Во время своей ежегодной пресс-конференции впервые лично прокомментировал напряженную ситуацию с дальнобойщиками, недовольными новыми сборами за проезд по федеральным трассам с 12-тонников в рамках системы «Платон». С ноября тысячи дальнобойщиков по всей России объединились и стали выступать против платного проезда, который, согласно их аргументам, сделает полностью неприбыльным ведение мелкого бизнеса грузоперевозок и лишит заработка тысячи семей.

Руководители профессиональных союзов сразу же обратили внимание на то, что оплата в размере 1,53 руб. за километр пути (3,06 руб. с марта 2016 года) станет по сути третьим налогом в дополнение к действующим акцизным сборам, закладываемым в стоимость бензина, и транспортному налогу, которые существенно выше по сравнению с тем, что платят владельцы легковушек. Кроме того, по уверению профсоюзов, существенное удорожание услуг автоперевозчиков неизбежно приведет к дополнительному росту цен в магазинах. В итоге волна массовых несанкционированных митингов и протестов прокатилась по крупнейшим российским городам, а часть водителей устремилась в Москву.

«Платон» не отменят

В своем ответе на вопрос о судьбе «Платона» и дальнобойщиков Путин ясно дал понять, что отмены системы, чего требует часть автоперевозчиков, не будет.

Кроме того, он объяснил выбор подрядчиков тем, что те смогли привнести существенные инвестиции для запуска системы сбора оплаты. Поясним, что участниками концессионного соглашения по созданию «Платона» вместе с Росавтодором являются ООО «РТ-Инвест» и 42-летний предприниматель Игорь Ротенберг, являющийся сыном известного миллиардера и давнего знакомого президента Аркадия Ротенберга. Личность Игоря Ротенберга вызывает у протестующих водителей особое недовольство, многие из которых уверены, что сборы с водителей достанутся лично ему.

«Здесь упоминался младший Ротенберг, что является важным, — сказал Путин. — Нужно смотреть в суть проблемы.

Все сборы от системы «Платон» на 100% идут в дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки. И оттуда все сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах РФ.

Второе. Откуда получают средства СП между «Ростехнологиями» и фирмой частных лиц. Они получают эти деньги из бюджета напрямую. По-моему, там где-то 10 млрд руб. (финансирование ООО «РТ-Инвест» на 2016 год запланировано в размере 10,6 млрд руб. — «Газета.Ru») . На ремонт этой системы, на поддержание ее работоспособного состояния, на развитие. Это значит, что все может быть проверено, в том числе и общественностью, и Счетной палатой. Если кто-то считает, что эти расценки завышены, пусть посчитают и предъявят. И это будет правильно. Доходы от «Платона» в компании, в которых находятся частные инвесторы и «Ростехнологии», они туда не поступают».

Введение системы «Платон» Путин объяснил наличием «серых» схем работы среди дальнобойщиков.

«В автомобильной отрасли налоги платят — отчасти только платят за инфраструктуру, через акциз на бензин, но только отчасти, — сказал президент. — А в других отраслях полноценная уплата за инфраструктуру. Часть грузов стала перекочевывать на автодороги. Возникло огромное количество грузовиков, которые негативно на нее влияют. А налог платят одинаково. Эксперты считают, что при разгоне-торможении влияние на полотно грузовиков 12 тонн разрушительно влияет, больше, чем легковушки. А платят одинаково. У нас отменили лицензирование этого вида деятельности. На практике привело, что появилось большое количество людей, которые просто покупают большегрузы и пользуются. Это абсолютно «серая» схема экономики.

Я сам из рабочей семьи. Понимаю, что мужики вкалывают. Мне хочется их поддержать. Но надо выходить из «серых» схем. Надо им помочь. Здесь надо бы правительству некоторые вещи доработать».

Отменить транспортный налог и поработать с патентами

Вслед за серьезным снижением штрафов за неоплату проезда Путин озвучил еще одно серьезное послабление для дальнобойщиков, которым станет отмена транспортного налога. Сделать это Путин потребовал не позднее первого квартала 2016 года.

«За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, — сказал Путин. — Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, — не отменили. Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать.

И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты».

