - эти факторы имеют все большее значения по сравнению с первой группой;

3. соц.-полит. и соц.-экон. - внешняя политика, участие в разделении труда, особенности исторического развития, традиций произ-ного развития и внешних связей, своеобразие структуры хоз-ва.

37. ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНОВ

Антропогенные факторы, т.е. результаты деятельности человека, приводящие к изменению среды обитания можно рассматривать на уровне региона, страны или глобальном уровне. Антропогенное загрязнение атмосферы приводит к глобальному изменению. Загрязнения атмосферы поступают в виде аэрозолей и газообразных веществ. Наибольшую опасность представляют газообразные вещества, на долю которых приходится около 80% всех выбросов. Прежде всего - это соединения серы, углерода, азота. Углекислый газ сам по себе не ядовит, но с его накоплением связана опасность такого глобального процесса как «парниковый эффект». Последствие мы видим по потеплению климата на Земле.

С попаданием в атмосферу соединений серы и азота связано выпадение кислотных дождей. Двуокись серы и окислы азота в воздухе соединяются с парами воды, затем вместе с дождями выпадают на землю фактически в виде разбавленных серной и азотной кислот. Такие осадки резко нарушают кислотность почвы, способствуют гибели растений и высыханию лесов, особенно хвойных. Попадая в реки и озера угнетающе действуют на флору и фауну, нередко приводя к полному уничтожению биологической жизни - от рыб до микроорганизмов. Расстояние между местом образования кислотных осадков и местом их выпадения может составлять тысячи километров.

Эти отрицательные воздействия глобального масштаба усугубляются процессами опустынивания и вырубки лесов. Главный фактор опустынивания - это деятельность самого человека. Среди антропогенных причин - это избыточный выпас скота, вырубка лесов, чрезмерная и неправильная эксплуатация земель. Ученые подсчитали, что общая площадь антропогенных пустынь превысила площадь естественных. Вот почему опустынивание относят к числу глобальных процессов.

В результате активного воздействия цивилизации на окружающую среду степень ее загрязнения возрастает с каждым годом. Особенно сильно это негативное влияние в местах экол. катастроф или в местах нерационального использования минеральных ресурсов и разнообразных вредных отходов произ-ва. Обеспечение безопасности жизнедеятельности в условиях зараженной окружающей среды невозможно без достаточных знаний о вредных воздействиях многих токсичных веществ.

Среди всех загрязняющих окружающую среду веществ выделяется особая группа - ионы металлов. Главной причиной этих загрязнений можно считать колоссальное потребление и переработка минеральных ресурсов,

Россия занимает одно из первых мест в мире по запасам пресной воды. И учитывая, что общие ресурсы пресной воды составляют от общего объема гидросферы Земли всего 2-2,5%, становится ясно каким богатством мы обладаем. Главную опасность для этих ресурсов представляет загрязнение гидросферы. Основные запасы пресной воды сосредоточены в озерах, площадь которых в нашей стране больше территории Великобритании. В одном только Байкале находится примерно 20% мировых запасов пресной воды.

Существует три вида загрязнения водной среды: физическое (прежде всего тепловое), химическое и биологическое. Хим. загрязнения возникают в результате попадания различных хим. веществ и соединений. К биологическим загрязнениям относятся прежде всего микроорганизмы. В водную среду они попадают вместе со стоками хим. и целлюлозно-бумажной пром-ти. От таких загрязнений пострадал и Байкал, и Волга, и многие большие и малые реки России. Отравление рек и морей отходами пром-ти, с/х приводят еще к одной беде - уменьшению поступления в морскую воду кислорода и как следствие отравление морской воды сероводородом. Примером может служить Черное море. В Черном море существует установившийся режим обмена поверхности и глубинных вод, который препятствует проникновению в глубину кислорода. В результате на глубине накапливается сероводород. В последнее время ситуация в Черном море резко ухудшилась и не только из-за постепенного нарушения равновесия между сероводородными и кислородными водами, идет нарушение гидрологического режима после строительства плотин на реках, впадающих в Черное море, так и из-за загрязнения прибрежных вод отходами пром-ти и сточными водами.

Остро стоят проблемы хим. загрязнения водоемов, рек и озер в Мордовии. Одним из наиболее ярких примеров - сброс в водостоки и водоемы тяжелых металлов, среди которых особенно опасен свинец (антропогенные его поступления в 17 раз превышают естественные) и ртуть. Источниками этих загрязнений явились вредные произ-ва светотехнической пром-ти. В недавнем прошлом тяжелыми металлами был отравлен водоем на севере Саранска под названием Саранское море.

Не обошла стороной Мордовию и общая беда - чернобыльская авария. В результате многие р-ны пострадали от радиоизотопного загрязнения земель. И результаты этого антропогенного воздействия будут сказываться еще сотни лет.