Глава государства также выразил надежду, что правительство продумает изменения в патентной системе для водителей большегрузов.
«Как сделать, чтобы не перегрузить их поборами, платами и налогами? Есть простой способ — дать им возможность приобрести патент, недорогой. Но здесь есть проблема. Патенты выдают на год, а есть сезонные перевозки. Ну, пусть правительство подумает заранее об этом и сделает это», — подчеркнул Путин.

Без транспортного налога легче не станет

«Транспортный налог — это 20-40 тыс. руб. в год с грузовика, а «Платон» — это 200-300 тыс. в год, — рассказал координатор ассоциации «Дальнобойщик» Валерий Войтко «Газете.Ru». — Получается, что отмена транспортного налога совершенно не компенсирует введение «Платона». Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 л.с. и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты.

До дорог эти средства в основном не доходят, а направляются в соцсферу — зарплаты и пособия бюджетникам, расходы на здравоохранение. Вот и думайте, к чему эта ситуация приведет в регионах, которые лишатся такой статьи доходов».

Войтко уверил «Газету.Ru», что его группа дальнобойщиков продолжит отстаивать свою позицию, и обратил внимание на то, что сейчас перевозчикам, которые продолжат работать в новых условиях, не остается ничего другого, кроме как закладывать стоимость перевозки в стоимость продукции. А это уже привело к росту цен в магазинах.

В свою очередь лидер межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов считает, что отмена транспортного налога все-таки приведет к снижению в региональных бюджетах доходов, которые используются на строительство дорог.

«Это предпосылка к тому, чтобы все региональные дороги в итоге стали платными, и «Платон» заработает не только на федеральных трассах, — сказал Котов. — Основные доходы регионов, которые поступают в бюджет на строительство дорог, это как раз транспортный налог. Если сейчас его отменить, то денег будет поступать меньше. Ведь с легковых машин много не соберешь. Следовательно, придется искать либо другие источники финансирования, либо вводить плату за пользование федеральными дорогами для всех».

Водитель Магомед Магомедов из Дагестана, который владеет несколькими фурами и принимал участие в автопробеге из Дагестана в Москву, рассказал «Газете.Ru», что

за грузовик мощностью 380 л.с. ему ежеквартально приходится платить налог в размере 14 тыс. руб. «Но если проезжать в год по 100 тыс. км, я буду тратить не менее 300 тыс. руб, — пояснил Магомедов.

— А у нас ведь свои обычаи, надо собрать деньги на калым, чтобы выдать дочерей замуж, я этого сделать уже не могу. И за эту страну мы воевали. Больше наших голосов власти не дождутся! А я ведь так гордился Путиным, что он взял Крым! Если наши активисты будут продолжать свои акции, то я сразу же к ним присоединюсь и сделаю все, что от меня зависит!»

Руководитель компании «Навигатор-М» Руслан Шанкин считает, что отмена транспортного налога поможет грузоперевозчикам «как мертвому припарка».

«Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. — за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, — рассказал Шанкин «Газете.Ru». — Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том, что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40-45 тыс. руб. Получается, что звучит громко, а на деле эффекта никакого».

Между тем в руководстве «Единой России» заявили, что вопрос соотношения платежей в систему «Платон» и размер транспортного налога следует тщательно проработать на законодательном уровне, чтобы регионы не утратили возможность ремонтировать дороги в субъектах РФ.

«Транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе «Платон» — на ремонт федеральных трасс. Поэтому нужно найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога», — цитирует в четверг вице-спикера Госдумы, секретаря генсовета партии Сергея Неверова пресс-служба единороссов.

Пока политики рассуждали о целесообразности «Платона», певец и лидер группы «ДДТ» Юрий Шевчук в четверг протестующих дальнобойщиков. Чтобы поддержать водителей, он спел им несколько песен и подарил свои диски.

Правительство России не обсуждает введение моратория или отмену системы «Платон», взимающей с 15 ноября плату с большегрузов массой выше 12 т за проезд по федеральным трассам, сообщило в четверг агентство ТАСС со ссылкой на вице-премьера Аркадия Дворковича.

Он сообщил, что кабинет министров изучает варианты исключения негативного влияния взимания платы за проезд с большегрузного транспорта на малый бизнес.

Дворкович рассказал, что в письме, направленном премьер-министру Дмитрию Медведеву от имени нескольких ассоциаций производителей, говорится о грядущем росте цен в канун Нового года в связи с внедрением системы. «Это не так. Эффект от внедрения системы на цены может быть, но минимальный и по всем расчетам, по подавляющему большинству товаров речь идет о десятых долях процента», — отметил Дворкович.

По его мнению, ряд компаний желают повысить цены накануне новогодних праздников в связи с повышенным спросом и пытаются связать этот рост цен с внедрением системы. Он подчеркнул, что случаи необоснованного повышения цен будут «контролироваться и расследоваться антимонопольной службой в установленном порядке».

В четверг, 10 декабря, газета «Коммерсантъ» сообщила , что объединения производителей продовольствия и розничной торговли премьер-министра России Дмитрия Медведева установить тестовый режим работы «Платона» с нулевым размером платы за проезд фур, так как возникшие проблемы с системой приводят к повышению себестоимости товаров.

Производители предложили перевести систему в режим постоплаты и разработать альтернативные способы взимания платы с большегрузов и контроля ее сбора. Соответствующее обращение к Медведеву подписали 20 организаций, в том числе и Национальная мясная ассоциация, «Руспродсоюз», Рыбный союз, «Союзмолоко», Зерновой союз, Ассоциация компания розничной торговли и Союз независимых сетей.

«Платон» начал функционировать 15 ноября. С этого дня фуры грузоподъемностью свыше 12 т должны платить 1,53 рубля за каждый пройденный километр по федеральным трассам. С 1 марта 2016 года плату планируют повысить до 3,06 рубля за 1 км.

Собранные средства предполагается направить в дорожный фонд в виде компенсации за разрушение трасс тяжелыми автомобилями. Стоимость системы составила 29 млрд рублей, собираемость за 13 лет должна составить 1 трлн рублей.

Внедрение системы «Платон» сопровождалось техническими накладками и вызвало резкие протесты дальнобойщиков. 4 декабря дальнобойщики акцию на МКАД.

Оператором «Платона» является компания «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС) — совместное предприятие Игоря Ротенберга и инвестфонда «РТ-инвест» (25,01% принадлежит «Ростеху»). 3 декабря пресс-секретарь президента Дмитрий Песков предположение о том, что Игорь Ротенберг стал оператором системы благодаря дружбе его отца, миллиардера , с Владимиром Путиным.

9 декабря Медведев о том, что введение системы взимания платы с грузовиков принесет дополнительные инвестиции в дороги. «У нас же общим местом является ругать российские дороги. Деньги-то где на них брать?» — спросил он.

Предполагается, что в 2016 году «Платон» соберет в виде платежей за проезд около 40 млрд рублей. Эти деньги власти обещают тратить на ремонт федеральных трасс.

Добрый день, уважаемый читатель.

Данный документ был существенно доработан. Достаточно сказать лишь о том, что изменения заняли более 50 листов формата А4. При желании Вы можете самостоятельно изучить обновленный текст Правил полностью, а в рамках данной статьи будут рассмотрены самые интересные нововведения:

В первую очередь изменения затронули структуру правил взимания платы. Ранее это был относительно небольшой документ, содержащий всего 12 пунктов.

Начиная с 15 ноября 2016 года эти 12 пунктов были объединены в раздел номер 1. Кроме того, в правила добавлены разделы 2, 3, 4, 5, а также приложения №1 и №2. В общем, текст документа увеличился в несколько раз.

Расчетные записи для владельцев транспортных средств

Первое интересное нововведение - возможность создания расчетных записей для владельцев транспортных средств:

"расчетная запись" - запись, формируемая оператором в отношении собственника (владельца) транспортного средства для учета денежных средств, вносимых собственником (владельцем) транспортного средства оператору, и их перечисления в доход федерального бюджета;

5 1 . По заявлению собственника (владельца) транспортного средства или его уполномоченного представителя оператором осуществляется перераспределение средств между расчетными записями, принадлежащими одному собственнику (владельцу) транспортного средства, открытие необходимого собственнику (владельцу) транспортного средства количества дополнительных расчетных записей и формирование группы транспортных средств в привязке к таким расчетным записям. При этом общее количество расчетных записей собственника (владельца) транспортных средств не может превышать количество транспортных средств, зарегистрированных в реестре в отношении данного собственника (владельца) транспортных средств.