Усиление концентрации и интенсивности с/х произ-ва обостряет проблему поддержания экол. равновесия. Природные ландшафты Мордовии отличаются высокой (в некоторых случаях превышающую экол. сбалансированность) распаханностью территории, что обуславливает основные экол. проблемы с/х. Среди них следует отметить снижение плодородия почв вследствие уменьшения в них гумуса и элементов минерального питания, широкое распространение водной эрозии, и деградацию пастбищных ре­сурсов, которые во многих р-нах республики крайне ограничены. По­этому исходя из реальных условий целесообразно на некоторых участках снизить интенсивность произ-ва, в частности расширить площади под многолетними травами, что является важным агротехническим прие­мом борьбы с эрозией.

Существенное влияние на с/х экосистемы оказы­вают локальные источники загрязнения - предприятия переработки, крупные свиноводческие фермы и птицефабрики, места складирования ми­неральных удобрений и др. Поэтому должны быть предусмотрены меры по предотвращению неблагоприятных экол. последствий (использование безотходных технологий, усовершенствование очистных сооружений). Азотные удобрения, которые применяются больше всего, распадаются, разлагая органическое вещество гумуса и истощая почвы. Загрязнение минеральными удобрениями при нарушении технологий их внесения и хранения происходит не только в отношении почв, но и во­доемов. Расчеты экологов показывают, что не менее 1/3 попадающих на поля минеральных удобрений смывается талыми и дождевыми водами в во­доемы и водотоки. Отрицательные последствия вызывает массовое приме­нение ядохимикатов - инсектицидов, пестицидов, гербицидов и др. Мно­гие из них обладают высокой токсичностью и биологической активно­стью. Для большинства из них характерна повышенная устойчивость к воздействиям внешней среды, способность сохраняться в почве многие годы и даже десятилетия.

Для прогнозирования неблагоприятных экол. последствий интенсификации с/х, которые в большинстве случаев связаны с ухудшением качества почв (дегумификация, эрозия), необхо­дима оценка современного уровня плодородия почв и выявление факто­ров, наиболее сильно влияющих на плодородие почв.

Географическое разделение труда = ТРТ

Территориальное разделение труда (ТРТ) - процесс производственной специализации, обособления экономических районов, развития межрайонной кооперации, обмена продукцией и услугами. Выражаясь в закреплении отдельных отраслей за определенными территориями, территориальное разделение труда показывает степень экономической освоенности пространства, уровень развития производительных сил и интеграции страны.

ТРТ открывает дополнительные возможности повышения эффективности регионального воспроизводства, как за счет преимуществ отраслевой специализации, так и благодаря использованию природно-ресурсных и социально-экономических возможностей регионов.

Географическое разделение труда представляет собой форму общественного разделения труда и подчиняется законам его развития, определяемым способом производства. Имеется прямая связь ТРТ с территориальным размещением общественного производства в той мере, в какой происходит обмен результатами производственной деятельности между разными местностями.

Сущность территориального разделения труда заключается в специализации производителя на выпуске определенной продукции в размерах, которые превышали бы его личную потребность, при единовременном отказе от изготовления иной продукции. Экономический смысл указанного процесса заключается в том, что суммарные затраты всех производителей на данный объем всех видов продукции снижаются по сравнению с вариантом «универсального» производства отдельного производителя. Снижение производительных издержек каждого производителя на единицу выпускаемой продукции обеспечивается наличием благоприятных условий, к числу которых, помимо чисто индивидуальных свойств (например, физиологические способности человека), можно отнести и те «возможности», которыми располагает та или иная местность для изготовления определенного вида продукции (исторические, экономические и природные предпосылки развития производства).

В силу наличия тех или иных благоприятных условий на какой-либо территории возникает возможность специализации большей части проживающего здесь населения на некоторых видах производственной деятельности. В результате отдельные отрасли (производства) закрепляются за определенными территориями, сосредоточиваются на этих территориях.

В реальной экономической действительности разделение труда проявляется не только в форме разделения труда между странами и районами, но и в форме разделения труда между разнородными отраслями, находящимися на территории данных стран и районов.

Виды территориального разделения труда:

Генеральное (всеобщее) разделение труда, которое возникает и осуществляется между экономически целостными территориями (странами и экономическими районами). При генеральном разделении труда рассматриваются взаимоотношения районов страны в целом, во всей сложности экономических переплетений экономических связей между ними.


Разделение труда между отдельными центрами (промышленными узлами, большими городами), при котором можно не принимать во внимание разделение труда на территориях, расположенных между ними, и эти центры выделяются из целостной "ткани" экономических районов.

Разделение труда, возникающее в том или ином пространственном "поле" вокруг экономического центра (города, комбината, крупного сборочного машиностроительного завода). При этом "поля", на которых разбросаны те или иные тяготеющие к данному центру точки, могут перекрещиваться, не совпадать с экономическими районами.

Постадийное разделение труда, при котором территориально разобщены и находятся в разных пунктах или местностях стадии того или иного единого производственного процесса.

Фазовое территориальное разделение труда, заключающееся в том, что одна и та же продукция поступает в центры поступления в течение года из разных мест.

Эпизодическое разделение труда, когда страны решили обменяться какими-либо товарами по каким-то политическим или экономическим соображениям, хотя это и не соответствует традициям, необходимости и т.д.


Close