Открытие и закрытие для собственника (владельца) транспортных средств дополнительных расчетных записей осуществляется в соответствии с пунктами 73 - 79 настоящих Правил.

Итак, в чем суть расчетных записей. Они позволяют собственнику транспортных средств группировать свои автомобили и для отдельных групп иметь собственный счет для оплаты. Это полезная функция для тех, кто владеет большим количеством транспортных средств.

Например, в строительной организации 100 транспортных средств. Можно разделить их на несколько групп. Например, самосвалы, краны, бензовозы. У каждой группы при этом будет собственный баланс. Если самосвалы полностью исчерпают выделенный им бюджет на передвижение по федеральным автодорогам, то это никак не повлияет на краны и бензовозы.

Так что начиная с 15 ноября 2016 года существует возможность разделить транспортные средства в группы по приоритету и для самых важных автомобилей зарезервировать больше средств.

Возможность отмены оформленной маршрутной карты

Еще одно интересное нововведение затронуло маршрутные карты:

10 2 . Маршрутная карта может быть использована в течение срока ее действия для движения одного транспортного средства по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения в соответствии с указанным в ней маршрутом в одном направлении в дату и время, указанные в маршрутной карте.

Оформленная маршрутная карта может быть отменена только до даты начала ее действия, указанной в маршрутной карте.

Во-первых, правила теперь четко указывают, что маршрутная карта может использоваться только один раз без всяких исключений.

Во-вторых, существует возможность отменить оплаченную маршрутную карту. Однако сделать это можно только до начала ее действия.

Обратите внимание, нельзя отменить маршрутные карты, оформленные на автомобиль, бортовое устройство которого неисправно или утеряно.

Особенности работы с системой Платон для иностранных водителей и организаций

Обновленные правила также регламентируют и особые условия работы с системой Платон для автомобилей, принадлежащих иностранным гражданам или организациям:

Для подтверждения соблюдения условий получения отсрочки по внесению платы собственник (владелец) транспортного средства представляет оператору заверенные копии документов, подтверждающих государственную регистрацию в Российской Федерации собственника (владельца) транспортного средства - юридического лица, а также подтверждающих, что адресом места жительства или места пребывания собственника (владельца) транспортного средства - физического лица является Российская Федерация и местом регистрации транспортного средства является Российская Федерация.

1. Иностранные транспортные средства могут пользоваться системой Платон только после предварительной оплаты проезда (после внесения денег на лицевой счет), это были известно и ранее. Однако начиная с 15 ноября для получения рассрочки владельцы автомобилей должны предоставлять документы, подтверждающие регистрацию собственника и самого автомобиля на территории РФ. Данный пункт предназначен для защиты от махинаций со стороны иностранных водителей.

51. Собственниками (владельцами) транспортных средств, зарегистрированными в соответствии с законодательством другого государства, или их уполномоченными представителями документы представляются оператору с переводом на русский язык, верность которого нотариально удостоверяется в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

2. Иностранные владельцы транспортных средств при использовании системы Платон должны предоставить документы оператору вместе с нотариально заверенным переводом . Данный пункт снимает существовавший ранее вопрос по поводу перевода документов, написанных на других языках. Теперь тут все однозначно, нужен перевод, заверенный нотариусом.

91. Для собственников (владельцев) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, оператором устанавливаются дополнительные обеспечительные меры, исполнение которых такими собственниками (владельцами) транспортных средств необходимо для получения бортового устройства.

В качестве обеспечительной меры собственник (владелец) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, предоставляет оператору денежные средства, эквивалентные стоимости получаемых бортовых устройств, путем их перечисления на счет оператора по реквизитам, предоставленным оператором.

В случае возврата оператору собственником (владельцем) транспортных средств, зарегистрированных в иностранном государстве, бортовых устройств оператор возвращает такому собственнику (владельцу) транспортных средств денежные средства, предоставленные в качестве обеспечительной меры, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 101 настоящих Правил.

3. Залог при использовании системы Платон. Напомню, бортовые устройства системы Платон выдаются пользователям бесплатно во временное пользование.

Для иностранных водителей теперь действуют особые условия, которые требуют внести залог за бортовое устройство. После выезда иностранного автомобиля с территории РФ и сдачи бортового устройства оператору системы Платон, залог возвращается владельцу автомобиля.

До 15 ноября 2016 года подобных правил не было, поэтому иностранцы могли спокойно увозить бортовые устройства к себе на родину. Естественно, за рубежом такое устройство превращается в бесполезную вещь. Однако оператор системы несет убытки, если значительное число устройств просто пропадает из оборота. Новый пункт позволит предотвратить кражу бортовых устройств иностранцами.

Возможность возврата излишне уплаченных или списанных средств

Вопросы возврата излишне уплаченных средств подробно рассмотрены в обновленного документа.

На практике могут возникнуть 2 ситуации:

  • Возврат средств, внесенных на баланс, но не израсходованных во время движения.
  • Возврат средств, ошибочно списанных оператором системы.

В первом случае по поводу возврата нужно обращаться непосредственно к оператору (в центр информационной поддержки) с заявлением. Порядок обращения подробно описан в главе III. В целом, возврат средств не должен вызвать проблем.

Что касается средств, которые ошибочно списаны оператором системы, то здесь дело обстоит сложнее. Для возврата нужно обращаться в Федеральное казначейство. Тем не менее и здесь проблем возникнуть не должно.

Подробные требования к бортовым устройствам

Ну и последний интересный вопрос, которому уделено много внимания в обновленных Правилах. Речь идет о подробных технических требованиях, предназначенных для разработчиков сторонних бортовых устройств.

7 1 . Информация о технических параметрах функционирования системы взимания платы в отношении бортовых устройств и сторонних бортовых устройств, включая информацию о протоколах передачи данных и процедуре персонализации криптографических модулей таких устройств, предоставляется оператором лицам, не являющимся собственниками (владельцами) транспортных средств, по согласованию с Федеральным дорожным агентством.

7 2 . Оператор ведет реестр одобренных для использования в системе взимания платы типов сторонних бортовых устройств на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Решение об одобрении для использования определенного типа стороннего бортового устройства в системе взимания платы и включение его в указанный реестр принимает оператор в течение 30 рабочих дней со дня предоставления ему изготовителем такого стороннего бортового устройства на основании результатов испытаний образцов такого стороннего бортового устройства.

Для обычных водителей в данном случае важен первый абзац пункта 7 2 , который говорит о том, что одобренные модели сторонних бортовых устройств публикуются на официальном сайте системы Платон. Так что если Вы планируете приобрести подобное устройство, то рекомендую для начала удостовериться, есть ли оно в списке одобренных.

Что касается разработчиков сторонних бортовых устройств, то для них в новом документе также довольно много информации. Во-первых, пункт 7 2 дает информацию о том, как получить одобрение для разработанного устройства.

Владельцы грузовиков с разрешенной максимальной массой превышающей 12 тонн обязаны вносить плату в качестве компенсации за вред, который наносят их автомобили дорогам общего пользования. Система «Платон» разрабатывалась, исходя из принципа, «пользователь платит», согласно которому за разрушение дорог общего пользования должны платить те, кто наносит им наибольший ущерб в результате осуществления своей коммерческой деятельности.

Акции протеста за отмену «Платона» начались сразу после введения системы – в ноябре 2015 года. Владельцы транспортных средств требовали отмены «Платона» для грузовиков. Владельцы машин протестовали против штрафов, тарифов и несправедливости (по мнению забастовщиков) введения «дополнительного налога» - ведь они уже платят транспортный налог.

Из-за массовых забастовок, направленных на отмену «Платона», из-за неготовности владельцев грузовиков работать по новым принципам (многие собственники многотонников не успели пройти регистрацию и получить бортовые устройства) было решено отложить наложение штрафов за нарушения на полгода, вплоть до 1 мая 2016 года. Изменили и размер штрафов: изначально планировалось, что штрафы будут взиматься со всех лиц, участвующих в процессе грузоперевозки, а размер штрафа при первом нарушении составит до 450 тысяч рублей (для юрлиц), а при повторном нарушении до 1 миллиона рублей. Размеры штрафов были существенно снижены. Для собственников большегрузов, а также для водителей транспортных средств, которые принадлежат иностранным перевозчикам, сейчас предусмотрены одинаковые размеры штрафов: при первом нарушении штраф составляет 5000 руб., при повторном нарушении – 10 000 руб.

Кроме снижения штрафов, хорошими новостями для владельцев большегрузов стало и изменение тарифов системы «Платон». Перед запуском системы постановлением правительства было установлено временное снижение тарифов на 59% от предусмотренного ранее – 3,73 рубля за каждый километр, пройденный транспортным средством по трассам общего пользования. Величина минимального тарифа составила 1,5293 руб./км. На период с 1 марта 2016 года до 31 декабря 2018 года предполагалась постепенная индексация в два раза, до платы 3,06 рубля за каждый пройденный километр, однако и эта индексация была отложена до 2017 года.

При этом протесты и споры вокруг системы «Платон» не утихают и даже приводят к позитивным для владельцев большегрузов изменениям. Многие собственники многотонников пристально следят за происходящими изменениями, о чем сообщают новости «Платона» сегодня. При этом, ясно, что надеяться на отмену «Платона» нельзя. В ближайшее время можно лишь ожидать усиление внимания властей к системе, а также опвышения как платы самой по себе, так и штрафов за бесплатное использование дорого.

26 апреля 2016 года вступило в силу постановление Правительства РФ от 15 апреля 2016 г. №310, согласно которому пользователи системы «Платон» получили право на отсрочку платежа. Внесение платы может быть отсрочено на один календарный месяц, но при выполнении некоторых условий: автомобиль и собственники зарегистрированы в России, в автомобиле установлено бортовое устройство, у собственника отсутствуют действующие штрафы за неуплату, а также в течение полугода до этого не было задолженности по уплате.

Кроме того, 3 июля 2016 года в статью 28 НК РФ были внесены изменения, согласно которым владельцы большегрузов могут уменьшить транспортный налог, начисленный на каждый многотонник, зарегистрированный в системе «Платон», на уплаченный сбор в счет возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами автомобильным дорогам. Данный порядок был введен с 1 января 2016 года и будет действовать до 31 декабря 2018 года включительно. Это, к слову, одна из немногих льготу по транспортному налогу для юрлиц на сегодня.

Отменят «Платон» или нет, вопрос, скорее, риторический. Согласно последним новостям, об отмене «Платона», несмотря на активные протесты владельцев транспортных средств, говорить не приходится. В декабре 2016 года на официальном сайте «Платона» были опубликованы итоги работы системы, согласно которым, несмотря на массовое недовольство, 87% автомобилей российских перевозчиков уже снабжены бортовыми устройствами (выдано 581 тысяча бортовых устройств). За время работы «Платона» на ремонт дорог регионов было направлено 22,9 млрд рублей, были выделены денежные средства на строительство и реконструкцию 31 моста в 19 субъектах страны.

Владимир Путин дал понять, что система взимания платы с дальнобойщиков "Платон" отменена не будет, несмотря на многочисленные и массовые протесты водителей по всей стране. В качестве утешения президент пообещал им в начале 2016 года отменить транспортный налог для тяжелых фур. Дальнобойщиков это не устраивает, и они намерены продолжать протесты.

Президент Владимир Путин во время своей ежегодной пресс-конференции впервые лично прокомментировал напряженную ситуацию с дальнобойщиками, недовольными новыми сборами за проезд по федеральным трассам с 12-тонников в рамках системы "Платон". С ноября тысячи дальнобойщиков по всей России объединились и стали выступать против платного проезда, который, согласно их аргументам, сделает полностью неприбыльным ведение мелкого бизнеса грузоперевозок и лишит заработка тысячи семей.

Руководители профессиональных союзов сразу же обратили внимание на то, что оплата в размере 1,53 руб. за километр пути (3,06 руб. с марта 2016 года) станет по сути третьим налогом в дополнение к действующим акцизным сборам, закладываемым в стоимость бензина, и транспортному налогу, которые существенно выше по сравнению с тем, что платят владельцы легковушек. Кроме того, по уверению профсоюзов, существенное удорожание услуг автоперевозчиков неизбежно приведет к дополнительному росту цен в магазинах. В итоге волна массовых несанкционированных митингов и протестов прокатилась по крупнейшим российским городам, а часть водителей устремилась в Москву.

"Платон" не отменят

В своем ответе на вопрос о судьбе "Платона" и дальнобойщиков Путин ясно дал понять, что отмены системы, чего требует часть автоперевозчиков, не будет.

Кроме того, он объяснил выбор подрядчиков тем, что те смогли привнести существенные инвестиции для запуска системы сбора оплаты. Поясним, что участниками концессионного соглашения по созданию "Платона" вместе с Росавтодором являются ООО "РТ-Инвест" и 42-летний предприниматель Игорь Ротенберг, являющийся сыном известного миллиардера и давнего знакомого президента Аркадия Ротенберга. Личность Игоря Ротенберга вызывает у протестующих водителей особое недовольство, многие из которых уверены, что сборы с водителей достанутся лично ему.

Все сборы от системы "Платон" на 100% идут в дорожный фонд Российской Федерации, до последней копейки. И оттуда все сборы до последней копейки поступают на дорожное строительство в регионах РФ.

Второе. Откуда получают средства СП между "Ростехнологиями" и фирмой частных лиц. Они получают эти деньги из бюджета напрямую. По-моему, там где-то 10 млрд руб. (финансирование ООО "РТ-Инвест" на 2016 год запланировано в размере 10,6 млрд руб. - "Газета.Ru") . На ремонт этой системы, на поддержание ее работоспособного состояния, на развитие. Это значит, что все может быть проверено, в том числе и общественностью, и Счетной палатой. Если кто-то считает, что эти расценки завышены, пусть посчитают и предъявят. И это будет правильно. Доходы от "Платона" в компании, в которых находятся частные инвесторы и "Ростехнологии", они туда не поступают".

Введение системы "Платон" Путин объяснил наличием "серых" схем работы среди дальнобойщиков.

"В автомобильной отрасли налоги платят - отчасти только платят за инфраструктуру, через акциз на бензин, но только отчасти, - сказал президент. - А в других отраслях полноценная уплата за инфраструктуру. Часть грузов стала перекочевывать на автодороги. Возникло огромное количество грузовиков, которые негативно на нее влияют. А налог платят одинаково. Эксперты считают, что при разгоне-торможении влияние на полотно грузовиков 12 тонн разрушительно влияет, больше, чем легковушки. А платят одинаково. У нас отменили лицензирование этого вида деятельности. На практике привело, что появилось большое количество людей, которые просто покупают большегрузы и пользуются. Это абсолютно "серая" схема экономики.

Отменить транспортный налог и поработать с патентами

Вслед за серьезным снижением штрафов за неоплату проезда Путин озвучил еще одно серьезное послабление для дальнобойщиков, которым станет отмена транспортного налога. Сделать это Путин потребовал не позднее первого квартала 2016 года.

"За километраж большегрузных машин платят в очень многих странах мира, в Белоруссии в семь раз больше, чем предложено в России, - сказал Путин. - Но все равно мы говорили о том, что при переходе на эту систему может быть отменен транспортный налог, - не отменили. Кстати говоря, по настоянию региональных руководителей, потому что транспортный налог идет в региональные бюджеты. Но для большегрузов, которые должны платить за пробег, надо это сделать.

И я очень рассчитываю на то, что правительство в самое ближайшее время, в начале года, это сделает. Я надеюсь, что все эти решения, о которых я сказал, в том числе и по налогу на транспортные средства, в ближайшее время правительством, не позже чем в первом квартале, будут приняты".

Глава государства также выразил надежду, что правительство продумает изменения в патентной системе для водителей большегрузов.

"Как сделать, чтобы не перегрузить их поборами, платами и налогами? Есть простой способ - дать им возможность приобрести патент, недорогой. Но здесь есть проблема. Патенты выдают на год, а есть сезонные перевозки. Ну, пусть правительство подумает заранее об этом и сделает это", - подчеркнул Путин.

Без транспортного налога легче не станет

"Транспортный налог - это 20-40 тыс. руб. в год с грузовика, а "Платон" - это 200-300 тыс. в год, - рассказал координатор ассоциации "Дальнобойщик" Валерий Войтко "Газете.Ru". - Получается, что отмена транспортного налога совершенно не компенсирует введение "Платона". Ставка транспортного налога на 12-тонную фуру рассчитывается из расчета свыше 210 л.с., в среднем на такие грузовики устанавливаются моторы от 220 до 500 л.с. Чаще всего используются моторы мощностью 360 л.с. и 420 л.с. При этом доходы от транспортного налога поступают в региональные бюджеты.

До дорог эти средства в основном не доходят, а направляются в соцсферу - зарплаты и пособия бюджетникам, расходы на здравоохранение. Вот и думайте, к чему эта ситуация приведет в регионах, которые лишатся такой статьи доходов".

Войтко уверил "Газету.Ru", что его группа дальнобойщиков продолжит отстаивать свою позицию, и обратил внимание на то, что сейчас перевозчикам, которые продолжат работать в новых условиях, не остается ничего другого, кроме как закладывать стоимость перевозки в стоимость продукции. А это уже привело к росту цен в магазинах.

В свою очередь лидер межрегионального профсоюза водителей-профессионалов Александр Котов считает, что отмена транспортного налога все-таки приведет к снижению в региональных бюджетах доходов, которые используются на строительство дорог.

"Это предпосылка к тому, чтобы все региональные дороги в итоге стали платными, и "Платон" заработает не только на федеральных трассах, - сказал Котов. - Основные доходы регионов, которые поступают в бюджет на строительство дорог, это как раз транспортный налог. Если сейчас его отменить, то денег будет поступать меньше. Ведь с легковых машин много не соберешь. Следовательно, придется искать либо другие источники финансирования, либо вводить плату за пользование федеральными дорогами для всех".

Водитель Магомед Магомедов из Дагестана, который владеет несколькими фурами и принимал участие в автопробеге из Дагестана в Москву, рассказал "Газете.Ru", что

за грузовик мощностью 380 л.с. ему ежеквартально приходится платить налог в размере 14 тыс. руб. "Но если проезжать в год по 100 тыс. км, я буду тратить не менее 300 тыс. руб, - пояснил Магомедов.

А у нас ведь свои обычаи, надо собрать деньги на калым, чтобы выдать дочерей замуж, я этого сделать уже не могу. И за эту страну мы воевали. Больше наших голосов власти не дождутся! А я ведь так гордился Путиным, что он взял Крым! Если наши активисты будут продолжать свои акции, то я сразу же к ним присоединюсь и сделаю все, что от меня зависит!"

Руководитель компании "Навигатор-М" Руслан Шанкин считает, что отмена транспортного налога поможет грузоперевозчикам "как мертвому припарка".

"Вот пример с грузовой фурой с мотором 320 л.с. - за нее мы отдаем 28 тыс. руб. в год, - рассказал Шанкин "Газете.Ru". - Получается, с отменой транспортного налога с нас снимают 2,3 тыс. руб. в месяц. При том, что с пробегом 15 тыс. км в месяц нам придется отдавать 40-45 тыс. руб. Получается, что

звучит громко, а на деле эффекта никакого".

Между тем в руководстве "Единой России" заявили, что вопрос соотношения платежей в систему "Платон" и размер транспортного налога следует тщательно проработать на законодательном уровне, чтобы регионы не утратили возможность ремонтировать дороги в субъектах РФ.

"Транспортный налог идет в региональные дорожные фонды, на восстановление региональных дорог. Платежи по системе "Платон" - на ремонт федеральных трасс. Поэтому нужно найти золотую середину, оптимальное решение, чтобы регионы не остались без средств на восстановление региональных дорог в случае отмены транспортного налога", - цитирует в четверг вице-спикера Госдумы, секретаря генсовета партии Сергея Неверова пресс-служба единороссов.

Пока политики рассуждали о целесообразности "Платона", певец и лидер группы "ДДТ" Юрий Шевчук в четверг приехал в химкинский лагерь протестующих дальнобойщиков. Чтобы поддержать водителей, он спел им несколько песен и подарил свои диски.


Close